Конспект урока по теме Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Тема: Речевой этикет: слова просьбы и извинения.
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Учитель: Бажина Ирина Николаевна Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, практического овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения. Планируемые результаты образования: Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи - ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные:общеучебные - постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что?); осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические - преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов. Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения. Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто. Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Ход урока.
1. Орг. момент.
Продумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Услышишь «Доброе утро!» - и сразу становится теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!», хмуро, недовольным голосом? Почему?
Весь урок у нас пройдет под девизом:
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, - стыдится.
2. Актуализация ранее имеющихся знаний.
- Что мы используем при общении? (речь)
- Какая бывает речь? (устная и письменная)
- Что красит нашу речь? (красивые, добрые, вежливые слова)
На доске записаны слова:
Решето
Человек
Войлок
Поэты
Картина
Паркет


(войлок – это плотный толстый материал из валяной шерсти).
(паркет - планки из твёрдых пород дерева для покрытия полов, а также само такое покрытие).
- Разделите слова на слоги. Прочитайте по порядку из слов первого столбика только первые слоги, из слов второго столбика только вторые слоги и у вас получится тема нашего урока.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения.
- Тема урока: Речевой этикет. Сегодня мы с вами будем говорить о вежливых словах, которые используются при просьбе или при извинении.
- Какие цели вы можете перед собой поставить? (Узнаем новые вежливые слова, научимся их писать и т.д.)
- В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому так важно употреблять в своей речи вежливые слова.
- Бывают ситуации, когда надо что-то попросить, за что-то извиниться. Наша задача на уроке – выяснить, как это сделать вежливо.
3. Минутка чистописания.
- Ребята, откройте свои рабочие тетради и дорисуйте в упражнении 1 каждую клубничку так, чтобы она получилась такой же, как и первая.
- Напишите красиво две строчки элементов букв и букв. Старайтесь писать красиво.
Физминутка. Игра «Пожалуйста».
Правила просты: если я говорю слово «пожалуйста», то вы выполняете то движение, которое я вам назову, если это слово не прозвучало, то выполнять не надо.
- Пожалуйста, встаньте.
- Пожалуйста, поднимите руки вверх,
- Опустите руки вниз,
- Пожалуйста, вытяните руки в стороны,
- Пожалуйста, опустите руки вниз,
- Поднимите руки вверх,
- Пожалуйста, вытяните руки вперед,
- Пожалуйста, опустите руки вниз.
- Пожалуйста, садитесь на свои места.
Молодцы!
4. Словарно-орфографическая работа.
Учитель читает стихотворение из упражнения №1 учебника, просит детей продолжить последнюю фразу.
Это слово, ребята, мы сегодня должны запомнить, мы не только будем его чаще употреблять в своей речи, но и узнаем, как оно правильно пишется: пожалуйста.
Это словарное слово, то есть такое слово, написание которого надо запомнить.
- Прочитайте его про себя, вполголоса, с голосом. Прочтем его по слогам.
- А сейчас запишите это слово красиво себе в тетрадь в свободную строку.
- Поставим ударение, подчеркнем звуки.
- Составьте устно предложение со словом: пожалуйста.
5. Изучение нового материала.
- Сейчас я буду читать вам стихотворения, но не до конца, а вы подумайте и скажите, каким вежливым словом или фразой оно заканчивается.
Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «»   (Извини!)
Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи: «»  (Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь, Не пролезут вместе в дверь. Тот, кто вежливей, сейчас Скажет: «Только»   (после вас!)
Мама с папою сидят, Торт с конфетами едят. Скажет вежливая дочь: «Разрешите »   (вам помочь!)
Бык ромашек накосил И барана пригласил. Тот один съел угощенье, Но сказал: «»  (Прошу прощенья!)
Дети Даша и Егорка Сыр для пиццы трут на терке. Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте...»  (так добры!)
- Волшебные слова используют в своей речи все воспитанные люди. Если человек хочет о чем-то попросить другого человека, он использует слова: пожалуйста, разрешите, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, простите, можно. Если человек нечаянно сделал что-то неправильно, он просит за это прощения и использует слова: простите, извините, мне стыдно, я виноват, прошу прощения.
- Ребята, сейчас я вам прочту 2 стихотворения, в которых описывается ситуация, где герой стихотворения извиняется. Наша задача: разобраться, правильно ли он извинился и почему.
- Послушайте стихотворение Нуратдина Юсупова из книги «Кто кого любит?»: «Простите»
Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня уловчилась
За ухо поймать
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня»-
Я шепнул виновато.
- Ступай,-
Улыбнулась.-
Прощаю пока.-
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»
Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
- Почему мама отпустила мальчика?
- Было ли извинение искренним? Почему?
- Послушайте еще одно стихотворение Виктора Лунина «Вежливый слон».
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо очень сказал муравью
- Можешь и ты наступить на мою.
- Вежливый ли слон?
- Правильно он извинился?
Если вы обидели кого-то случайно
Или наступили на ногу нечаянно:
Только не молчите, только не молчите,
И долго не тяните, скажите (извините)
- «Извините» - т. е. снимите с меня вину.
Если просишь что-нибудь, ты не жалуйся,
А подумай хоть минутку и скажи (пожалуйста)
Физминутка «Вежливые животные».
- Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Представим, как могли бы приветствовать друг друга:
жирафы (наклоны вперед);
антилопы (поднятие ног поочередно);
львы (повороты вправо влево);
обезьяны (наклоны вправо–влево с руками за головой);
медведи (вращение головы).
- А сейчас нам с вами предстоит узнать еще кое-что интересное. Когда ребенок еще не умеет говорить, он просто показывает на предметы пальчиком, как бы спрашивая: «Что это?», «Кто это?». А вот в древности люди, когда давали названия предметам, вещам, явлениям, растениям, животным – тоже отвечали для себя на вопросы «кто это?» или «что это?»
Прочитаем информацию в учебнике.
В нашем языке есть слова, которые отвечают на вопрос «кто?»: они называют людей, зверей, птиц, рыб насекомых, и есть слова, которые называют предметы, вещи, явления, они отвечают на вопрос «что?».
Например: кто? мама, врач, брат, рак, окунь, лиса, пчела;
что? дождь, стол, луна, книга, платье, ручка, мяч.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам: соедините линиями картинки с тем вопросом, на который они отвечают: кто это? Или что это?

