Мастер-класс для учителей и воспитателей «Народная кукла как средство приобщения младших школьников к родной культуре».


Кукла как средство приобщения к народному искусству
Народная мудрость гласит: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества». Испокон веков на Руси занимались рукоделием, женщины изготавливали одежду, украшая её вышивкой, игрушки для своих детей, обереги, украшали избы. Народное декоративно-прикладное искусство является частью культуры, раскрывает истоки духовной жизни русского народа, его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, отражает своеобразное историческое развитие. Все это заставляет нас вглядываться в русский быт сравнительно недавнего прошлого, раскрывая для себя всю важность народного искусства, наследовать и развивать новым современным мировосприятием. Интерес к декоративно-прикладному творчеству возрастает с каждым годом все больше и больше.
Начиная свою работу в дополнительном образовании, а также на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и литературного чтения я поставила перед собой вопрос, как увлечь детей народным творчеством, заинтересовать народным искусством. А так как в моём объединении занимаются дети младшего школьного возраста и, в основном, девочки, я решила осуществить эту цель через изготовление русских народных кукол.
Мной была разработана образовательная программа с учетом возрастных особенностей, пожеланий и интересов ребят «Народная кукла», которая предполагает обучение детей выполнению кукол в русской народной традиции с учётом православных и народных праздников.
Кукла – это миниатюрная копия человека, которая и создается человеком. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе черты создающего её народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником.
В давние времена на Руси традиционную русскую куклу подразделяли на игровую, обереговую, обрядовую и этнографическую.
Её мастерили девочки по мере взросления. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Изготавливали куклы из подручного материала. И всегда это было делом семейным, игрушка готовила ребёнка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.
На Руси кукол и кукольные костюмы шили из домотканины. Когда мастерили кукол, лоскуты тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на изготовление самых красивых кукол. Куклы из нового лоскута специально делали в подарок к крестинам, ко Дню Ангела или другому празднику, выказывая родственную любовь и заботу.
До наших дней дошло много образцов тряпичной куклы: «Крестушка» или крестец; кукла «На палочке»; «Пеленашка»; «Столбушка»; кукла «Закрутка» и т.д.
Каждый образец кукол «рассыпался» на множество вариантов, характерных для той или иной местности.
В игре через куклу, через игрушку, развивается не только воображение, но и мышление переходит на более высокую ступень развития: от наглядно-действенного к наглядно-образному. Игровые куклы относятся к типу образных игрушек, роль которых – стимулировать развитие речевых навыков у детей младшего возраста. А многократное обыгрывание различных ситуаций, знакомых ребенку («кормление куклы», «пора спать», «кукла заболела»), - простой и естественный путь закрепления приобретения жизненного опыта. Игрушка готовила ребенка к самостоятельной жизни, приучая к усердию и терпению.
И в современной жизни функции куклы не изменились. Кукла также актуальна и востребована в игровой деятельности детей. А народная кукла, изготовлением которой мы занимаемся на занятиях объединения «Народная кукла», помимо всего прочего, вызывает у детей большой интерес к русскому народному творчеству.
На своих занятиях я использую чередование видов деятельности, что дает ребёнку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к творческой деятельности.
Нестандартные, оригинальные приемы и методы работы активизируют обучающихся, повышают интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту понимания, запоминания и усвоения учебного материала. Так в процессе обучения я широко использую урок-игру, занятия в мастерских, музейные уроки, уроки-чаепития, и другие.
Направляя ребенка к успеху, предлагаю новые проблемные ситуации.
Большое внимание в работе уделяю детским идеям, поддерживаю их. Выявляя одарённых детей, разрабатываю для них индивидуальные задания, так как им неинтересно работать по образцу. Предоставляю им необходимое пространство свободы для создания образа заданного с элементами исследования, выбора способов изготовления, самостоятельность творчества. Такое обучение предполагает возможность выбора и собственные пути решения поставленных задач.
Основные принципы моей работы с детьми: создать творческую и дружескую обстановку, похвалить детей за оригинальные идеи, уметь видеть в каждом ребенке только хорошие качества, понять и помочь, не навредить, научить оценивать свое творчество. Я считаю, что такой подход к работе помогает мне заинтересовать детей народным искусством. И, с другой стороны, выявить и развить творческие способности, привить обучающимся потребность в максимальной реализации этих способностей в деятельности, научить самостоятельно принимать решения, искать новые подходы к реализации проблем.
