ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ествественно научного направления объединения «Мир вокруг нас»



Департамент по социальным вопросам администрации города Ишима

Организация дополнительного образования детей
«Муниципальное автономное учреждение
«Центр дополнительного образования детей города Ишима»


Принята на заседании
педагогического совета
ОДО МАУ ЦДОДГИ
«____» ________ 20___ г.
Протокол № __________

УТВЕРЖДАЮ
Директор ОДО МАУ ЦДОДГИ
_________ Н.А. Башкирева
«____» ________ 20___ г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучного направления
объединения «Мир вокруг нас»

Возраст обучающихся 7-10 лет
Срок реализации 2 года







Составила:
педагог дополнительного образования
Воронкова Наталья Ивановна










г. Ишим
2016г.








Содержание
Пояснительная записка ....3


Учебно-тематическое планирование ... ..9
Содержание .. 13
Методическое обеспечение программы ..16
Материально-технического обеспечения .20
Список литературы 21
Приложения 22




























Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования программы формирования универсальных учебных действий (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 29.12.2014 г.); Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённой распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основная образовательная программа ОДО МАУ ЦДОДГИ , 2016;
Образовательная программа естественнонаучного направления объединения «Мир вокруг нас». - Ишим, ОДО МАУ ЦДОДГИ, 2016.
Цели и задачи:
Цель: формирование знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира, воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно относящейся к природе родного края.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать у обучающихся систему экологических знаний о взаимосвязи живой и неживой природы, представление о биологическом разнообразии природы родного края.
2. Познакомить обучающихся с особенностями содержания животных в живых уголках и домашних условиях, сформировать основные навыки ухода за растениями и животными.
3. Сформировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности: постановки эксперимента и ведение дневника наблюдений
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучению природы, способность вести наблюдения в природе , творческих способностей, навыков самостоятельной практической деятельности.
2. Развивать у обучающихся эстетические чувства, умение любоваться красотой и изяществом природы;
3.Развивать творческое мышление, память, воображение,
3. Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к животным и растениям, дать понятие о правилах поведения в социоприродной среде.
2. Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
3. Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению экскурсий, массовых мероприятий на свежем воздухе.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности:
Обучение и воспитание детей живущих в современном мире, невозможно без учета современных знаний в области экологии, взаимоотношений человека с миром растений и животных, знаний о полезных ископаемых и необратимости их использования, прогнозировании развития цивилизации, и ее взаимоотношений с экосистемой планеты. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Программа «Мир вокруг нас» органически соединяет задачи формирования системы знаний детей о природе, природных явлениях, о самом себе (человеке) о роли человека на Земле и в своем родном городе Ишиме.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. В начальном школьном возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты, заботы и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия проводятся, в том числе и на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников. Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем города, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.
Программа ориентирована на младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы.
Данная образовательная программа составлена на 2 года обучения.
В 1 год обучения –
1 уровень (начальный): 36 ч - занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 ч,
2 уровень (базовый): 72 часа – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа,
3 уровень (продвинутый): 144 часа – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год обучения:
1 уровень (начальный): 36 ч.- занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 ч.
2 уровень (базовый): 72 часа – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа,
3 уровень (продвинутый): 144 часа – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.




