Программа по биологии для очно — заочной школы для одаренных детей


Утверждаю:
Начальник МКУ
« ИМЦ образовательных учреждений
Обоянского района»
Зорина Л.А.
Программа по биологии
очно-заочной школы для одаренных детей,
химико- биологического направления.
10 – 11 класс
Составил: учитель биологии высшей категории
МБОУ « Обоянская средняя
общеобразовательная школа №1»
Фесенко Лариса Вячеславовна
2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Методических рекомендаций для учителей биологии» /Автор: Беседина Л.А., доцент кафедры ЕМО КИНПО (ПК и ПРО) СОО ,к.п.н./ Курск,2009г.
Программа включает 8 разделов: первый дает исходный анализ знаний и умений обучающихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации.
Семь блоков курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала обучающимися. В экзаменационную работу, выполняемую выпускниками средней школы, входят задания по курсу основной школы. Изученные в 6-7 классах темы, понятия не всегда повторяются в старших классах, на это зачастую нет времени на уроках. По этой причине необходимо дополнительное время на их повторение и понимание с учетом знаний по общей биологии. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека, и его повторение и осмысление с позиций выпускника средней школы имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из смежных предметов – химии, физики. Повторение этих знаний делает их более прочными и обоснованными. Это касается также решения познавательных задач по молекулярной биологии, генетике и экологии.
Предлагаемая программа может быть рассчитан на 14 часов, из них 8 часов теоретический курс, 6 часов- контрольные работы в дистанционной форме по пройденным темам.
Применение на теоретических занятиях информационно-компьютерных технологий (ИКТ) необходимо, так как помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию обучающихся.
УМК, используемый на занятиях, должен включать учебники любой авторской линии, утвержденные Федеральным экспертным советом (ФЭС)
Для закрепления изученного материала желательно использовать демо-версии Министерства образования и науки РФ, начиная с 2010 года, электронные версии www.fipi.ru и др.
Цели программы
Повысить уровень биологических знаний обучающихся и степень овладения ими учебными умениями.
На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний обучающихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
Закрепить умение обучающихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях в сооветствии с «Требованиями к выпускникам средней школы».
Отработать умения оформлять экзаменационную работу в форме ЕГЭ, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа
Предполагаемый результат
Осознание обучающимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с «Требованиями к выпускникам средней школы» и навыка оформления экзаменационной работы.Содержание курса
(14 часов, из них:8 часов– лекционный материал,
6 часов– контрольные работы)
1. Биология – наука о живой природе – 2 ч.
Лекция «Общебиологические закономерности».
Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической информации и пр. Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии биологии. К.Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф.Реди, А.Левенгук, Л.Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р.Гук, Т.Шванн, Т.Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К.Бэр, Э.Геккель, Ф.Мюллер, Р.Вирхов и др. Уровни организации материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Признаки уровней: системность, саморегуляция и
1.2. Контрольная работа №1: «Биология – наука о живой природе» -1 ч.
2. Клетка как биологическая система – 2 час
2.1 Лекция с применением практической работы: «Химический состав клетки» - 1 час
Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке. Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность. Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная, сигнальная и др. Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции на конкретных примерах. Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой. Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др. Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ и ее роль в клетке. Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии. Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
2.2 Контрольная работа №2: « Клетка как биологическая система №-1»-1час
3. Организм как биологическая система –2 час
Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое. Способы размножения организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение. Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его значение. Развитие прямое и непрямое (с полным и неполным превращением). Влияние окружающей среды на развитие организма (зародыша). Рудименты и атавизмы. Носители наследственной информации – нуклеиновые кислоты. Строение хромосом, расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение. Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции. Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание. Другие виды наследования признаков. «Составление родословной» Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения наследования признаков у человека. Изучение родословной и составление схемы генеалогического древа семьи. Решение задач.
3.1 Контрольная работа №3: « Организм как биологическая система»- 1 ч.
4. Многообразие организмов – 2 час
4.1 Лекция с применением практической работы:
«Основные систематические категории»- 1 час
Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия для видов. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений. Разнообразие организмов, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных. Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в жизни человека и в природе. Лишайники.
4.2.Контрольная работа №4: « Многообразие организмов» - 1 час.
5. Человек и его здоровье – 2 ч
5.1. Лекция с применением практической работы:
«Человек и его здоровье» – 1 час.
Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки. Доврачебная помощь.
5.2 Контрольная работа №5: «Человек и его здоровье»- 1 час.
