Интегрированный урок русского языка в 5 классе Изменение имен существительных по падежам. Вода в природе.
Утверждаю:
Директор Тс(к)ош-и VIII вида ___________Ф.Л. Суменков
Интегрированный урок (русский язык + природоведение) по теме
"Изменение имен существительных по падежам. Вода в природе"
Дата – 10 февраля 2010 года
Цели:
Образовательная:
- обобщить знания по теме « Изменение имен существительных по падежам»;
- совершенствовать умения определять падеж существительных;.
- развивать навык беглого чтения;
- продолжить формирование понятия "вода", расширить представления о ее свойствах как природного тела.
Коррекционная - корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, память, наблюдательность.
Воспитательная :
- формировать интерес к русскому языку;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать самостоятельность, доброжелательные отношения друг к другу, интерес к уроку;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Валеологическая – создание условий для физического и психологического здоровья учащихся
Методы обучения : словесный, наглядно-демонстрационный,; репродуктивный, продуктивный.
Формы организации процесса обучения – фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
таблица "Падежи", карта Бурятии
отпечатанные тексты стихотворения И. Никитина,
рисунки учащихся по теме "Охрана водоемов",
презентация озера Байкал,
компьютер и проектор.
Ход урока:
Организационный этап:
Выявление отсутствующих учащихся
Проверка внешнего вида.
Организация внимания и готовности учащихся к уроку. Психологический настой учащихся.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь.
Речевая зарядка: Ехал Грека
Сообщение темы и целей урока.
Наш сегодняшний урок будет несколько необычным. Вместе с обобщением темы «Склонение имен существительных по падежам» повторим знания из природоведения.
Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять падеж имен существительных, мы будем беседовать об основных свойствах воды, ее местонахождении, значении для природы и человека, а значит и для нас.
Откройте тетради, запишите число.
. Минутка чистописания.
- Прочитайте предложение, записанное на доске:
Мать водица - всему царица.
Что обозначает это выражение? ( ответы учащихся)
Вывод: Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты.
Запишите предложение в тетрадь.
. Словарная работа. ( ребята вытягивают по 1-му слову)
Река, котенок, снежок, водичка, дождь, роса
Найди лишнее
Эти слова можно проверить, но есть слова, которые проверить нельзя. Чем мы пользуемся?
Найти слова в словаре- болото, океан
. Минутка природоведения.
- На предыдущем этапе мы вспомнили о значении воды. А в каком состоянии встречается вода в природе? (твёрдом, жидком, газообразном)
- Где можно увидеть эти состояния воды? (Лёд на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана).
- Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (В различные осадки)
- Назовите их. (Снег, дождь, изморозь, роса.)
Актуализация опорных знаний.
Что такое существительное. Изменение существительных по родам, числам. Одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные имена существительные. Падежи. Падежные вопросы.
Закрепление знаний.
Давайте слова Роса, Река просклоняем по падежам . Устно просклонять - дождь
( 2 человека – у доски – выбирают из карточек)
Физкультминутка
Мы плывем по тихой речке,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
Наконец она садится
На корягу над водой.
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем,
А теперь - глубокий вздох -
И садимся на песок.
Можете ли вы сказать, откуда пришла вода?
Я предлагаю найти ответ на этот вопрос в стихотворении, которое лежит на вашем столе.
Прочитайте это стихотворение.
Откуда пришла вода?
И. Никитин.
Спросил на днях малыш - сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: - Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана.
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донёсся шепот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил у океана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке
Нам откликается всегда
Океанская вода.
- Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных её проявлениях.
- Запишите их. Определить падеж
Самостоятельная работа учащихся
Проверка знаний – тест ( разноуровневый)
Кулан М. Новокрещенных В. – инд. работа
Проверка теста.
Откуда появилась вода? (Из океана).
- Что такое океан? (Крупный естественный водоем)
- Сколько океанов на нашей планете? Назовите их.
(Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан).
- Какие водоёмы вы ещё знаете?
(Родник, ручей, река, море, озеро, пруд)
Ребята, назовите такой водоем, который со всех сторон окружен сушей. (Озеро)
- Какое самое глубокое озеро на Земле? (Байкал)
Где оно находится? Покажите на карте.
Что вы знаете о нем?
Байкал - необыкновенное явление на нашей планете, одно из величайших и красивейших озер. Это самое глубокое, самое большое по объему чистейшей пресной воды Байкал - одно из древнейших озер мира: ему около 25 млн. лет. . Более 300 рек и речек впадает в Байкал. Наиболее крупная из них Селенга. Вытекает одна река - Ангара
Уникальный животный и растительный мир способствует сохранению чистоты вод Байкала. В Байкале около 1000 видов животных: тюлень, нерпа, голомянка - живородящая, омуль, осетр.
Презентация озера Байкал
Домашняя работа :Запишите об этом удивительном озере небольшой рассказ.
. Минутка экологии.
Планета Земля - наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем. На дом вам было задано подумать о поведении людей на природе. Некоторые ученики свои ответы выразили в рисунках.
" Современный человек, видимо не понимает, что все вокруг нас - продукты Земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим", - это сказал известный норвежский путешественник Тур Хейердал.
. Итог урока.
выяснить, усвоен ли материал учащимися, с какими трудностями они столкнулись на уроке, какие виды работ, упражнений заинтересовали их.
Сообщение оценок.
Уборка рабочих мест.
15