В зависимости от количества учебных часов программа разделена на стартовый, базовый и продвинутый уровень обучения. Кроме того, программа включает теоретический материал и практические задания низкого, среднего и высокого уровня обучения, в зависимости от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся в группе.
Построение и реализация программы основана на принципах:
-межпредметности - включает знание начального курса экологии и природоведения, и служит базовой основой для дальнейшего изучения курсов ботаники, зоологии, географии, краеведения, истории,
-последовательности - усвоение материала идет «от простого к сложному» с последовательным усугублением и расширением знаний, умений и навыков,
-региональности – изучение материала с учетом региональных особенностей территории. В программу включено изучение природных ресурсов Тюменской области, Ишимского района, а также изучение природы города Ишима,
-научности - учебный курс основан на научных знаниях достоверных и проверенных,
-вариативности - программа предусматривает некоторую свободу выбора детьми углубленного изучения тем программы, выбора игр, сказок и тем для творческой деятельности; рисования, моделирования, сценариев праздников,
-доступности - материал программы доступен пониманию обучающихся младшего школьного возраста. Это достигается тем, что познание построено на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр,
-наглядности - процесс обучения, по данной программе предлагает использование широкого круга наглядных пособий, живых объектов, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
-индивидуализации - в ходе работы по программе учитываются физиологические, психологические и эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста,
-результативности - этот принцип обеспечивает соответствие целей поставленных программой и возможности их достижения в ходе учебно-воспитательного процесса.
Методы и приемы работы по программе:
Сенсорного восприятия (рассказ, просмотр научно- популярных фильмов, презентации, слайдов, прослушивание аудиозаписей).
Практические (опыты, лабораторные работы, моделирование, эксперименты, творческие работы - лепка, рисование.)
Коммуникативные (сюжетно- ролевые, дидактические игры, дискуссии, беседы).
Комбинированные (экскурсии, наблюдения, инсценировки, создание проблемных ситуаций, самостоятельная работа обучающихся.)
Формы работы:
Коллективные (используются на всех общих занятиях).
Групповые (используются на практических занятиях, экскурсиях, наблюдениях, в самостоятельной работе учащихся.)
Индивидуальные (используются на рисовании, лепке, моделировании, при подготовке к сюжетно-ролевым играм.)
Средства работы:
Технические (видео-, аудиоаппаратура.)
Методические (методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т.д.)
Объекты живой и неживой природы, средства познания.
Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними. Творческое объединение нацелено на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги Тюменской области. В процессе деятельности младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.
Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.
В ходе изучения программы имеется связь между теорией и практикой; на практических занятиях выполняются простейшие опыты с водой, воздухом, почвой. Также курс программы включает небольшую полевую деятельность: посев цветочных культур, уход за растениями сада и огорода, работа в живом-уголке. При реализации программы обязательно использование компьютера, проектора, что повышает эффективность усвоения материала. Педагогическая идея состоит в выработке мотивации: к дальнейшему углублению экологических знаний; к формированию таких качеств, как целеустремлённость,; к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Прогнозируемый результат:
Обучающиеся должны активно проявлять интерес к познанию природы,
иметь представления о важной роли растений и животных в природе и для человека, иметь представление о планете Земля, стремиться к творческому самовыражению (принимать активное участие в беседе, дискуссии), проявлять активность в получении новых знаний, самостоятельно находить новые вопросы и искать ответы на них. Уметь проводить наблюдение и опыты, Уметь оценивать информацию и экологические ситуации.
По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны знать:
-отличие живых организмов от неживой природы;
- смену времен года как смену условий существования организмов;
- значение живых организмов в природе и жизни человека;
-представителей животного и растительного мира родного края;
-представителей животного и растительного мира живого уголка ЦДОДГИ, условия их выращивания и содержания
- содержание Красной книги России и своей области;
- формы охраны природы.
По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны уметь:
- вести простейшие наблюдения в природе;
- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- устно описывать объекты природы;
- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;
- изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
- соблюдать правила поведения в природе.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны знать:
- понятие воздух, значение воздуха для живых организмов, причины загрязнения воздуха и способы его охраны;
- птиц родного края кочующих, оседлых, перелётных. Представителей птиц из разных мест обитания;
- что такое вода, свойства воды, приспособления растений и животных к недостатку воды;
- как строится экологическое сообщество водоёма.
-водоёмы нашего края (естественные и искусственные), приспособления растений и животных к жизни в водоёме, представителей пресноводных и морских водоёмов;
-как образуется почва, приспособления животных к жизни под землёй, причины загрязнения и обеднения почв;
-представителей животного и растительного мира родного края;
-представителей животного и растительного мира живого уголка ЦДОДГИ, условия их выращивания и содержания
- содержание Красной книги России и своей области;
- формы охраны природы.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны уметь:
- устанавливать взаимосвязь между объектами живой и неживой природы;
-вести наблюдения в природе;
- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
- находить связь между строением птицы и способом питания, полётом, и местом обитания;
- устанавливать связь между строением животного и средой его обитания;
- самостоятельно выстраивать пищевые цепочки в различных средах обитания;
- моделировать водоём
- проводить весенние работы на учебно-опытном участке и в теплице ЦДОДГИ;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- устно описывать объекты природы;
- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;
- изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
- соблюдать правила поведения в природе.
Формы контроля итоговых и промежуточных результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и итоговых результатов:
- тестирование; творческие задания; викторины; конкурсы; олимпиады;
- интеллектуальные игры; выставки творческих работ учащихся.
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия; будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников; будет использоваться разнообразный дидактический материал.
В конце каждой четверти и по итогам года проводится награждение учащихся, которое предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором.
Ценностные ориентиры содержания курса: Программа предусматривает экологическое воспитание и образование школьников, расширение кругозора, воспитание социально активной личности.
Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочного курса
Личностные результаты:
ценностно-смысловая ориентация учащихся;
действие смыслообразования;
нравственно-этическое оценивание.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция;
планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
построение высказываний в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные:
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
контроль в форме сличения с эталоном;
планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные:
Общеучебные:
умение структурировать знания;
выделение и формулирование учебной цели;
выделение необходимой информации;


Учебно-тематическое планирование - 1 год обучения

п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации/ контроля



1 уровень
2 уровень
3 уровень





всего

теория

практи-
ка

всего

теория

практи-
ка

всего

теория

практи-
ка


1
Введение в программу

1
1

2
1
1
4
2
2
Тест-опрос, диагностика уровня знаний.

2
Осень в природе


3
1
2
6
2
4
24
12
12
Тест «Осенняя пора», викторина «Осенний калейдоскоп». Конкурс рисунков «Краски осени», коллаж из осенних листьев, поделка из природного материала.

3
Дары осени

9
3
6
18
6
12
72
24
48
Викторина «Осенняя кладовая», тест «Витаминное лукошко», поделка из солёного теста.

4
Зима в природе.

9
3
6
18
6
12
72
24
48
Викторина «Зима в природе, викторина «Зимующие птицы», Тест «Зимующие птицы», Изготовление кормушек для птиц. конкурсная программа «Зимняя сказка».

5
Уголок живой природы

9
3
6
18
6
12
72
24
48
Викторина «Кот и пёс». Тест «Кто, чем питается?», презентация «Мой питомец».

6
Весна в природе

4
2
2
8
4
4
32
8
24
Тест опрос «Охрана природы». Конкурсная программа «Весна воды, тепла и цвета».

7
Итоговое занятие
1
1

2
1
1
8
4
4
Викторина «Знатоки природы». Тест «Времена года Презентация «Охрана растений и животных»

8
Количество часов в год
36


72


144




9
Самостоятельная работа учащихся в летний период
16


32


64


Дневник наблюдений, научно-исследовательская работа.

10
Всего часов
52


104


208











Учебно-тематическое планирование 2 год обучения

п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации/ контроля



1 уровень
2 уровень
3 уровень





всего

теория

практи-
ка

всего

теория

практи-
ка

всего

теория

практи-
ка


1
Введение в программу

1
1

2
1
1
4
2
2
Тест-опрос, диагностика уровня знаний.

2
Воздух


3
1
2
6
2
4
12
4
8
Викторина «Воздух», календарь погоды, Тест «Воздух и его свойства». Конкурс экологических листовок «Чистый воздух на планете».

3
Обитатели воздушного пространства нашего края
.

11
4
7
22
8
14
44
16
28
викторина «Значение птиц в природе», Тест «Покорители воздушного пространства», экологическое мероприятие «Птицы нашего края».
Кормушка для птиц.

4
Удивительное вещество-вода!



4
2
2
8
4
4
16
8
8
Викторина «Вода в природе», тест «Круговорот воды в природе», тест «Превращения воды», конкурс экологических рисунков «Вода-это жизнь!».

5
Водное путешествие.

11
4
7
22
8
14
44
16
28
Викторина «Водоёмы нашего края», викторина «Жизнь в воде». Тест «Животные и растения пресного водоёма». Интерактивная экологическая игра «Паутинка».


6
Почва

5
2
3
10
4
6
20
8
12
Дневник наблюдений «Опыты с почвой», викторина «Подземное царство», «Обитатели почвы». Тест «Экологическая система почвы»

7
Итоговое занятие
1
1

2

2
4
2
2
Викторина «Родные просторы», Интерактивная экологическая игра «Знатоки природы».


8
Количество часов в год
36


72


144




9
Самостоятельная работа учащихся в летний период
16


32


64


Дневник наблюдений, научно-исследовательская работа

10
Всего часов
52


104


208






Содержание программы, 1 год обучения:
Раздел 1. Введение в программу.
Теория: Знакомство с планом работы и задачами объединения, правилами безопасности. Понятие природа, признаки живых организмов. Тест-опрос на определение уровня знаний учащихся о взаимосвязи живой и неживой природы.
Практика: начальный уровень - дидактическая игра «Экологический светофор»;
Базовый уровень: взаимосвязь живой и неживой природы на примере комнатного цветка, насекомого, аквариумной рыбки. Составление схемы взаимосвязи на доске; продвинутый уровень: экскурсия по учебно-опытному участку и мини зоопарку ЦДОДГИ «Взаимосвязь живой и неживой природы», тест опрос по результатам экскурсии.
Раздел 2. Осень в природе.
Теория: Осенние изменения в жизни растений и животных. Как насекомые готовятся к зиме. Тест «Осенняя пора».
Практика: начальный уровень: конкурс рисунков «Краски осени»; базовый уровень: экскурсия «Краски осени». Знакомство с распространенными деревьями и кустарниками. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников Сбор листьев и природного материала. Составление коллажа из осенних листьев. Продвинутый уровень: - экскурсия «Осенние изменения в жизни растений и животных». Сравнение окраски листьев деревьев в разных частях кроны. Наблюдение за поведением насекомых. По итогам экскурсии заполнение дневника наблюдений, зарисовка деревьев, насекомых. Практическая работа «Сбор листьев и природного материала, сбор семян для зимней подкормки птиц». Творческая работа: изготовление поделки из природного материала, подготовка исследовательской работы к участию в фестивале «Зелёный мир», конкурсе «Живая планета».
Раздел 3. Дары осени.
Теория: Овощные культуры, значение в жизни человека. Садовые ягоды. Фрукты сибирского сада. Дары леса. Грибы съедобные и несъедобные. Лесные ягоды. Хлебные растения. Викторина «Осенняя кладовая». Лесные ягоды. Тест «Витаминное лукошко». Царство грибов. Значение грибов в жизни леса. Кроссворд «Грибная корзинка». Злаки.
Практика: начальный уровень: дидактическое задание «Определение овоща и фрукта. Натуральные объекты». Распределение грибов на съедобные и несъедобные. Картинки. Составление коллажа «Как хлеб на стол пришёл»; базовый уровень: экскурсия по учебно-опытному участку ЦДОДГИ « Условия выращивания овощных культур, садовых ягод и фруктов в Сибири». Заполнение дневника наблюдений. Практическая работа «Зёрнышко к зёрнышку».
Продвинутый уровень: осенние работы на учебно-опытном участке ЦДОДГИ, сбор урожая. Подготовка научно-исследовательских работ, участие в областной осенней выставке «Юннат». Практическая работа «Определение злаков по зерну», изготовление поделки из солёного теста.
Раздел 4 Зима в природе.
Теория: Зимние явления в живой и неживой природе. Зимующие птицы нашего края. Тест «Зимующие птицы». Звери, приспособления к суровым условиям существования. Белая книга зимы – следы животных на снегу. Конкурсная программа «Зимняя сказка».
Практика: начальный уровень: экскурсия «Зима в природе», конкурс рисунков «Зимняя сказка». Базовый уровень: экскурсия в природу «Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии». Участие в экологической акции «Кормушка для птиц» - изготовление простейших кормушек, подкормка птиц.
зимуют звери и насекомые. Сезонные изменения в жизни животных. Белая книга зимы – следы животных на снегу. Тест по теме «Зима в природе».
Продвинутый уровень: практика: Экскурсия «Значение снегового покрова для растений и животных». Экскурсия «Наблюдения за птицами в природе, правила подкормки птиц зимой. Оформление альбома «Зимующие птицы».
Раздел 5 Уголок живой природы
Теория: Комнатные растения в кабинете. Какие животные могут жить в уголке живой природы. Условия содержания животных в уголке живой природы. Питание животных. Домашние животные. История одомашнивания. Значение для человека. Кошки. Условия содержания дома. Породы кошек. Собака - друг человека. Породы собак. Кроссворд «Наши верные друзья»
Практика: начальный уровень: практическая работа «Уход за комнатными растениями». Базовый уровень: экскурсия в живой уголок ЦДОДГИ «Условия содержание животных в живом уголке». Зарисовки по результатам экскурсии. Тест «Кто, чем питается?». Выбор рациона для домашних питомцев.
Продвинутый уровень: практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений». Наблюдения за животными в уголке живой природы, оформление дневника наблюдений. Уход за животными и кормление животных в живом уголке ЦДОДГИ.
Раздел 6 Весна в природе
Теория: Весенние изменения в неживой природе, признаки наступления весны. Весенние загадки. Весенние изменения в жизни растений. Изменение поведения животных весной, появление первых насекомых. Охрана растений и животных.
Практика: начальный уровень: экскурсия «Пробуждение природы». Конкурс рисунков «Весна в природе». Базовый уровень: экскурсия «Цветение деревьев в парках» оформление дневника наблюдений. Продвинутый уровень: экскурсия
на учебно-опытный участок ЦДОДГИ «Весенние звуки и краски» оформление дневника наблюдений. Практическая работа в теплице по выращиванию рассады цветочных культур.
Итоговое занятие:
Стартовый уровень: Викторина «Знатоки природы»
Базовый уровень: Тест «Я и природа»
Продвинутый уровень: Презентации « Охрана растений и животных»

