Урок по МХК на тему: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».
Тема урока: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».
Цель урока. Дать учащимся представление о понятии «барокко», его характерными чертами. Познакомить ребят с образцами стиля барокко в Венеции. Развивать художественно-творческий потенциал школьников.
Материал для наблюдений:
Видео Венеции;
Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции;
Картины художника Каналетто;
Стихи русских поэтов А.А. Ахматова, П. Давыдов.
Материал для творческого задания: заготовка Венецианская маска
Вступительное слово учителя. Мотивация познавательнойдеятельности и актуализация опорных знаний
Сегодня у нас не обычный урок, мы с вами отправляемся в Путешествие в необыкновенный город!
Золотая голубятня у воды,Ласковой и млеюще-зеленой;Заметает ветерок соленыйЧерных лодок узкие следы.Сколько нежных, странных лиц в толпе.В каждой лавке яркие игрушки:С книгой лев на вышитой подушке,С книгой лев на мраморном столбе.Как на древнем, выцветшем холсте,Стынет небо тускло-голубое…Но не тесно в этой теснотеИ не душно в сырости и зное.
Я думаю, вы уже догадались о каком городе писала А. А. Ахматова? Конечно, это Венеция!
Под музыку Дж. Вивальди « Возлюбленная Венеция» видео-визитка Венеции.
Венеция – самый удивительный и единственный город в мире, стоящий на воде. Построенная на сваях, Венеция словно парит над лагуной в прозрачном воздухе или проступает сквозь мелкую сетку дождя, как гравюра старого мастера. Она прекрасна в любое время года - в тумане, когда она романтична и таинственна, и при ярком солнце, когда окна ее дворцов кажутся украшением в зеркальной оправе воды.
Здесь всё уникально и удивительно: город, напоминающий театральные декорации, никогда не перестраивался, магическая атмосфера прошлых эпох сохранена полностью, здесь каналы вместо улиц, гондолы вместо машин.
Мы любим Венецию за то, что она подарила миру художественные шедевры, собрала вместе великих творцов, дала им кров и приют, силу и благословение. Художники и скульпторы, зодчие и поэты, философы жили и творили в этом прекрасном городе.
Первое ощущение в Венеции - оторопь на ступеньках вокзала.То есть выходишь из поезда, автопилотно пробираешься через толкотню станции, начинаешь спускаться к улице и замираешь…
Никаких сюрпризов тут нет, всё уже видено тысячи раз на картинах, фотографиях и в фильмах, но сам факт реальности этого места бьёт под дых абсолютно детским восторгом...
“Жемчужина Адриатики” по-разному встречает своих гостей: одних она ослепит великолепием дворцов или блеском карнавала, а других отпугнет мрачностью и тяжелым запахом мутных каналов. Независимо от того какое впечатление произведет Венеция на путешественника, оно останется неизгладимым.
В ХVI веке Венеция стала одним из городов Италии где зародился, и достиг своего расцвета, новый художественный стиль- Барокко.
Тема нашего урока: «Венеция – жемчужина итальянского барокко»
«Мир барокко – это мир, в котором нет покоя» И. А.Бунин
Изучение нового материала.
Понятие Барокко:
Баро́кко ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Итальянский язык" итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%8F" \o "Мантуя" Мантуе, Венеции, Флоренции.
Основные отличительные черты архитектурного стиля барокко:
изогнутость линий (недаром кто-то заметил: «Кредо барокко - ни одной прямой линии!»
необычайная пышность декора, вплоть до чрезмерности во всём (французы назовут это «блестящим безумием»)
«буйство геометрии» – сочетание прямых, кривых, вогнутых, выпуклых, овальных, медальонных, друг в друга вписанных поверхностейусиленная (гипертрофированная) слитность архитектуры, скульптуры и живописи ( так что в плафонах, обычно выгнутых потолках, теряется реальность присутствия: то ли ты на твёрдой земле, то ли уже где-то в небесах).
обилие лепнины и украшений, причём в яркой цветовой гамме ( желтый, зеленый, голубой)
наличие колонн, симметричность форм.
О барокко можно говорить долго, но лучше один раз увидеть: ни одно другое сооружение Венеции, не характеризует барокко, как Церковь Санта-Мария делла Салюте.
Выступление заранее подготовленных учащихся(«искусствоведа» и «историка»)
Историк: Вот уже более трех с половиной столетий церковь Санта-Мария делла Салюте украшает юго-восточную часть Гранд Канала. И кто бы мог подумать, что этот идеал архитектурной красоты принесет в город… эпидемия чумы.
Вот и в начале 17 века Венецию поразила страшная болезнь – свирепая и безжалостная чума. Люди гибли один за другим, и тогда члены городского Сената дали обет святой Деве Марии, что если смертоносная болезнь отступит, то в городе построят большую роскошную церковь в честь Богоматери.
Эпидемия и правда покинула город, унеся с собой около ста тысяч жизней, что составляло больше трети городского населения, а Сенат приступил к исполнению обещания. Был объявлен конкурс на лучший проект, в ходе жаркого творческого состязания победу в нем одержал молодой архитектор Бальдассаре Лонгена. В 1631 году началось строительство, но законченный вид церковь Санта-Мария делла Салюте приняла лишь в 1682 году.
