Разработка открытого урока по биологии для 11 класса на тему: Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе

Число: 19.10. – 22.10.
Класс: 11
Урок № 15 – 16
Тема: «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Внутривидовая борьба»
Учебно-воспитательные цели:
изучить понятие о естественном отборе и внутривидовой борьбе;
воспитать бережное отношение к природе;
продолжить формирование умения обосновывать знания о движущих силах эволюции – естественном отборе
Оборудование: учебник, конспект, методическое пособие, таблица, презентация, видеоролики
Тип урока: комбинированный урок, изучение нового материала
Методы: наглядный, словесный, письменный
Ход урока:
І Орг. момент: Знакомство с темой и целями урока. Наличие учеников в классе. Настрой на работу, комментирование целей урока. Настрой положительной добродушной атмосферы.
ІІ Опрос домашнего задания:
Что такое эволюция?
Какой учёный является основателем учения об эволюции?
Перечислите движущие факторы эволюции?
Дайте определение наследственности изменчивости?
Что такое вид? Какой учёный ввёл этот термин?
Что такое популяция? Кем был введён термин?
И, наконец, что же такое макроэволюция? Кто ввёл данное понятие в науку биология?
Дайте определение понятию «искусственный отбор»?
Приведите несколько примеров искусственного примера?
Что такое естественный отбор?

ІІІ Объяснение нового материала:
Природа хочет жить, и потому она
мильоны зёрен скармливает птицам.
Но из мильона птиц к светилам и
Зарницам едва ли вырвется одна.
(Н. Заболоцкий)

Чарльз Дарвин, сравнивая собранную информацию о растениях и животных, выяснил, что в природе происходит отбор. Он считал, что организмы, развиваясь в тесной связи с окружающей средой, сами изменяются в разных направлениях (жирафы и бегемоты). Но в дальнейшем выяснилось, что если особи одного вида лучше приспосабливаются к условиям окружающей среды, то другие приспосабливаются хуже. В условиях среды при постоянно происходящей борьбе за существование, хорошо приспособленные виды оставались живыми и давали крепкое плодовитое потомство, а слабо приспособленные организмы наоборот, погибали.
Причин исчезновения много: например, некоторые виды попадали в бедственные ситуации – они были съедены хищниками; некоторые птицы ударялись об электрические провода и погибали; некоторые виды исчезали группами во время лесным пожаров, селей, наводнений и других катаклизм.
Гибель хуже приспособленных к внешней среде и рост хорошо приспособленных особей являются основой естественного отбора. Естественный отбор усложняет строение и функции органов последующих поколений, а также способствует усиленному развитию.


· Естественный отбор – это процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
Особенности естественного отбора:
происходит в природе непрерывно с начала зарождения жизни;
протекает незаметно;
в процессе отбора сохраняются полезные для организма свойства, вредные признаки исчезают;
происходит независимо от человека;
остаются приспособленные к среде обитания организмы, неприспособленные исчезают;
сохраняется равновесие между окружающей средой и популяцией;
появляются новые виды









Естественный отбор



Движущий Стабилизирующий Разрывающий
(Дизруптивный)


идёт при изменении условий идёт при постоянных условиях действует в типичном случае
среды, лучше выживают и размножаются жизни популяции, отсекает формы, при резком изменении условий
особи более приспособленные к новым отклоняющиеся от уже сложившегося, существования, при этом наиболее
условиям среды по сравнению с особями, наиболее приспособленного фенотипа; приспособленная и многочислен-
приспособленными к старым; вызывает способствует сохранению постоянства ная часть популяции погибает, а
изменение фенотипа и генотипа в генотипа и фенотипа популяции выживает наиболее приспособлен-
популяции ная часть

Также наряду с естественным отбором идёт борьба за существование, которая также сопровождается выживанием сильнейших (при посадке пшеницы наиболее приспособленные выживут, а менее приспособленные колосья пшеницы будут мелкими или вовсе вымрут).

Внутривидовая борьба – это борьба между особями одного вида за пищу, ареал, свет, влагу.
В результате на жизнь и размножение имеют право более приспособленные особи, менее приспособленные гибнут. В период размножения в борьбу могут вступать только самцы.
Чарльз Дарвин, рассматривая и изучая внутривидовую борьбу, выделил ещё одну форму естественного отбора – половой отбор – конкуренция между особями одного вида мужского пола за самку в период размножения (птицы, животные).

Борьба за существование – это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой.
Борьба за существование


Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями
(всегда идёт очень напряжённо, (идёт, когда виды конкурируют (идёт при ухудшении условий среды,
т.к. особи одного вида нуждаются за одни и те же ресурсы, либо усиливает внутривидовую борьбу)
в одних и тех же ресурсах) когда они связаны отношениями
типа «хищник – жертва»)


хищничество паразитизм

Загадки:
и меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно, за свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд, за почву и за влажность спор ведут? (внутривидовая борьба)
орёл бьёт сокола, а сокол бьёт гусей, стращаться щуки крокодила, от тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, всегда имеет верх на слабостию сила? (межвидовая борьба)
лес кругом, широкая поляна, на траве зелёной у кургана – жаркий бой ведут тетерева? (внутривидовая борьба)
а знаете друзья, что ёж был с мягкой шёрсткою когда-то, но объявилась вдруг лиса, защёлкали зубами волки – и стали колкими глаза, и выросли иголки? (межвидовая борьба)
была зима такая, что с ветвей комочком белым падал воробей, закованные в ледяные глыбы, в речных глубинах задыхались рыбы? (борьба с неблагоприятными условиями среды)

ІV Закрепление нового материала: устные ответы на вопросы в конце параграфа
V Подведение итогов: выставление оценок за ответы во время опроса и за участие на уроке.
VІ Домашнее задание: §16-17 прочитать, выучить конспект в тетради, подготовиться к опросу по пройденным темам, ответить устно на вопросы в конце параграфа
! К следующей л/р подготовить проращенные зёрна пшеницы и фасоли (по 15-20 зёрен)