Дополнительная общеразвивающая программа «Физика вокруг нас» для обучающихся 5-х классов
Рассмотрено
Руководитель МО
________/О.С.Ковалева/
Протокол от
« 25 » 08 2016г. № 1
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________/Т.Ю. Каминская/
« 31 »_08_2016г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №6 »
________/Т.А. Курушина/
Приказ от «31» 08 2016г.
№ 527-о
Дополнительная общеразвивающая программа
«Физика вокруг нас»
для обучающихся 5-х классов
Составитель: Шиман Т.Н.,
учитель физики
первой квалификационной категории
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа пропедевтического курса «Физика вокруг нас» разработана на основе Примерной рабочей программы курса «Естествознания», в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, на основе учебного плана МБОУ СОШ № 6 на 2016-17 учебный год. Курс внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся 5,6 классов с многочисленными явлениями физики, наиболее часто встречающимися в повседневной жизни, тем самым создавая прочную базу для усвоения предмета в 7-9 классах. Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрое увлечение новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Направленность – естественнонаучная.
Актуальность:
Социальный заказ на выпускника II образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения дополнительных знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий). учащиеся получают возможность, как можно раньше познакомиться с разнообразием учебных предметов, изучаемых в рамках школьной программы, в частности физикой. Это позволяет получить общую картину школьного обучения и, как результат, более осознано сделать свой выбор дальнейшего обучения.
Цели и задачи программы
Цель:
сознательное овладение учащимися системой первоначальных физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Задачи:1. Знакомство учащихся с эмпирическим этапом научного метода познания.2. Обеспечение возможности формирования целостного представления о природе посредством знакомства с объектами и явлениями природы, подходами к их классификации и основными закономерностями, доступными для восприятия младшими подростками.3. Освоение учениками базовых знаний, необходимых при изучении систематического курса физики.4. Формирование у школьников приемов самостоятельной познавательной деятельности, связанных с методами и приемами научного познания (наблюдения, опыты, сравнение, описание, классификация и т.д.).5. Освоение учащимися приемов работы с информацией, характерной для естественно- научных курсов.
Отличительные особенности программы. Курс внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики, наиболее часто встречающимися в повседневной жизни, тем самым создавая прочную базу для усвоения предмета в 7-9 классах. Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрое увлечение новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.
Возраст детей, на который рассчитана программа – 11-12 лет
Срок реализации программы- 2 года
Объем программы - 35 часов в год, 1 час в неделю
Режим занятий – понедельник, вторник
Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД
у учащихся будут сформированы
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
адекватное реагирование на трудности.
уважительное отношение к истории физики и к людям, причастным к созданию физической науки;
способность продолжать изучение физики, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения;
формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о физической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления.
Метапредметные УУД
регулятивные:
учащиеся научатся
формулировать учебную цель;
выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
составлять план и последовательность действий;
организовывать рабочее места;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
формирование способности к проектированию.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
коммуникативные:
учащиеся научатся
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
учащиеся получат возможность научиться:
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
использовать речевые средства, в том числе с опорой на ИКТ.
познавательные:
учащиеся научатся
работать с информацией: поиск, запись, восприятие в том числе средствами ИКТ;
выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
использовать физические модели, знаки, символы, схемы;
формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физику в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении физических задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ)
Предметные
учащиеся научатся
уметь пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр, весы, штангенциркуль) и объяснять их устройство;
уметь определять размер физического тела;
описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
измерять температуру воздуха и воды;
наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
учащиеся получат возможность научиться:
описывать физические явления и их признаки;
выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу; использовать знания о строении вещества для объяснения таких явлений как диффузия, испарение, сжатие и т.д.
Учебно-тематический план 5 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе
Теоретических
Практических
1
Введение в физику.
2
1
1
2
Тело и вещество.
10
5
5
3
Физические явления.
12
6
6
4
Человек и природа.
4
3
1
5
Человек и планета Земля
6
4
2
6
Итоговое занятие
1
1
Итого часов
35
19
16
Содержание учебно- тематического плана
Введение в физику - 2 ч.
Тела и вещества. Наблюдения и эксперимент. Измерительные приборы.
Практические работы
«Определение размеров физического тела», «Определение объёма жидкости»
Тело и вещество – 10 ч.
Форма, объём, масса, цвет, запах. Состояние вещества. Строение вещества. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц вещества. Взаимодействие тел. Сила. Разнообразие сил.
Практические работы
«Сравнение характеристик тел», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение диффузии», «Наблюдение горения», «Наблюдение возникновения сил»
Физические явления – 12 ч.
