Конспект по познанию мира Растения и животные лесов и тугаев
УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ И ТУГАЕВ"
Цель
Познакомиться с растительным и животным миром лесов и тугаев, с экологическими проблемами, возникающими по вине человека.
Быть внимательным, наблюдательным.
Проявлять любовь к окружающему миру.
Көрнекілігі: карточки с задания, дополнительный текстовый материал по теме, картинки растений и животных, леса, тугаев, ватман, учебник, фонограмма, презентация.
Критерии успешности:
1. Я знаю, что такое лес и тугаи.
2. Я могу рассказать о растениях и животных леса и тугаев, об экологических проблемах нашего века.
3. Я смогу применить свои знания в жизни.
1. Создание коллаборативной среды. Психологический настрой.
Приветствие в кругу.
Қазір қаңдай сабақ?
Деление на группы. ( собрать картинку по частям, склеить, сесть за один стол. Картинки: луг, степь, пустыня, лес)2. Актуализация знаний.
Ребята, о чем мы говорим на протяжении нескольких уроков познания мира? (о природе родного края).
А где мы живем? (в Казахстане)
Значит мы говорим о какой природе? (о природе Казахстана)
Стихотворение (читает учитель)
Всюду простор и ковыльные степи Да сопок неровных неровные цепи. И вдруг, как чудо из чудес Среди степи поднялись горы, лес, Высокие скалы, лесные поляны – Всё это земля родного Казахстана!
Какие картинки у вас получились? (дети называют)
Учитель обращает внимание детей на карту Казахстана.
Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки?
Выполните 1 задание - дайте определение к изображенному на картинке.
О чем мы уже знаем и подробно говорили на уроках? ( о луге, о степи, о пустыне)
3. Постановка темы урока.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Сформулируйте тему нашего урока.
А сейчас послушайте звуки и потом скажите, что вы себе представили. Можно закрыть глаза. (звучит фонограмма звуки леса)
Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме?
4. Игра "Ассоциации"
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС"
каждый ученик пишет два слова на своем листочке, затем в группе из всех слов выбирается одно, представитель от группы записывает его на кластере.
Заполнение кластера на доске.
5. Работа по теме урока.- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня будет заседание учёного совета, а в роли учёных будете вы. Вы будете исследовать леса и тугаи. ( каждая группа выбирает себе роль - табличка) В группе избирается председатель совета, он прикрепляет себе бейджик.
1 группа - географы 2 группа - ботаники 3 группа - зоологи 4 группа - экологи - Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
6. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием, дополнительный текстовый материал, картинки.
Группы знакомятся с новым материалом, отражают основные моменты на постере, готовят выступление по своей теме.
Формирование новых знаний и умений.
1 группа – «Географы»:
План работы группы:
Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Дать ответы на вопросы: а) Что такое лес?
б) Что такое тугаи?
в) Какие виды лесов бывают?
г) Где в Казахстана расположены леса?
Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.
Дополнительный материал
Где в Казахстане есть леса?
Вблизи г. Кокшетау есть живописное место, по-казахски называют Бурабай, а по-русски Боровое. В Карагандинской области – Каркаралинск. В Павлодарской области – Баян-аул. В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса.
Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
А по берегам рек много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах. На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами. Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай. В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами. 2 группа – «Ботаники»:План работы группы:
Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Дать ответы на вопросы:
а) Какие растения растут в лесу?
б) Как располагаются растения в лесу?
в) Какие растения растут в тугаях?
г) Каких лесов много в Казахстане ?
Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.
Дополнительный материал
Лес можно сравнить с домом. Почему? Лес - это дом для растений и животных.Как в доме, растения в лесу располагаются этажами, ученые называют их ярусами:I ярус – это ярус высоких деревьев;- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста;- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник)III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички. Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина.
Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника.
Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону.
3 группа – «Зоологи».
План работы группы:
Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Дать ответы на вопросы: а) Какие животные живут в лесу?
б) Как животные обитают в тугаях?
в) Каких птиц можно услышать в лесах?
г) Какие птицы водятся в тугаях ?
Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.
Задание: какие животные и птицы обитают в лесах и тугаях?
Использовать материал учебника стр. 56-57 и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Отразить все изученное на постере, познакомить остальных учащихся.
Дополнительный материал
В лесной зоне из млекопитающих обитают заяц, косуля, волк, лиса, белая мышь. В широколиственных лесах живут лани, косули, пятнистые олени и благородные олени, которых еще называют маралы или изюбры. Благородные олени живут небольшими группами.
В лесах водятся кабаны — всеядные дикие свиньи, бобры — искусные строители плотин. Эти крупные грызуны перегораживают лесные речки. Барсуки — представители семейства куньих — прекрасные подземные строители.
Лес полон жизни — сырые низины и ручьи населяют лягушки и тритоны, под древесной корой, в лесной подстилке живет множество насекомых, над цветами летают бабочки, а в расщелинах камней прячутся юркие ящерицы
Из птиц - тетерев и куропатка, которые встречаются повсеместно. Обитателями березовых лесов являются хищные птицы: кобчик, сокол-балобан, дятел, некоторые виды ворон, рябок.
Тугаи хорошо представлены разнообразными животными. В тугаях встречаются вороновые, ушастая сова, синица, на возвышенных местах - пятнистая кошка.В пойменных тугаях Сырдарии водятся шакал, волк. В речных поймах, среди густых зарослей, обитают кабан, косуля,
4 группа - «Экологи». План работы группы:
Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Дать ответы на вопросы: а) Как пользу приносит лес?
б) Какой вред наносят люди лесу?
в) Как человек должен беречь и охранять лес?
Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.
Дополнительный материал
1)Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом.2) Природа леса необыкновенно красива и разнообразна. Для людей – лес любимое место отдыха. Прогулка в лес - источник радости и здоровья.3)Лес растёт при определённых условиях тепла и увлажнения.Для человека лес – это источник ягод, грибов, лекарственных растений.4)Территория, покрытая лесом, в последнее столетие значительно уменьшилась.Человеку лес даёт ценные строительные материалы. Это источник древесины. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое.
5)Лес называют природным сообществом.Леса дают приют многим видам растений и животных.Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.
Роль леса
7. Защита постеров. (выступление всей группы)
- Слово предоставляется ученым географам ( ... ботаникам, зоологам, экологам )
Взаимооценивание работы групп.
8. домашнее задание. стр.56-57 читать, пересказывать
Творческое задание (по-желанию):
- Представьте, что вы - Лес - это роль. Обратитесь к людям всей планеты - со словами: «Не навреди» (тема).
Форма эссе - письмо.
9. итог урока:
- Я бы хотела закончить наш урок словами: Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Всё это называется природа,Давайте же всегда её беречь- чему учит нас это стихотворение? (Надо любить природу. Беречь её. Охранять и приумножать её богатства).10. Рефлексия:
- На сколько интересно было тебе на уроке? (дети прикрепляют стикеры на рефлексивную « мишень»).