Развитие и применение средств информационных технологий в методике преподавания иностранных языков
Развитие и применение средств информационных технологий в методиках преподавания иностранных языков.
Первые лингафонные устройства появились почти полвека назад, и их появление положило начало росту популярности аудиовизуальных приёмов обучения. Данные устройства включали как звукотехническую аппаратуру (магнитофоны, электропроигрыватели), так и проекционную: различные диа- и кинопроекторы, эпидиаскопы [Вайсбург, 1965]. Появились специальные аудитории, в которых размещалась данная техника, названные «языковыми лабораториями». В конце концов, появилось современное название «кабинет иностранного языка», который мог содержать любое оборудование, направленное на обучение иностранным языкам [Карпов, 1971].
Итак, какое же технологии задействованы в лингвистических классах сегодня? Можно выделить персональный компьютер или ноутбук, аудио- и видео- аппаратуру, интерактивную доску и мультимедийный проектор. Среди программных средств выделяют компакт-диски, презентации, видео- и аудио- ролики, ресурсы сети Интернет.
Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни [Геp, 1982]. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как выяснилось, современные технологии, мультимедийное оборудование обогащают содержание образовательного процесса. Повышается мотивация к изучению иностранного языка со стороны учащихся. Мультимедийные технологии подразделяют на следующие аудиовизуальные и интерактивные средства обучения:
1) программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео -, аудио- ролики, ресурсы сети Интернет);
2) оборудование (ПК, аудио-, видео- аппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
В настоящее время выделяют множество мультимедийных средств обучения, как например, интерактивные курсы «Tell me more», «Английский: путь к совершенству», детские энциклопедии (например: «Encyclopedia Britannica»), и т.д. Они рассчитаны на обучение основным компонентам речевой деятельности: чтению, письму, аудированию, говорению; объяснению и повторению различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями, как для самостоятельного обучения, так и работе в группе. Если учитель способен правильно подобрать нужный ему материал и использовать его в доступной для учащихся форме, то выиграют при этом и учитель, и ученики.
Видеокурсы являются прекрасным дополнением к содержанию урока, и способны продемонстрировать социокультурные реалии: мимику и жесты, одежду, окружающую обстановку. Кроме того, с помощью этих видеокурсов проводятся различные ролевые игры и организовываются дискуссии, диспуты, чтобы повторить пройденный лексический материал. Аудиокассеты, диски, входящие в стостав современных УМК, содержат тексты и задания для аудирования, упражнения для работы над произношением, песни, рифмовки. Аутентичные тексты записаны профессиональными звукооператорами со специально приглашенными актерами - носителями языка [Щукин,1981].
Учитель может самостоятельно разрабатывать материал, например, презентации на PowerPoint. Эта программа может использоваться и учащимися для выполнения творческих проектных работ с последующей демонстрацией на класс. Проектная работа имеет множество преимуществ и уже давно и используются в методике преподавания различных дисциплин, в том числе и иностранного языка. Учащиеся с удовольствием занимаются творческими исследованиями, поскольку проекты - это личностно-ориентированный вид работы, и темы могут быть самыми разными: о себе, семья, дом, увлечения [Шейлз, 1995]. При подготовке проекта они выбирают темы, интересные для самих себя, пишут, роются в справочниках и Интернете, ищут фотографии и рисунки, разговаривают с другими людьми и даже самостоятельно делают аудио и видеозаписи. При этом учащиеся осваивают ценность английского языка как языка международного общения. Выполнение и презентация проектов дает учащимся с разным уровнем владения языка возможность выступить и высказаться по определенной теме, что способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности [Ляховицкий, 1987].
В организации урока-презентации важную роль играет интерактивная доска. Она позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия производятся непосредственно на экране доски специальным маркером или даже пальцем. Вместе с интерактивной доской обычно поставляется и программное обеспечение для создания записей с различными видами информации (текстов, видео, схем, таблиц, знаков, рисунков). Материал урока четко проявляется на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка на активную и плодотворную деятельность. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал англоязычных мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний [Пассов, 1989]. Во время урока учителю не нужно отвлекается, чтобы провести необходимые манипуляции за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, значительно повлиявшим на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети Интернет [Гончаров, 1998]. Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.
Интернет наиболее широко знакомит учащихся с культурными особенностями стран изучаемого языка, что далеко не всегда позволяет традиционный учебник по иностранному языку [Кушниренко, 1998]. Иностранный язык является основным средством образования и самообразования. Но практически во всех работах составители используют ресурсы сети Интернет лишь как дополнительные или вспомогательные образовательные материалы.
Большинство интерактивных программных средств позволяют обратиться к источникам из сети Интернет, так учащиеся способны глубже понять и усвоить изучаемый материал. Но в Интернете содержится информация разного содержания и разного качества, поэтому, чтобы наиболее продуктивно использовать ее для достижения образовательных и профессиональных целей, были разработаны специальные учебные Интернет-материалы, направленные на обучение учащихся работать с ресурсами сети. Учебные Интернет-материалы выполняют исключительно учебные задачи. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык [Полат, 2001].
Разработка учебных Интернет-материалов позволила совершенно по-иному вглянуть на образовательные ресурсы сети Интернет и начать воспринимать их не как дополнительные, а скорее как аналоговые или альтернативные [Дмитриева, 1998]. Учебные Интернет-материалы (как и печатные учебники и учебные пособия) также могут быть использованы для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Во второй главе работы мы рассмотрим подробнее наиболее актуальные в настоящее время образовательные Интернет ресурсы и определим их значимость в методике преподавания иностранных языков.
Таким образом, экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают современные информационные технологии повседневной реальностью для большинства российских школьников и студентов. На сегодняшний день наиболее универсальными техническими средствами обучения являются автоматические системы обучения, подразделяющиеся на множество методических пособий и средств. Внедрение данных технологий в обучение происходит с использованием персонального компьютера, электронных интерактивных досок и многих других современных цифровых новинок. Это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения.