Растения и животные лесов и тугаев
Михайлёва Елена Александровна
учитель начальных классов
УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
"РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ И ТУГАЕВ"
ЦЕЛЬ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаев, животным и растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаев. 2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к природе. Тип урока – урок формирования новыхзунов.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, иллюстрации растений и животных, лесов и тугаев, карточки с заданиями, использование интерактивной доски, ватман.
Ключевые идеи: Лес – источник здоровья человека. Лес – украшение земли. Лес – наше богатство.
Критерии успешности:
1. Я знаю, что такое лес и тугаи.
2. Я могу рассказать о растениях и животных леса и тугаев, об экологических проблемах нашего века.
3. Я смогу применить свои знания в жизни.
1. Психологический настрой (5 мин) 1. Организация деятельности учащихся.
Всем, всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему вашему телу, по рукам, ногам. И его столько, что оно уже не вмещается в вас. Ребята давайте, пошлём немного тепла и света всем людям нашей планеты, чтобы все люди, а особенно дети на планете Земля были здоровы.
2. Актуализация знаний.
Ребята, о чем мы говорим на протяжении нескольких уроков познания мира? (о природе родного края).
А где мы живем? (в Казахстане)
Значит, мы говорим о какой природе? (о природе Казахстана)
Учитель обращает внимание детей на карту Казахстана.
Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки?
О чем мы уже знаем и подробно говорили на уроках? (о луге, о степи)
Для того чтобы перейти к новой теме урока давайте проверим ваши знания.
3. Методика «Чистая доска».
4. Постановка темы урока.
Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока прослушайте запись. (Звуки леса)Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Сформулируйте тему нашего урока.
Скажите, что вы себе представили, когда слушали запись.
Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме?
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.
5. Игра "Ассоциации"
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС". Ребята проговаривают вслух.
- А вот и хозяин леса - Лесовичок (вывешивается картинка). Он будет нашим проводником в лесу.
6.Работа над темой урока.
- В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем. От Лесовичка вам первое задание "Проверь себя"
Задание №1.
Распределите правила поведения в лесу в два столбика, соединяя стрелочкой правила и верность или неверность утверждения.
верно утверждение неверно
Можно срывать цветы Нельзя ловить насекомых Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей Нельзя близко подходить к гнездам птиц Можно уносить из леса детенышей зверей В лесу можно шуметь и громко разговаривать Надо ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптыванияВесной и в начале лета нельзя брать с собой в лес собаку (проверка работы: ученик аргументируют свой ответ)
6. Работа с учебником.
- Лесовичок очень рад, что вы знаете правила поведения в лесу, и с нетерпением вас ждет в нем.
- А что мы скажем лесу?
ученик читает наизусть стихотворение С. Погорельского.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою,
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои
-Лесовичок приготовил для вас еще одно задание.
Задание №2.
Нужно найти эти ошибки в тексте. Подсказкой вам будет учебник стр. 76-78
ТЕКСТ.
Лес – это место, где растут деревья и кустарники, кузнечики и белки. Леса бывают хвойные, смешанные и кучерявые. К хвойным деревьям относятся ели, сосны, кедр, лиственница, пихта и березы. В лесу можно встретить и хвойные, и лиственные деревья они называются шаровидными. Колок образуют заросли степной вишни, кусты шиповника, черная смородина и рябина. Здесь можно встретить лося и сибирскую косулю, зайца-беляка, желтого суслика и танцующих кроликов. В мокрых сосновых лесах можно встретить косулю, волка, белку, тушканчика, тетерева. Ближе к югу Казахстана на склонах гор высятся тянь-шаньские березы и дубы. В самых верхних частях склонов гор растет кедр. Соболь, медведь, кедровка, бурундук, клёст, белка
питаются мхами и
папоротником. Тугаи – это огромные леса вблизи озер и речных долинах степей и пустынь.
а) Что такое лес?
б) Какие виды лесов бывают (Составьте схему в тетради)
в) Где в Казахстане расположены леса?
Где в Казахстане есть леса?
Вблизи г. Кокшетау есть живописное место, по-казахски называют Бурабай, а по-русски Боровое. В Карагандинской области – Каркаралинск. В Павлодарской области – Баян-аул.
Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай. В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса.
Лес можно сравнить с домом. Почему? Лес - это дом для растений и животных.Как в доме, растения в лесу располагаются этажами, ученые называют их ярусами:I ярус – это ярус высоких деревьев;- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста;- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник)III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички.
А вы знаете что…
- Из какого дерева делают спички?(осина) - Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза) - Из какого дерева делают пианино?(ель) - Какое дерево даёт сок?(берёза) - Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)
а) Какие животные обитают в лесах?
б) Каких птиц можно услышать в лесу? Составить схему в тетради.
7. Физминутка. Если это животное или растение леса вы хлопаете в ладоши. Если же нет, то топаете ногой и качаете головой.
Береза, черная смородина, суслик, степная вишня, ирис, беркут, сова, перепелка, косуля, куланы, шиповник, тетерев, тюльпаны, грузди, маслята, рябина, кедр, терн, бурундук, клест, ежа. тушканчик, степной хорек, волк.
Давайте вспомним: «Чем тугаи отличаются от обычного леса?»
Молодцы.
8. Работа в группах Составьте кластер по следующим воспросам:
а) Какую пользу приносит лес?
б) Какой вред наносят люди лесу?
в) Как человек должен беречь и охранять лес?
А вы знаете что…
1. Один целлофановый пакет – разлагается 100 лет.
2. Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.
3. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.
4.Мышь съедает за год килограмм хлеба, а сова за год уничтожает 1000 мышей.
5.Хвоя сосны живет 2-3 года, ели - 5-6 лет.
9. «Лесовичок» приготовил нам еще последнее задание. Задание следующие пополнить корзины приобретенными нами знаниями.
Вам необходимо предложенные карточки распределить по корзинам, к которым то, что написано это относится. По очереди выходят и заполняют корзину.
1. Это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах. (Тугаи)
2. Это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. (лес)
3.Эти рощи небольшие по площади, называют колками.(березовые)
4.В этой рощи встречается костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника. (осиновые)
5.Ствол ее высокий, прямой, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону (сосна)
6.Из этого дерева делают пианино?(Ель)7. Эти крупные грызуны перегораживают лесные речки. (Бобры)
8.Это источник древесины. (Лес)
9.Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом. (Леса)
10.Они бывают хвойные, смешанные и лиственные (Леса)
11. Осины, дубы, березы – это …. деревья (лиственные)10. Домашнее задание. стр.76-77 читать, пересказывать. Подготовить сообщение об одном из животных или птицах лесов и тугаев.
11. Итог урока:
- Я бы хотела закончить наш урок словами: Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Всё это называется природа,Давайте же всегда её беречь- чему учит нас это стихотворение? (Надо любить природу. Беречь её. Охранять и приумножать её богатства).12. Рефлексия:
- На сколько интересно было тебе на уроке? (дети прикрепляют смайлики на рефлексивную « мишень»).