Механические явления. Наблюдение относительности движения. Звук, звуки живой природы, голоса людей, птиц, звучание музыкальных инструментов и голосов певцов. Тепловые явления. Виды теплопередачи. Световые явления.
Практические работы
«Измерение пути и времени движения физического тела. Средняя скорость движения», «От чего зависит скорость испарения», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Получение радуги», «Наблюдение явлений отражения и преломления света»
Человек и природа – 4 ч.
Древняя наука Астрономия. В мире звезд. Солнце. Луна. Космические исследования.
Практическая работа с применением ИКТ
«Знакомство с картами звёздного неба»
Человек и планета Земля – 6 ч.
Строение земного шара. Гидросфера. Исследования морских глубин. Атмосфера. Атмосферные явления. Воздухоплавание. Человек дополняет природу. Загрязнение окружающей среды. Экономия ресурсов. Использование новых технологий.
Практическая работа «Измерение атмосферного давления и давления в жидкости на разной глубине»
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно – тематическое планирование (5 класс)
№ п/п
№ ур. по разд.
Тема раздела, занятия
Дата
Примерное содержание занятий со школьниками
Введение в физику - 2 ч.
1
1
Тела и вещества. Наблюдения и эксперимент. Измерительные приборы.
Знакомство с целями и задачами курса. Введение понятий «физическое тело» и «вещество». Знакомство и демонстрации простейших физических приборов: линейка, мензурка, термометр, весы, штангенциркуль. Взаимодействие природы и человека.
2
2
Практические работы «Определение размеров физического тела», «Определение объёма жидкости»
Знакомство с правилами измерений на различных приборах: мерном сосуде, штангенциркуле, используя, например, плакаты. Учащиеся работают парами, выполняют действия по измерению штангенциркулем размеров различных предметов. Определяют цену деления мензурки. Определяют количество налитой воды. Заполняют таблицу.
Тело и вещество – 10 ч.
3
1
Форма, объём, масса, цвет, запах.
Введение понятия статического наблюдения. Обсуждение с учащимися способов описания предмета.
Повторение правил измерений (по материалу предыдущего занятия). Работа в группах, описание предмета, делают записи в дневниках.
4
2
Практическая работа «Сравнение характеристик тел»
Знакомство с правилами измерений на весах. Учащиеся выполняют действия по измерению массы, подсчитывают разновесы и записывают результат в граммах. Проводят опыты по вычислению объема тела с помощью линейки, с помощью мензурки, с помощью штангенциркуля. Делают вывод об эффективности каждого способа. Готовят выступление от группы.
5
3
Состояние вещества. Строение вещества.
Знакомство с агрегатными состояниями вещества. Введение понятий «молекула», «атом».
6
4
Практическая работа
«Наблюдение делимости вещества»
Отличие наблюдения от эксперимента. Опыт с частицами краски.
7
5
Движение частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества.
Ведение понятия диффузии, сил притяжения и отталкивания между частицами вещества.
8
6
Практическая работа
«Наблюдение диффузии»
Наблюдение зависимости скорости протекания диффузии от температуры в жидкостях. Наблюдение диффузии в газах. Учащиеся делают выводы, заполняют таблицу.
9
7
Практическая работа
«Наблюдение горения»
Наблюдение за горением различных веществ, образованием продуктов горения и выделением энергии при этом.
10
8
Взаимодействие тел.
Знакомство с действием тел друг на друга. Взаимодействие тел одинаковой и разной массы. Различные примеры взаимодействия тел.
11
9
Сила. Разнообразие сил.
Введение понятия «сила». Знакомство с разнообразием сил в природе.
12
10
Практическая работа
«Наблюдение возникновения сил»
Знакомство с устройством динамометра. Наблюдение силы тяжести, силы упругости, силы трения, силы Архимеда.
Физические явления – 12 ч.
13
1
Механические явления. Наблюдение относительности движения.
Знакомство с механическими явлениями в окружающем мире. Введение понятия «относительность движения». Приведение различных примеров относительности движения, решение качественных задач.
14
2
Практикум по решению задач.
Решение физических задач на движение с использованием формул, изученных в начальной школе, применяя физическое оформление.
15
3
Практическая работа «Измерение пути и времени движения физического тела. Средняя скорость движения»
Наблюдение за движением реальных тел, измеряя путь и время их движения, рассчитать скорость на отдельных участках пути и среднюю скорость движения данных тел.
16
4
Звук, звуки живой природы, голоса людей, птиц, звучание музыкальных инструментов и голосов певцов.
Знакомство с образованием звука, с различными источниками звука. Прослушивание звучание музыкальных инструментов и различных голосов певцов с целью сравнения высоты и громкости. (С использованием ИКТ)
17
5
Тепловые явления. ( Часть 1.)