Содержание программы, 2 год обучения:

Раздел 1. Введение в программу.
Теория: Вводное занятие. Знакомство с планом работы и задачами объединения, правилами безопасности Знакомство с планом работы и задачами объединения, правилами безопасности.
Практика: начальный уровень: тест-опрос на определение уровня знаний учащихся «Мир вокруг нас», диагностика уровня знаний. Базовый уровень: интерактивная игра «Вслед за солнышком». Продвинутый уровень:
интерактивная игра «Мы - планеты», «Вокруг солнца». Практическая работа « Смена времён года, времени суток»
Раздел 2 Воздух.
Теория: Воздух и его свойства. Радужное небо или как люди загрязняют воздух? Что такое парниковый эффект? Что такое смог? Где на планете самый чистый воздух? Охрана воздуха.
Практика: начальный уровень: опыты с воздухом. Базовый уровень: экскурсия «Осенняя погода». Заполнение календаря погоды. Продвинутый уровень:
охрана воздуха. Конкурс экологических листовок «Чистый воздух на планете».
Раздел 3 Обитатели воздушного пространства нашего края
Теория: Птицы. Строение. Среда обитания. Чей клюв лучше? Определение связи между строением клюва и питанием птицы. Птицы зерноядные, насекомоядные. Хищные птицы. Зимующие и перелётные птицы. Размножение птиц.
Домашние птицы. Лесные птицы – друзья растений. Охрана птиц. Птицы Красной Книги Тюменской области.
Практика: начальный уровень: практическая работа «Строение пера птицы». Экскурсия «Птицы в городе». Базовый уровень: экскурсия «Определение птиц в природе», зарисовка птиц. Практическая работа «Определение птиц по звукам».
Продвинутый уровень: чей клюв лучше? Определение связи между строением клюва и питанием птицы. Экскурсия «Птицы живого уголка ЦДОДГИ». Декоративные и певчие птицы зооуголка. Условия содержания. Кормление и уход.
Изготовление кормушки, кормление птиц в зооуголке и на природе.
Раздел 4. Удивительное вещество-вода!
Теория: Свойства воды. Превращения воды. Туман, роса, иней. Круговорот воды в природе. Как человек использует воду? Причины загрязнения воды. Охрана водных ресурсов.
Практика: начальный уровень: опыты «Удивительные свойства воды». Базовый уровень: опыты «Удивительные свойства воды». Экскурсия «Белое покрывало зимы». Продвинутый уровень: экскурсия «Снежинки и снег. Значение снежного покрова зимой» Конкурс экологических рисунков «Вода - это жизнь!».
Раздел 5 Водное путешествие.
Теория: Водоёмы нашего края (естественные и искусственные). Приспособления растений и животных к жизни в водоёме. Водоплавающие птицы. Рыбы, приспособления к жизни в воде. Сходство и отличие пресноводных и морских рыб. Морские обитатели. Кто живёт в болоте. Значение болот. Пищевые цепочки в водоёме. Экологическое сообщество водоёма. Охрана водоёмов и их обитателей.
Практика: начальный уровень: моделирование озера. Интерактивная экологическая игра «Паутинка». Базовый уровень: практическая работа «Жизнь в капле воды», моделирование болота. Экологические знаки «Охрана водоёмов».
Продвинутый уровень: практическая работа «Строение карася». Условия содержания аквариумных рыб. Кормление и уход. Наблюдение в живом уголке ЦДОДГИ за водоплавающими птицами и околоводными животными. Составление пищевых цепочек водоёма.
Раздел 6. Почва
Теория: Почва, состав почвы. Плодородный слой земли. Как образуется почва? Значение почвы для жизни растений и животных Приспособления к жизни под землёй. Один день-год кормит. Весенние полевые работы. Причины загрязнения и обеднения почв. Охрана почвы.
Практика: начальный уровень: опыты с почвой. Наблюдение за опытом «Росточки». Базовый уровень: практическая работа «Дождевой червь, строение, значение для почвы» «Мини огород на подоконнике». Продвинутый уровень:
весенние работы на учебно-опытном участке и в теплице ЦДОДГИ, Наблюдения в природе «Обитатели подземного царства многоножка, медведка, муравьи».
Итоговое занятие.
Стартовый уровень: Викторина «Родные просторы»
Базовый уровень: интерактивная экологическая игра «Знатоки природы»
Продвинутый уровень: Экологическая конкурсная программа «Сохраним родную природу!».