Строительным работам мешали то оседающий грунт, то стены, не готовые к весу огромного центрального купола. Приходилось идти на различные архитектурные уловки и на ходу корректировать проект. Только на один фундамент понадобилось больше миллиона деревянных балок, большинство из них ушло на сооружение и установку свай.
В результате, к тому времени, когда церковь наконец-то открыли и освятили, ее создателя уже не было в живых. Но имя его навсегда осталось в памяти венецианцев, благодарных за поистине грандиозную работу.
Искусствовед: Церковь Санта-Мария делла Салюте получилась на редкость изящной, в классических традициях Венеции, где каждое здание как игрушка.
Изящное восьмигранное строение в барочном стиле с огромным белым куполом украшали маленькие башни, шесть капелл и две небольшие кампаниллы. Второй купол, меньшего размера дополнял архитектурную композицию.
Внутренний интерьер возглавляет центральный алтарь работы того же Лонгены, на котором изображена Мадонна с младенцем. Слева от нее нарисована аллегорическая фигура Венеции, а справа запечатлен образ той самой чумы, которую Дева Мария изгнала из города. Над алтарем помещена икона Божьей Матери в византийском стиле, перекочевавшая сюда из базилики святого Тита, что на Крите.
Живопись вообще является центральной темой в декоре Санта-Марии дела Салюте. Стены церкви украшают и картины Тициана на библейские сюжеты. Это картины «Давид, убивающий Голиафа», «Жертвоприношение Авраама», «Сошествие Святого Духа», и «Каин и Авель».Из скульптуры в церкви хранятся статуи, созданные Джусто Ла Корте. Вход в церковь оформлен в виде триумфальной арки, а рядом с входом расположены красивые скульптуры Архангела Михаила, поражающего дьявола, и Иоанна Крестителя. Венчает вход скульптура Девы Марии.
Учитель: В эпоху позднего барокко (XVIII век), в Венеции возникает новый жанр живописи Ведута ( veduta, «вид») — картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Величайшим ведутистом считается итальянец HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE_(%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C)" \o "Каналетто (Джованни Антонио Каналь)" Каналетто - Джованни Антонио Каналь - итальянский живописец. Мастер архитектурного пейзажа.
Выступление заранее подготовленных учащихся («искусствоведа» и «историка»)
Искусствовед: Главной темой его творчества были ведуты – венецианские виды, выписываемые с подчеркнутой точностью. Каналетто изображал в основном венецианские многоэтажные замки с мельчайшими деталями архитектуры. Живописец мастерски использовал игру контрастов – теней и света, перспектива подчеркивалась им с особой тщательностью.
Постепенно Каналетто «впускает» в свои композиции больше воздуха, раздвигая пространство полотна и наполняя его светом. Художник передавал даже самые незначительные элементы реально существующего сюжета. Его картины с необыкновенной достоверностью воссоздают перед зрителем Венецию середины XVIII в. – прекрасный неповторимый город каналов и гондольеров.
Работа Каналетто над изображениями видов Венеции всегда шла с особой кропотливостью. Так, на многих его картинах можно увидеть виды и панорамы города и лагуны в разное время года, во время приливов и отливов. Каналетто всегда точно следил за тем, чтобы изображение на картине в точности соответствовало оригиналу, а потому использовал камеру-обскуру – приспособление, которое позволяло перенести на бумагу контуры отдаленных предметов.
Примечательно, что творчество Каналетто нашло практическое применение уже в наши дни. Было принято решение построить дамбу, которая защитила бы Венецию от разрушительных наводнений. Так вот, при проектировании этой грандиозной постройки инженеры и архитекторы для определения безопасного уровня воды обратились к картинам знаменитого венецианского художника XVIII в.
Учитель: Венецию невозможно представить без шумного и пестрого карнавала, превращающего город в театр под открытым небом.
Историк: Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.
Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем.Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника.
Оформление Венецианских масок (творческое упражнение)
Задания на повторение: слайды 11-16.
Заключительное слово учителя: Вот и завершилось наше короткое путешествие в Венецию эпохи барокко. Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока «Мир барокко – это мир, в котором нет покоя», согласны ли вы с утверждением И. А. Бунина.
Домашнее задание: Стр. 145- 154, закончить декорирование маски, видео- визитка «Шедевр эпохи барокко»
И завершить наш урок я бы хотела словами популярного в ХХІ веке поэта Петра Давыдова:
Теряется Венеция в стихах.Дробятся в отраженьях впечатленья.Все в этой жизни как-то впопыхах.Венеция – другое измеренье.А, может, было слишком мало дней?И, может быть, мы торопились очень?И что-нибудь не разглядели в ней,Когда сменялись быстро дни и ночи?И все спешим куда-то, словно тамСлучится что-то важное сегодня.Венеция распахнута мечтам,Как девушка наивная свободна.Мне кажется, что прошлое - обман.А будущее прозаично слишком.Но почему же так волшебно нам?И в плеске волн мы песни страсти слышим.Блестит венецианское стекло,Вино пьянит и воздух пьяный тоже.Как много улиц здешних утекло,И как здесь на картины все похоже.Дома плывут – у каждого причал.И лодки чуть толкаются бортами.Кого же я еще не повстречал,И что еще не приключилось с нами?Давай гулять, пока хватает сил,Давай любить неистово, без края.Венеция, я думал – все забыл…Но помню все – распутница святая!
-2261235145416