Прием Яркое пятно на уроках русского языка


Торжественно объявленная тема урока чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Чтобы этого не произошло можно использовать специальный прием, условно называемый «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
При использовании приема «яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.
В своей работе я часто использую погружение детей в сказку, т.к. сказка близка и интересна детям. Они с радостью погружаются в мир фантазий и волшебства и «открытие» нового знания для них становится тем «волшебством», которые они сами творят, поэтому и более интересным, чем обычные уроки, где учитель сухо объявляет тему урока.
460629041910-51435124460
259651535560
Урок русского языка 1 класс
«Звуки и буквы»
1405890119380-3810119380

Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Урок русского языка 3 класс
4272915170815-17526085090 «Члены предложения»
Давным-давно жили – были, не тужили папа, мама, и их детки. Папа с мамой дружно жили, они в семье были главными, а детки на вторых ролях, и они во всем слушались папу и маму. А папа с мамой, настолько уважали друг друга, что никто из них не считал себя главнее другого. Все они делали сообща и во всем друг к другу прислушивались.
Мама обозначалась на письме так _________, а папа так .И вот мама с папой просят нас ответить:
На какие вопросы они отвечают?
что обозначают?
Какой частью речи выражены?
И если мы правильно ответим на их вопросы, они нам назовут свои имена. А подсказку они нам прислали. Посмотрите на предложения, написанные на доске.
Весна пришла.

Птицы прилетели.
Цветы расцвели.
Молодцы, мама- подлежащее, папа- сказуемое. А на следующих уроках мы узнаем, как зовут их деток.
Использование на уроках приема «яркое пятно» делает урок более интересным. Ученики начальных классов по своим возрастным особенностям
Урок русского языка 3 класс
«Определение»
15240-2540Ребята, мы с вами знаем, что в некотором царстве, тридесятом государстве, жили – были, не тужили Мама-подлежащее (М-П) и Папа- сказуемое (П-С). Были они главными членами семьи – предложения. И было у них двое сыновей и одна дочка.
Как вы думаете, они тоже будут главными членами предложения, или будут второстепенными? Почему?
Правильно и мы должны узнать, как их звать и как они обозначаются на письме, на какие вопросы отвечают, какой частью речи являются?
Чтобы все это узнать, надо быть внимательными в течение всего урока и не отвлекаться ни на минуту. Готовы?
Тогда посмотрите на схему – подсказку.
М-П П-С
̠ ̠ ̠ ̠ ̠ . ̠ . ̠ . ̠
Ребята, как вы думаете, как обозначается на письме второстепенный член-дочка, а как второстепенные члены-сыновья? Почему вы так решили?
Правильно, дочки любят держать за руку маму и хотят быть похожими на маму, а сыновья хотят быть похожими на папу.
Значит - это дочь, а ̠ ̠ ̠ ̠ и ̠ . ̠ . ̠ . ̠ - это сыновья.
Хотя мы знаем, что сыновья тоже любят держать маму за руку. Значит, схема может быть и такой

̠ ̠ ̠ ̠ ̠ . ̠ . ̠ . ̠
Сегодня на уроке мы познакомимся с второстепенным членом предложения – дочкой. Кто догадался, как подчеркивается этот второстепенный член?
Опираясь на схему, определим, какие же слова являются второстепенным членом - дочкой.
Маленькая девочка пошла в магазин.
Найдите в этом предложении главные члены подлежащее-маму и сказуемое-папу.
Девочка пошла
Молодцы подчеркните их.
Маленькая девочка пошла в магазин.