Методическое обеспечение программы
№ п/п
Раздел, тема
Обеспечение программы методическими видами продукции
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ
Дидактический и лекционный материал

1
Введение в программу
(1 год обучения)

Методическая разработки теста на определение уровня знаний учащихся о взаимосвязи живой и неживой природы,
интерактивной игры «Экологический светофор».
Взаимосвязь живой и неживой природы на примере комнатного цветка, насекомого, аквариумной рыбки. Составление схемы взаимосвязи на доске.
Экскурсия по учебно-опытному участку и мини зоопарку ЦДОДГИ «Взаимосвязь живой и неживой природы»
Дидактические Карточки «Правила ПДД», «Природа живая и неживая», иллюстрации «Природа».

2
Осень в природе


Методические разработки интерактивной игры «Хлоп-топ»,
теста «Осенняя пора», Викторины «Осенний калейдоскоп».

Экскурсия «Краски осени», «Осенние изменения в жизни растений и животных». Сбор листьев и природного материала, сбор ягод и семян для зимней подкормки птиц. Рисование акварелью «Краски осени». Составление коллажа из осенних листьев. Изготовление поделки из природного материала.
Календарь погоды. Дидактические Карточки «Времена года», «Осень».
кроссворд «Осень в природе».

3
Дары осени

Методические разработки игры «Чудесный мешочек», «Горячая картошка», «Зелёный, желтый, красный». Беседа «Как хлеб на стол пришёл?» Викторина «Осенняя кладовая», тест «Витаминное лукошко».
Экскурсия по учебно-опытному участку ЦДОДГИ « Условия выращивания овощных культур, садовых ягод и фруктов в Сибири». Осенние работы на учебно-опытном участке ЦДОДГИ, сбор урожая. Поделка из солёного теста
дидактические карточки, задания по теме. иллюстрации «Фрукты и офощи»,
«Ягоды садовые и лесные», «Грибы».
Кроссворд «Грибная корзинка», «Витаминная кладовая»
филворд «Грибы».


4
Зима в природе.

Методические разработки викторины «Зима в природе», викторины «Зимующие птицы», конкурсной программы «Зимняя сказка».
Экскурсия «Зима в природе». Экскурсия «Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии». Экскурсия «Наблюдения за птицами в природе, правила подкормки птиц зимой. Оформление альбома «Зимующие птицы». Рисование акварелью «Зимняя сказка».
Изготовление простейших кормушек.
Иллюстрации, картинки, дидактические карточки и задания по теме. Снежные загадки. Кроссворд «Зимующие птицы».
Тест «Зима в природе».

5
Уголок живой природы

Методические разработки викторины «Кот и пёс», теста «Кто, чем питается?». презентация «Мой питомец»
Практическая работа «Уход за комнатными растениями».
Экскурсия в живой уголок ЦДОДГИ «Условия содержание животных в живом уголке». Зарисовки по результатам экскурсии.. Выбор рациона для домашних питомцев.
Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений». Наблюдения за животными в уголке живой природы, оформление дневника наблюдений. Уход за животными и кормление животных в живом уголке ЦДОДГИ.
Иллюстрации, картинки, дидактические карточки и задания по теме. Кроссворд «Наши верные друзья», «Породы собак»

6
Весна в природе

Методические разработки викторины «Весенняя капель», игры «Узнай меня». теста «Охрана природы», конкурсной программы «Весна воды, тепла и цвета».
Экскурсия «Пробуждение природы». Экскурсия на учебно-опытный участок ЦДОДГИ «Весенние звуки и краски». Рисование акварелью «Весна в природе».
Практическая работа в теплице по выращиванию рассады цветочных культур.
Иллюстрации, картинки, дидактические карточки и задания по теме. Весенние загадки. Тест «Охрана природы»

7
Итоговое занятие
Методические разработки викторины «Знатоки природы»,
Теста «Я и природа Презентации « Охрана растений и животных».

Презентация «Охрана растений и животных».