Знакомство с понятиями «тепловое расширение», « плавление и кристаллизация». Рассмотреть различные примеры этих понятий в окружающем мире (образование града, снега, дождя, таяние льда в водоёмах).
18
6
Практическая работа «Наблюдение за изменением объёма тел при нагревании и охлаждении»
Учащиеся ставят опыты с шариком и кольцом, водой и трубкой. Делают выводы.
19
7
Виды теплопередачи
Теплопроводность. Конвекция. Излучение.
Характеристики всех видов излучения
20
8
Тепловые явления. ( Часть 2.)
Знакомство с понятиями «испарение» и « конденсация». Рассмотреть различные примеры этих понятий в окружающем мире.
21
9
Практическая работа «От чего зависит скорость испарения»
Учащиеся работают в группах, выполняя сравнение скорости испарения воды при кипении и при комнатной температуре. Результаты наблюдений записывают в таблицы.
22
10
Практическая работа «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»
Учащиеся наблюдают и выполняют действия по измерению температуры испаряющейся жидкости (спиртсодержащее вещество), делают выводы.
23
11
Световые явления.
Знакомство с понятиями источники света, свет и тень, отражение и преломление света, глаз и очки, цвет, радуга.
24
12
Практическая работа «Получение радуги», «Наблюдение явлений отражения и преломления света»
Наблюдение демонстрации с треугольной призмой, с зеркалом. Можно посмотреть слайды или научно-популярный видеоролик «Свет в различных средах»
Человек и природа – 4 ч.
25
1
Древняя наука Астрономия. В мире звезд.
Знакомство с наукой астрономией, с тайнами звёздного неба.
26
2
Солнце. Луна.
Особенности планет Солнца и Луны. Составление сравнительной таблицы данных планет (масса, размер, диаметр, наличие атмосферы, температура) с планетой Земля на основе справочных таблиц.
27
3
Космические исследования.
Знакомство с космическими открытиями, первый спутник Земли, основные вехи в открытии космоса.
28
4
Практическая работа с применением ИКТ
Знакомство с картами звёздного неба.
Человек и планета Земля – 6 ч.
23.04
29
1
Строение земного шара.
Гидросфера. Исследования морских глубин.
Знакомство со строением Земли. Введение понятия давления в жидкости. Методы исследования морских глубин. Морские животные, обитающие на глубине и их особенности.
30
2
Атмосфера. Атмосферные явления. Воздухоплавание.
Знакомство с атмосферой Земли и явлениями, происходящими в атмосфере. Введение понятия «атмосферное давление». История воздухоплавания, первые летательные аппараты.
31
3
Практическая работа «Измерение атмосферного давления и давления в жидкости на разной глубине»
Учащиеся наблюдают, описывают опыты и делают выводы, сравнивают давление в жидкости на разной глубине (атмосферное давление на разных этажах здания).
32
4
Человек дополняет природу.
Знакомство с понятиями: механизмы, двигатели, микрофон и громкоговоритель, радио и телевизор, материалы для современной техники (кристаллы, полимеры, резина, каучук).
33
5
Загрязнение окружающей среды.
Экономия ресурсов.
Обсуждение вопросов экологической культуры человека по отношению к природе. Создание индивидуальной программы защиты окружающей среды.
34
6
Использование новых технологий
Знакомство с новыми технологиями, которые использует человек
35
Итоговое занятие
Методическое обеспечение
Формы обучения и виды занятий –
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, эвристические беседы, а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту. При проведении занятий предполагается использование различных форм и методов работы, предусматривается применение индивидуальных, групповых, дифференцированных форм.
Методы
Формы
Словесный (беседы, творческие выступления)
Литературный (использование специальной литературы, материалов периодической печати, отчеты об итогах работы)
Картографический (анализ карт, различных по содержанию)
Статистический (использование цифрового материала, графиков, диаграмм, обработка собранных данных)
Визуальное наблюдение ( сбор информации путем наблюдений за объектами)
Исследовательский (проведение научных исследований, опытов)
Практический ( при выполнении практических заданий)
лекционно-семинарские занятия
практические занятия
массовые мероприятия
самостоятельная работа учащихся
индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным исследовательским темам, библиографическая помощь)
встречи, интервью
социологический опрос
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет.
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивный курс физики для 7-11 классов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайдовые презентации учителя.
Печатные пособия
Таблицы по физике для 7-8 классов.
Портреты выдающихся деятелей физики.
