План-конспект урока по русскому языку Собственные и нарицательные имена существительные (2класс)

Предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, чувства патриотизма, интереса к истории своего народа и гордости за его славное прошлое

Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:
учебник «Русский язык» 2
· класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.


Ход урока
I Организация начала урока
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения и тогда весь день дела будут идти хорошо. Настроение у всех- хорошее, значит всё у нас получится.
- Какой праздник приближается? (23 февраля)
-Кого вы представляете защитником Отечества?
(Вывешиваются портреты богатырей)
- А что нужно богатырю. Чтобы он мог защитить Отечество?
И у нас есть щит. Он – не простой. Когда-то лётчики, одержав победу в бою, рисовали звёзды на корпусах своих машин, а потом считали, у кого их больше. В конце урока мы создадим свой щит. Украсив его звёздочками, полученными за правильные ответы. Вот и посмотрим на своё мастерство в изучении русского языка. (Назначается ученик. Который будет раздавать звёздочки, вырезанные из бумаги, за правильные ответы)

II Минутка чистописания
Запишите число, классная работа
Буквосочетания ом чьи
Слово Женя
- А Женя – это имя мужское или женское?
III Актуализация опорных знаний
На стенах на карточках развешены слова: Настя, Светлана, Артем, Иван, Егор, Бобик, Ромашкино, Ростов, дети, карандаш, Рыжик, Простоквашино, кот, город.
Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Выберите из них
название городу,
имя мальчику,
имя девочке,
кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

IIV. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
Тема нашего урока:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
- А чему хотели бы научиться?
Сегодня на уроке мы узнаем научимся попробуем
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

V. Открытие нового знания
Работа с учебником правила стр 52, 53
VI. Словарная работа стр 54
Отец (записать, разобрать по звукам) отчество

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Первичное закрепление знаний
Работа с учебником стр 54 упр 92
Ученик у доски. Выписать имена богатырей.

Упр 93 Работа с иллюстрацией Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»

- Составьте предложение о богатырях. Запишите. Подчеркните в нем главные члены.

Богатыри стоят на страже родной земли.

VIII. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

IX. ИГРЫ «Придумай пару» используются карточки из начала урока

X. Рефлексия (Оформление щита. Наклеивание звёздочек)
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)
научился
могу похвалить себя и одноклассников за .


XI. Домашнее задание Стр 52-53 правила упр 91




15