8
Введение в программу
(2 год обучения)
Методические разработки тестов на определение уровня знаний учащихся «Мир вокруг нас», «Наш дом – планета Земля», диагностика уровня знаний.
Интерактивная игра «Мы - планеты», «Вокруг солнца». Практическая работа « Смена времён года, времени суток»

Дидактические карточки «Правила ПДД», «Природа живая и неживая», иллюстрации «Природа».
Интерактивная игра «Вслед за солнышком».


9
Воздух


Методические разработки викторины «Воздух», теста «Воздух и его свойства». Конкурс экологических листовок «Чистый воздух на планете».
Опыты с воздухом – оформление дневника наблюдений. Экскурсия «Осенняя погода». Заполнение календаря погоды.
Подготовка к конкурсу экологических листовок «Чистый воздух на планете».
Занимательные вопросы по теме. Загадки. Викторина «Воздух», календарь погоды

10
Обитатели воздушного пространства нашего края
.

Методические разработки викторины «Значение птиц в природе», экологического мероприятия «Птицы нашего края».
Теста «Покорители воздушного пространства». Презентация «Редкие и исчезающие птицы Тюменской области».
Практическая работа «Строение пера птицы». Экскурсия «Птицы в городе». Экскурсия «Определение птиц в природе», зарисовка птиц. Практическая работа «Определение птиц по звукам». Чей клюв лучше? Определение связи между строением клюва и питанием птицы. Экскурсия «Птицы живого уголка ЦДОДГИ». Декоративные и певчие птицы зооуголка. Условия содержания. Кормление и уход.
Изготовление кормушки, кормление птиц в зооуголке и на природе.
Иллюстрации, картинки, дидактические карточки и задания по теме. Кроссворд «Перелётные птицы», загадки про птиц. Ребусы, филворды, кроссворды по теме «Птицы нашего края».

11
Удивительное вещество-вода!



Методические разработки викторины «Вода в природе», теста «Круговорот воды в природе».
Опыты «Удивительные свойства воды».
Экскурсия «Белое покрывало зимы».
«Экскурсия «Снежинки и снег. Значение снежного покрова зимой» Изготовление снежинок, рисование «Вода-это жизнь!».

Иллюстрации, картинки, дидактические карточки и задания по теме. Загадки о воде. Таблица «Свойства воды». Кроссворд «Вода в природе».

12
Водное путешествие.

Методические разработки викторины «Водоёмы», теста «Приспособления растений и животных к жизни в водоёме», Экологической конкурсной программа «От берега до берега»,
презентации «Морские обитатели».
Практическая работа «Жизнь в капле воды», подготовка экологических знаков «Охрана водоёмов».
Моделирование водоёма. Интерактивная экологическая игра «Паутинка» Практическая работа «Строение карася». Условия содержания аквариумных рыб. Кормление и уход. Наблюдение в живом уголке ЦДОДГИ за водоплавающими птицами и околоводными животными.
Иллюстрации, картинки, дидактические карточки и задания по теме. Викторина «Водоёмы нашего края». Кроссворд «Животные и растения пресного водоёма».


13
Почва

Методические разработки викторины «Подземное царство», «Обитатели почвы», теста «Экологическая система почвы».
Опыты с почвой. Наблюдение за опытом «Росточки». Практическая работа «Дождевой червь, строение, значение для почвы» «Мини огород на подоконнике».
Весенние работы на учебно-опытном участке и в теплице ЦДОДГИ, Наблюдения в природе «Обитатели подземного царства многоножка, медведка, муравьи».
Иллюстрации, картинки, дидактические карточки и задания по теме. Кроссворд «Приспособления к жизни под землёй».

14
Итоговое занятие.
Методические разработки викторины «Родные просторы», интерактивной экологическая игры «Знатоки природы», экологической конкурсной программы .
Экологическая конкурсная программа «Сохраним родную природу!».





Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности


Средства обучения
В наличии

1
Коллекция комнатных растений
имеется

2
Коллекция семян культурных и дикорастущих растений
имеется

3
Гербарий культурных и дикорастущих растений
имеется

4
Коллекция насекомых
имеется

5
Коллекция полезных ископаемых
Имеется не в полном объёме

6
Животные живого уголка
имеются

7
Фрукты, овощи, ягоды (натуральные объекты)
имеются

8
Фрукты, овощи, ягоды (муляжи)
имеются

9
Глобус
имеется

10
Географические атласы, карты
имеются

11
Обучающие таблицы, плакаты по темам
имеются

12
Фотографии, карточки, картинки растений и животных
имеются

13
Дидактические карточки с заданиями
имеются

14
Компьютер, проектор, экран.
имеется не во всех кабинетах

15
Презентации по темам.
имеются

16
Лабораторная посуда (колбы, воронки, пробирки)
имеются

17
лупы
имеются

18
Термометр, барометр
имеются

19
Рабочие тетради
имеются

20
альбомы
имеются

21
Цветная бумага, картон
имеются

22
Простые и цветные карандаши, краски, кисточки, линейки, ластики
имеются

23
пластилин
имеется

24
Лейки, пульверизаторы
имеются

25
Совочки, рыхлители, перчатки
имеются


Список литературы:
Алексейчик М. Путешествие в мир растений.- Минск, 1968.
Богусловская М.С.Развивающие игры для детей младшего школьного возраста , М.: Просвещение 1981.
Белавина И.Г. Найденская Н.Г. Планета - наш дом. - Москва, 1995.
Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение, - Москва, 1997.
Герд СВ. Живые животные в школе. - Ленинград , 1954.
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких, - М.: педагогика, 1982.
Жизнь животных Москва: Просвещение 1986г.
Калугин М.А. После уроков ребусы, кроссворды, головоломки, Я.: Академия развития, 1997.
Клипитин И.А. Элементарная астрономия, М.: Наука, 1991.
Коростелев Н.И. Хрестоматия Стихи и рассказы о родной природе. М.: Аст-пресс. Книга 2001.
Книга юного натуралиста. М.: молодая гвардия 1981.
Новиков Э.А. Планета загадок, Л.: Недра , 1987.
Радкевич Е.А. Наш дом- Земля, М.: Молодая гвардия , 1988.
Рябинин Б.С.. Животные в нашем доме, Сврд.: Средне-Ур. кн. изд. 1990.
Скарплато Г.П. Занимательная география для детей и взрослых Киев: Альтерпресс, 1996.
Танайсейчук М.О.Экология в картинках.- Москва, 1989.
Тарабарина Т.П., Е.И. Соколова И учеба, и игра: природоведение, Я.: Академия развития 2001.
Травинка В. Тропинка к здоровью. - Санкт-Петербург ,1995.
Шипунова Т.Я. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» 1995г.









Приложение 1.
Сравнительные данные
по выявлению уровня экологических знаний и умений младших школьников

ФИ обучающихся
Низкий уровень знаний и умений
Средний уровень знаний и умений
Высокий уровень знаний и умений


сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
















































Приложение 2

Тест Объединение «Мир вокруг нас» I год обучения. (Начало года)

Фамилия _______________________ Имя___________________

1.Что относится к живой природе?
А)Книга, краски, лампа;
Б) Снег, дождь, иней.
В) Растения, человек, животные.
2. Что относится к неживой природе?
А) Птица, молоко, уж;
Б) Солнце, звёзды, луна.
В) Человек, медведь, кит.
3.Что необходимо растениям и животным  для жизни?
А) Воздух, вода;
Б) Солнце, вода;
В) Солнце, воздух, вода.
4.В чём отличие объектов живой природы от неживой природы?
А) Дышат, питаются;
Б)  Растут, размножаются, умирают.
В) Дышат, питаются,   растут, размножаются, умирают.
5.Явления природы, связанные со сменой времён года называются
А) Природные явления:
Б) Сезонные явления;
В) Климатические явления.


Приложение 3.
Анкета. (Конец учебного года)
Уровень сформированной экологической культуры младших школьников.
Нравится ли тебе отдыхать на природе?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Нельзя ловить диких животных и приносить их домой.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Может ли человек существовать, что бы, не вредить живому вокруг?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На закрытых местах покров снега больше:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Утром и вечером солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Летом солнце стоит над землей высоко, а зимой – низко.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ветер – это движение воздуха.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ромашка, зверобой, подорожник, мята, шиповник – лекарственные растения.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ласточки, журавли, грачи, утки, стрижи – перелетные птицы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Утки и гуси не тонут потому, что их перья смазаны жиром и не промокают.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
В рыхлую почву легче проникает вода и воздух.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
В красную книгу заносят животных, растения, насекомых численность, которых уменьшается.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Леса называют «легкими» планеты.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Мировой океан состоит из 5 океанов.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На планете насчитывается 6 материков.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
За каждый правильный ответ анкеты – 1 балл.
Названные критерии позволили определить уровни сформированности экологической культуры у младших школьников: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (20–16 баллов): у младших школьников сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, высоко развиты потребности в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Средний уровень (15–10 баллов): у учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе, недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень (1–9 баллов): младшие школьники показывают незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Дети не знают правил и норм поведения в природе.
















15