Справочные материалы по физике и астрономии.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Формы подведения итогов
Портфель достижений школьника:
В портфель своих достижений учащиеся могут вложить дневник своих наблюдений, фото, выполненные во время экспериментов и практических работ с их участием, свою индивидуальную программу защиты окружающей среды, проект исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
Приложение
к дополнительной общеразвивающей
программе «Физика вокруг нас»
для 5 класса
Шиман Т.Н.
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы
«Физика вокруг нас»
5 класс
2016-2017 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год - 35
№
Тема урока
Запланировано
Фактически проведено
Кол-во часов
Дата проведения
Кол-во часов
Дата проведения
Введение в физику - 2 ч.
1
Тела и вещества. Наблюдения и эксперимент. Измерительные приборы.
1
06.09
1
06.09
2
Практические работы «Определение размеров физического тела», «Определение объёма жидкости»
1
13.09
1
13.09
Тело и вещество – 10 ч.
3
Форма, объём, масса, цвет, запах.
1
20.09
1
20.09
4
Практическая работа «Сравнение характеристик тел»
1
27.09
1
27.09
5
Состояние вещества. Строение вещества.
1
04.10
1
04.10
6
Практическая работа
«Наблюдение делимости вещества»
1
11.10
1
11.10
7
Движение частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества.
1
18.10
1
18.10
8
Практическая работа
«Наблюдение диффузии»
1
25.10
1
25.10
9
Практическая работа
«Наблюдение горения»
1
8.11
1
8.11
10
Взаимодействие тел.
1
15.11
1
15.11
11
Сила. Разнообразие сил.
1
22.11
1
22.11
12
Практическая работа
«Наблюдение возникновения сил»
1
29.11
Физические явления – 12 ч.
13
Механические явления. Наблюдение относительности движения.
1
06.12
14
Практикум по решению задач.
1
13.12
15
Практическая работа «Измерение пути и времени движения физического тела. Средняя скорость движения»
1
20.12
16
Звук, звуки живой природы, голоса людей, птиц, звучание музыкальных инструментов и голосов певцов.
1
27.12
17
Тепловые явления. ( Часть 1.)
1
10.01
18
Практическая работа «Наблюдение за изменением объёма тел при нагревании и охлаждении»
1
17.01
19
Виды теплопередачи
1
24.01
20
Тепловые явления. ( Часть 2.)
1
31.01
21
Практическая работа «От чего зависит скорость испарения»
1
07.02
22
Практическая работа «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»
1
14.02
23
Световые явления.
1
21.02
24
Практическая работа «Получение радуги», «Наблюдение явлений отражения и преломления света»
1
28.02
Человек и природа – 4 ч.
25
Древняя наука Астрономия. В мире звезд.
1
7.03
26
Солнце. Луна.
1
14.03
27
Космические исследования.
1
21.03
28
Практическая работа с применением ИКТ
1
04.04
Человек и планета Земля – 6 ч.
29
Строение земного шара.
Гидросфера. Исследования морских глубин.
1
11.04
30
Атмосфера. Атмосферные явления. Воздухоплавание.
1
18.04
31
Практическая работа «Измерение атмосферного давления и давления в жидкости на разной глубине»
1
25.04
32
Человек дополняет природу.
1
02.05
33
Загрязнение окружающей среды.
Экономия ресурсов.
1
16.05
34
Использование новых технологий
1
23.05
35
Итоговое занятие
1
30.05
Условия реализации программы
Информационно – методическое обеспечение:
I. Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет.
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit-m.ru
Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. Ru
Слайдовые презентации учителя.
II. Печатные пособия
Таблицы по физике для 7-8 классов.
Портреты выдающихся деятелей физики.
Справочные материалы по физике и астрономии.
III. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Формы аттестации
Портфель достижений школьника:
В портфель своих достижений учащиеся могут вложить дневник своих наблюдений, фото, выполненные во время экспериментов и практических работ с их участием, свою индивидуальную программу защиты окружающей среды, проект исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
Список литературы:
Гуревич А.Е./ Физика и химия 5-6 классы. М.: «Дрофа», 2006г.
Перельман Я.И./Занимательная физика 1-2ч.М.: «Наука», 1991
Горлова Л.А./ Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. М.: «Вако», 2006г.
Рыженков А.П./Физика. Человек. Окружающая среда.
Алексашина И.Ю./ Полная энциклопедия школьника. М.: «Дрофа» 2011
Большая книга «ПОЧЕМУ» М.: «Дрофа» 2011
Гореев Л.А./Занимательные опыты по физике. М.: «Просвещение», 1985г.
"$&*.^`љћў
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· "л‚ђЗаголовок 1ЧђЗаголовок 4ЧђЗаголовок 515