Взрослые тоже любят играть в куклы. Я предлагаю мастер-класс для взрослых.
Мастер-класс для учителей и воспитателей
«Народная кукла как средство приобщения младших школьников к родной культуре».
Цель занятия: обучение изготовлению тряпичной куклы “Столбушка”.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения кукол.
Развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: нитки, ткань разного цвета, ножницы
Техническое оснащение: компьютер, презентация.
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей.
А, чтоб мастер-класс был веселей,
На приветствие приглашаю гостей.
(Пригласить для участия)
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
2. Теоретическая часть.
В корзину я спрятала игрушку,
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть:
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
(«Куклы из бабушкиного сундука»)
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Народная кукла как средство приобщения младших школьников к родной культуре».
Скажите, пожалуйста, какой ведущий вид деятельности  у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста?
К сожалению,  современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условия для развития, перестают играть.
Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилась сама детская игра, она стала агрессивной, не весёлой, дети не умеют играть и конечно мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь им.
Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна — Мир Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на самолете прилететь нельзя. Но туда можно перенестись, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали все дети Земли. Давайте и мы с вами сегодня перенесемся в эту удивительную страну. И начнем мы с давних-давних времен, когда не было телевидения, телефонов, машин и ... игрушек.
Дети в те далекие времена играли тем, что было под рукой: камешками, палочками, веточками...
Существует старинная легенда про то, как на свет появилась первая кукла. Однажды отец рубил дрова, одно полено отскочило в сторону, где играла маленькая девочка. Девочка подобрала полено, посмотрела на него и решила завернуть его в кусочек тряпочки. Так у нее появилась первая кукла-поленце. Такие куклы стали делать другие дети. И стали они называться младенчик или пеленашка.
Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы, вспомнить славянские обряды и своими руками сделать народную тряпичную куклу.
 (Звучит спокойная русская народная музыка)
 В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека.
 Первые куклы появились в глубокой древности, и с тех пор человечество не расстаётся с ними.
Если верить мифам, кукла появилась даже раньше людей. Так, древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюйва лепила человечков. Случилось это давно, совсем молодая земля только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей еще не существовало, и поэтому мир был просторен и тих. По этой прекрасной земле бродила Нюйва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть желтой глины, смочила ее водой и, глядя на свое отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка вдруг ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя имя Жень, что по – китайски обозначает «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что очень скоро она налепила их очень много. Нюйва не чувствовала себя больше одинокой, ведь мир вокруг был заселен…
Мифы о том, что боги делали кукол из разных материалов, встречается у разных народов. Верить ли легендам? Но придется признать, что негласный союз между Богом, человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла являлась образом и подобием человека, как человек был образом и подобием Господа
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. Когда дети подрастали, делали кукол сами.  На примере кукол они получали знания об окружающем мире, учились рукоделью, осознавали своё предназначение в мире. Изготовлять  кукол  было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.
Куклы бывают – игровые, обрядовые и обереги.   Игровая, традиционная кукла, нередко предназначалась ребёнку в самом малом возрасте и одновременно была оберегом (вепсская, вятская, веснянка) (презентация)Недаром ведь куколки делались безликими: кукла без лица становится недоступной для вселения в неё злых сил. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
И ещё одна группа кукол - обрядовые.
Обрядовые куклы: это самые древние куклы. Они служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов. Куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю (свадьба, календарные праздники, Масленица)
Практическая часть Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать Куклу - тряпичную,
А значит необычную!
До сих пор она без лица - Решил так человек!
Чтоб злые духи не могли
Вселиться в куклу - оберег!
Хранит покой и счастье, Здоровье бережет
Учит быть мастерицами
И к доброте зовет!
Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине. Всем женщинам - феям посвящается.
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
(Л. Рубальская)
Итак, погружаемся в таинство изготовления кукол.
Первая куколка, с которой я вас познакомлю - самая древняя. Она проста в изготовлении. Называется она Столбушка, или иначе – Закрутка. Название отражает способ изготовления её основы, а также размер куклы и материал, из которого она изготовлена. Это может быть и береста, плотно свёрнутая в трубочку, а может быть скрутка из ткани (плотной или мягкой). Столбушка была распространена повсеместно.