- Проверим работу.
- А сейчас самостоятельно в тетради распределите слова из списка по столбикам и запишите их (упражнение 4).
6. Итог урока. Рефлексия.
- Подведем итог урока. Я попрошу двух учеников прочитать стихотворения.
1 ученик читает стихотворение «Простите».
Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду. И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать. А если, я все же забуду, - Простите, я больше не буду.
2 ученик читает стихотворение «Пожалуйста».
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
- У нас на доске солнышко. Оно символизирует все доброе, волшебное и хорошее. Сегодня мы с вами говорили о том, как можно вежливо попросить о чем-то или извиниться. У каждого из вас на партах лежат лучики, с обеих сторон которых записаны фразы. Ваша задача выбрать ту фразу, которая является вежливой, и прикрепить ее к нашему солнышку, зачитав ее вслух.
Фразы:
Извини, я тебя толкнул.
Ой.

Пожалуйста, передай мне кусочек хлеба.
Подай мне хлеб.

Разрешите мне пройти вперёд.
Дайте пройти.

Будьте любезны, передайте деньги за проезд.
Передайте за проезд.

Я виноват, я нечаянно лопнул твой шарик.
Твой шарик лопнул.

Мне стыдно за свое поведение.
Я вёл себя не очень хорошо.

Прошу прощения, я забыл убрать свои вещи.
Я забыл убрать свои вещи.

Будьте так добры, положите книги на стол.
Положите книги на стол.

Простите, я не смог прийти.
Я не смог прийти.

Извините, можно войти?
Можно войти?

Прости, я не хочу играть в прятки.
Я не хочу играть в прятки.

Прошу вас, говорите тише.
Говорите тише.

Разрешите мне сделать объявление.
У меня объявление.

Простите, можно мне подойти поближе к картине.
Я подойду поближе к картине.

Разреши мне сказать первым.
Я скажу первым.

Будьте добры, передайте журнал учителю.
Передайте журнал учителю.

Пожалуйста, разреши мне встать первым.
Я буду стоять первым.

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе в дневник зеленый кружок, если вы все на уроке усвоили, поняли и можете сказать себе «Я – молодец!», желтый – «Я немного ошибался, не все успел, не все понял», красный – «Я не понял тему урока, мне нужно еще в ней разобраться».
- А закончить наш урок я хочу стихотворением:
Добрый день и добрый вечер!
Здравствуй, здравствуйте, привет!
Сколько зим и сколько лет!
Много разных слов волшебных
Знаю я
И охотно передам вам
Знания:
Разрешите, извините,
Будьте так добры, скажите,
Ах, пожалуйста, простите,
До свидания!








13PAGE 15


13PAGE 14515




15