У нас осталось три слова: маленькая и в магазин. Как вы думаете, с какими из главных членов они связаны по смыслу?
Молодцы. У нас получились словосочетания: маленькая девочка и пошла в магазин. Так как мы сегодня будем знакомиться только с одним второстепенным членом дочкой, то, как вы думаете, с каким из словосочетаний мы будем работать?
Правильно, нам нужно словосочетание маленькая девочка.
Итак, мы знаем, что второстепенный член зависит от главного. Задайте вопрос от главного члена – подлежащего к второстепенному члену. Ребята, итак, какой вопрос вы задали к слову маленькая? Мы с вами раньше изучали части речи. Какая часть речи, отвечает на вопрос: какая? Имя прилагательное имеет и другие вопросы. Какие? Чем является прилагательное в речи? Что обозначает прилагательное?
Итак, этот член предложения выражается в предложении именем прилагательным. Хотите узнать, как называется этот член предложения?
(Определение)
Что такое определение?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Какой частью речи является?
Прочитаем правило в учебнике с.114
Найдите определение в следующих предложениях:
Умный мальчик читал книгу о космосе.
Голубое небо завораживало взгляд.
Весенние цветы пахнут особенно ароматно.
15240180340Урок русского языка 3 класс
«Дополнение»
На прошлом уроке мы с вами познакомились с второстепенным членом – определением. Давайте вспомним нашу сказку. Кем является в сказочной семье второстепенный член – определение? Как обозначается? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Какой частью речи выражено? Кто помнит, сколько детей было у Мамы-подлежащего и Папы-сказуемого? А мы с вами познакомились только с дочкой – определением. Хотите познакомиться и с другими второстепенными членами сказочной семьи?
Тогда продолжим работу со схемой.

̠ ̠ ̠ ̠ . ̠ . ̠ ̠ ̠ ̠ ̠ . ̠ . ̠
Сегодня мы познакомимся с сыном, который обозначается так ̠ ̠ ̠ .Хотите узнать, как его зовут? На какие вопросы он отвечает? Что обозначает? Какой частью речи выражается в предложении?
Тогда прочитайте следующие словосочетания:
Мама сыну
Управлять машиной
Смотреть на кошку
У лисы лисята
Найдите в этих словосочетаниях главные члены предложения. Подчеркните их. Задайте вопрос от главных членов к второстепенным членам вопросы.
Мама (кому?) сыну
Управлять (чем?) машиной
Смотреть (на кого?) на кошку
Лисята (у кого?) у лисы
Итак, этот второстепенный член называется дополнение. Подчеркнем дополнение. Попробуйте теперь ответить на мои вопросы.
Что обозначает дополнение?
На какие вопросы отвечает?
Какой частью речи выражено в предложении?
Как подчеркивается дополнение в предложении?
Прочитаем правило с.117
Урок русского языка 3 класс
1524019050«Обстоятельство»
Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с сказочными детьми главных членов Мамы- подлежащего, и Папы-сказуемого: дочкой-определением и сыном-дополнением. Остался последний сын. Кто догадался, как он обозначается в предложении? Правильно, а зовут его обстоятельство.
И наша задача узнать, на какие вопросы отвечает этот второстепенный член?
Что обозначает?
Какой частью речи выражено?
Готовы?
Тогда прочитайте следующие предложения и найдите в них знакомых вам членов сказочной семьи. Подчеркните.
У дома выросла белая берёза.
Маленький Антон пошел в школу.
Разноцветная бабочка села на ромашку.
Какие слова вы не подчеркнули? (У дома, в школу)
Найдем слова, с которыми они связаны по смыслу. У нас получилось два словосочетания: выросла у дома, пошёл в школу.
Задайте вопрос от главного слова к зависимому слову.
Выросла (где?) у дома.
Пошёл (куда?) в школу.
Эти слова и являются второстепенным членом предложения – обстоятельством. Третий сын нашелся.
На какие вопросы отвечает обстоятельство?
Какой частью речи выражено в предложении?
Прочитаем правило с.120.

В своей работе я стараюсь, как можно чаще погружать детей в мир сказок. Ведь сказка близка детям, а в наше время, когда современные технологии заменяют детям книги, нужно приучать детей к чтению сказок вовлекать их в сказочный мир, развивать воображение и прививать любовь к устному народному творчеству. Ведь родители часто занятые своей работой или налаживанием личных отношений, забывают, что сказка важна в жизни детей. Она воспитывает добрых, отзывчивых, смелых и отважных, готовых на подвиги людей. Поэтому считаю, что прием «Яркое пятно» надо использовать как можно чаще. Ведь на сказках выросли наши бабушки и дедушки, которые готовы были ради своих детей, ради Родины на великие подвиги.