6. Надорганизменные системы – 2 часа
6.1. . Лекция с применением практической работы:
« Эволюция органического мира»
Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты, кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы. Создатели СТЭ. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид – единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
6.2 Контрольная работа № 6: « Надорганизменные системы. Экосистемы» -1ч
7. Экосистемы и присущие им закономерности – 1 час.
7.1. Лекция с применением практической работы: «Экосистемы и присущие им закономерности».
Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере. Тестовые задания на моделирование процессов, установление причинно-следственных связей и логической последовательности, интеграцию знаний, интерпретацию событий, прогнозирование, оценивание, практическое применение знаний.
8. Итоговое занятие – 1 час
Тестирование по вариантам ЕГЭ
Обсуждение выполненной работы
Анализ типичных ошибок.
Литература для обучающихся:
Биология. Готовимся к единому государственному экзамену /В.Б.Захаров, А.Ю.Цибулевский, Н.И.Сонин, Я.В.Скворцова. – М.: Дрофа, 2006.
Сдаем единый государственный экзамен. Биология /Авт.-сост. Г.С.Калинова и др. – М.: Дрофа, 2008.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. – М., Дрофа, 2004.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2005.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2005.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2003.
Литература для учителя:
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1993.
Сдаем единый государственный экзамен. Биология /Авт.-сост. Г.С.Калинова и др. – М.: Дрофа, 2008.
Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы (авторская линия В.В. Пасечника). – М.: Дрофа, 2008.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. – М., Дрофа, 2004.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2005.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2005.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2003.
Интернет – ресурсы:
allend.ru
http://www.abitu.ru/about.esp (программа «Юниор - старт в науку»)
http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского)http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее)
http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего)
http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)
http://chem.rusolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников.
http://egu.lseptember.ru/index.php?course=18005 – портал педагогическогоуниверситета издательского дома « Первое сентября»
http://www.edu.ru./ - информация о федеральных нормативных документах поЕГЭ. http://www.ed.gov.ru/ - образовательный портал http://www.belregiob.ru/department/part250/staff765/ - образовательный порталhttp://www.ipkps.bsu.edu.ru –
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала по биологии
очно-заочной школы для одаренных детей,
химико- биологического напривления.
10-11 КЛАСС
Составлено на основе Методических рекомендаций для учителей биологии /Автор: Беседина Л.А., доцент кафедры ЕМО КИНПО (ПК и ПП) СОО, к.п.н. – Курск, 2009.
Лекционный материал- 8 часов.
Название раздела, темы № п/п Содержание Дата проведения Примечание
по плану по
факту 1.Биология – наука о живой природе 1.
Уровни организации живой материи.
26.10.
2015г. Лекция с применением практической работы.
2.Клетка как биологическая система 2. Химический состав клетки
26.10.
2015г. Лекция с применением практической работы.
3.Организм как биологическая система 3.
Размножение организмов
27.10. 2015г. Лекция с применением практической работы.
4.Многообразие организмов 4.
Основные систематические категории
02.10.
2015г. Лекция с применением практической работы.
5.Человек и его здоровье 5. Биосоциальная природа человека
Приемы оказания первой помощи.
Лекция с применением практичес
кой работы.
6.Надорганизменные системы 6..
Эволюция органического мира
Лекция с применением практической работы.
7.Экосистемы и присущие им закономерности 7.. Естественные сообщества живых организмов и их компоненты.
Лекция с применением практической работы.
8.Итоговое занятие 8.. Тестирование
Обсуждение выполненной работы Практичес
кая работа
Темы контрольных работ и сроки их выполнения
( 6 часов)
Название раздела, темы № п/п Содержание Дата проведения Примечание
по плану по
факту 1.Биология – наука о живой природе 1.
Уровни организации живой материи.
25 ноября
2015г. Контрольная работа №1
2.Клетка как биологическая система 2. Химический состав клетки.
09. декаб
ря
2015г. Контрольная работа №2
3.Организм как биологическая система 3.
Размножение организмов
23 декабря 2015г. Контрольная работа №3
4.Многообразие организмов 4.
Основные систематические категории
03.02.
2016г Контрольная работа №4
5.Человек и его здоровье 5. Биосоциальная природа человека
Приемы оказания первой помощи.
17.02.
2015г. Контрольная работа №5
6.Надорганизменные системы 6..
Эволюция органического мира
24.03.
2015г. Контрольная работа №6