Основа–столбик используется при изготовлении самых разных куколок. Таких кукол могли делать как сами дети, так и старшие братья-сёстры для малышей.
Столбушек в доме могло насчитываться до сотни. При этом куклы не валялись разбросанными по дому, а аккуратно хранились в сундучках.
Украсить Закрутку можно разными способами: её можно красиво нарядить, сделать косу, вышить передник, сплести красивый поясок, придумать и сделать головной убор. Изготовление наряда Столбушки открывает широкое поле для творчества!
Традиционная народная игрушка универсальна, она даёт ребёнку полную свободу выдумки. Настроение куколки может меняться в зависимости от того, какую игру придумал ребёнок.
Многим с детства знакома сказка Афанасьева А.Н. “Василиса Прекрасная”.
“В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…
Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса всё переносила безропотно, и с каждым днем всё хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели, сложа руки, как барыни”. Как же это так делалось?
Василисе помогала её куколка. Без этого, где бы девочке сладить со всею работою! Василиса сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике, и потчует её, приговаривая: На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать? Куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешит в горе, а наутро, всякую работу справит за Василису. Хорошо было жить ей с куколкой…
Кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.
Вот такую куколку, помощницу в трудную минуту, вы теперь можете сделать и для себя.
Схема изготовления Столбушки (презентация)
1. Для изготовления туловища Столбушки берём плотную ткань размером примерно 20х20 см (или другого размера, в зависимости от предполагаемого размера куклы). Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку - рулик. Это будет туловище нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, благодаря чему кукла будет устойчиво стоять. Примерно на уровне шеи и также на уровне пояса перевязываем скрутку (нитью или верёвочкой).
2. Теперь формируем голову и руки. Берем примерно такой же по размеру квадратик ткани, светлого оттенка, чтобы кукла была белолицей. Накрываем скрутку белой тканью и формируем голову. Внутрь в центре можно положить вату или маленький кусочек ткани (ветоши), чтобы голова получилась круглее. Перевязываем ниткой на уровне шеи. Нужно расправить ткань, определить перед куклы, убрать лишние складочки назад, округлив голову.
3. Формируем руки Столбушки. Противоположные свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук (чтобы они получились одинаковой длины) и лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, формируя ладошки.
4. Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спинке) подвязываем на поясе куклы, заодно расправляя руки (можно сделать так, что они будут раскинуты, или слегка опущены книзу).
5-6. Основа Столбушки уже готова, далее можно обратиться к своей фантазии. Куклу можно нарядить по-разному. На рисунке показано, как повязать понёву (юбку). Она вяжется навыворот нитью, потом опускается вниз, затем нужно красиво расправить складки.
7. Привязываем передник, также навыворот (как и юбку). Его можно сначала повязать простой нитью, опустить, и уже поверх надеть поясок, или можно взять красивый поясок подлиннее, им повязать передник, опустить его вниз и всё тем же поясом повязать поверх. Важно помнить, что фартук у женщины-хозяйки был часто сумкой и был довольно длинным и широким.
Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования работы с народной куклой, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Рефлексия.
Подарить кукле косынку:
Синий цвет-все удалось, очень интересно.
Розовый цвет - удалось, но материал часто используемый
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.
Наш мастер-класс подошел к концу.
У вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.
Как вы считаете, доступен ли ребенку такой вид рукоделия?
Я надеюсь, что наш мастер-класс вам понравился.
Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.
Спасибо за участие!
Литература:
1. Г.Л. Гарибова «Волшебный мир народной игрушки» Издательство «Воронеж» 1977 год.
2. В.Б. Касьминская, Н.Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей» М. «Просвещение» 1981 год.
3. Дополнительное образование 2012 №4 . с. 35-38.
4. rukukla.ru и krupenichkaHYPERLINK "http://www.krupenichka.ru/".HYPERLINK "http://www.krupenichka.ru/"ru5.httpHYPERLINK "http://perevodika.ru/"://HYPERLINK "http://perevodika.ru/"perevodikaHYPERLINK "http://perevodika.ru/".HYPERLINK "http://perevodika.ru/"ruHYPERLINK "http://perevodika.ru/"/ 6.Интернет сайт: «Куклы-обереги»
7.Интернет сайт: Кукла http://happypoups.narod.ru/chtivo.html 8.Интернет сайт: http://www.oberegov.net

Закрутка или Столбушка
Веснянка

Пеленашка