Дополнительная общеобразовательная программа Педагогика и психология вокруг нас


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Педагогика и психология вокруг нас» основными нормативно-правовыми документами являются следующие:
ФЗ "Об образовании в РФ";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 01.03.2016 г. №115);
Устав МБУ ДО МУК.

Программа «Педагогика и психология вокруг нас» имеет социально-педагогическую направленность. Данная программа составлена с учётом новых психолого-педагогических требований, направленных на реализацию процесса личностного профессионального самоопределения школьников и ориентирована на учащихся, которые хотят изучать психику человека, возможности человека, проявляют интерес к работе с детьми. Актуальность программы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии и педагогики.

Цель программы:
формирование личности ребенка через расширение знаний о психической деятельности человека, а также знаний, связанных с воспитанием и обучением подрастающего поколения.

Задачи: развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.); 
формирование общих представлений учащихся о психологии и педагогике как науке; оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе; 
формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
формирование уважения к личности педагога на основе понимания общественной значимости педагогического труда, обеспечивающего будущее общества;
развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

Программа предназначена для обучающихся 13-17 лет, интересующихся психологией и педагогикой. На изучение учебного материала отводится 144 учебных часа (из расчета 2 учебных часа в неделю). Срок реализации учебной программы – 2 года.

Формы организации образовательного процесса подбираются в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации обучения, что способствует формированию личностных смыслов и ценностей, ориентируют ученика на достижение успеха. Теоретическое обучение основано на использовании проблемных и эвристических методов при изучении и закреплении нового материала. Основными методами изложения материала являются лекция с элементами беседы, рассказ, погружение в проблему и др. Практическое обучение по педагогике включает в себя решение педагогических задач, разработку и изготовление дидактических игр, занятия рисованием, лепкой, аппликацией; по психологии – диагностику личности, выполнение презентаций и др. Актуализация знаний учащихся может осуществляться в виде фронтального опроса, взаимоконтроля, дискуссии, самостоятельной или групповой работы.

В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать, понимать:
предмет, задачи и функции педагогики, её место в системе других наук; основные понятия педагогики (воспитание, обучение, метод, ведущая деятельность, возраст и др.);
предмет, задачи и значение психологии; основные понятия психологии (познавательные процессы, личность в психологии, психические свойства личности и др.);
обоснованно высказывать свои мнения и суждения по вопросам воспитания и формирования личности (решение различных педагогических задач);
место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;
профессии и специальности, связанные с воспитанием и обучением детей; особенности профессиональной деятельности воспитателя детского сада, психолога, их значимость в успехе экономического развития общества;
требования педагогической профессии к личности человека, понятие о педагогической культуре.
уметь:
пользоваться основными терминами педагогики и психологии;
решать проблемные ситуации в рамках курса (подбор материала, его творческая переработка);
находить необходимую информацию в различных источниках, перерабатывать её (для написания реферата, творческого проекта, разработки методических приёмов к различным мероприятиям);
проводить разработку творческих, информационных проектов, используя доступные различные материалы.

Формы подведения итогов реализации программы:
выполнение творческих работ;
собеседование.


























Учебно-тематический план
первый год обучения
№ п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов



Всего
Теория
Практика

1
Раздел 1 «Вводное занятие»

1.1
Тема «Вводное занятие»
2
1
1

2
Раздел 2 «Основы педагогики»

2.1
Тема «Педагогика как наука»
6
4
2

2.2
Тема «Методы, приемы обучения и воспитания»
6
4
2

2.3
Тема «Возрастная периодизация»
4
2
2

3
Раздел 3 «Педагогика игры»

3.1
Тема «Понятие игры»
4
2
2

3.2
Тема «Классификация игр»
6
4
2

3.3
Тема «Дидактические игры»
4
2
2

3.4
Защита творческих проектов на тему «Дидактическая игра для дошкольников»
6

6

4
Раздел 4 «Цели и задачи воспитания»

4.1
Тема «Цели и задачи воспитания»
2
1
1

5
Раздел 5 «Виды воспитания»

5.1
Тема «Умственное и сенсорное воспитание»
6
2
4

5.2
Тема «Эстетическое воспитание»
6
2
4

5.3
Тема «Нравственное воспитание»
6
2
4

5.4
Тема «Трудовое воспитание»
6
2
4

5.5
Методическая разработка занятия с дошкольниками
6

6

6
Резерв учебного времени
2




Итого часов
72
28
42




Учебно-тематический план
второй год обучения
1
Раздел 1 «Вводное занятие»

1.1
Тема «Вводное занятие»
2
1
1

2
Раздел 6 «Психология как наука»

2.1
Тема «Психология как наука»
6
3
3

3
Раздел 7 «Познавательные процессы»

3.1
Тема «Ощущение и восприятие»
8
4
4

3.2
Тема «Внимание»
6
3
3

3.3
Тема «Память»
8
4
4

3.4
Тема «Мышление»
6
3
3

3.5
Тема «Воображение»
6
3
3

3.6
Тема «Эмоции и чувства»
8
4
4

4
Раздел 8 «Свойства личности»

4.1
Тема «Понятие о темпераменте»
6
3
3

4.2
Тема «Психологические характеристики темперамента»
8
4
4

4.3
Тема «Понятие о характере»
6
3
3

5
Резерв учебного времени
2




Итого часов
72
35
35
















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
первый год обучения

Раздел 1. Вводное занятие
1.1 Теория: Вводное занятие. Знакомство с программой обучения.
Практика: Правила внутреннего трудового распорядка, инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Основы педагогики
2.1 Теория: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогической теории. Национальная идея в истории отечественной педагогики (Донская народная школа – К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев). Основные принципы воспитания детей в семье казака. Основные педагогические понятия: воспитание, цель воспитания, обучение, знания, умения,
навыки.
Практика: Составление профессиограммы, психограммы «Воспитатель дошкольного учреждения».
2.2 Теория: Методы, приемы обучения и воспитания. Понятие метода, приема. Методы воспитания. Классификация методов обучения, воспитания.
Практика: Исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
2.3 Теория: Возрастная периодизация. Понятие возраста, возрастных особенностей. Деятельность. Виды деятельности. Ведущая деятельность.
Практика: Решение ситуационных задач.

Раздел 3. Педагогика игры.
3.1 Теория: Понятие игры. Игра в детском возрасте. Этапы развития. Значение игры.
Практика: Подготовительный этап работы над творческим проектом: краткое обоснование актуальности темы проекта (представляет научный интерес, имеет практическое применение).
3.2 Теория: Классификация игр. Игры без правил, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации. Строительные игры.
Практика: Особенности разработки творческого проекта: выделение цели, задач для реализации проекта.
3.3 Теория: Дидактические игры. Понятие «дидактика». Особенности дидактических игр. Виды дидактических игр. Словесные игры. Особенности словесных игр.
Практика: Особенности разработки творческого проекта: переработка информации из различных источников, собственное мнение учащихся, самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
3.4 Практика: Защита творческих проектов на тему «Дидактическая
игра для дошкольников».

Раздел 4. Цели и задачи воспитания
4.1 Теория: Содержание, цели и задачи воспитания. Принципы воспитания. Основы воспитания детей дошкольного возраста.
Практика: Сочинение-рассуждение на тему: «Как я отношусь к физическому наказанию детей».

Раздел 5. Виды воспитания
5.1 Теория: Умственное и сенсорное воспитание. Умственное развитие. Основные задачи умственного воспитания. Средства умственного воспитания. Содержание сенсорного воспитания.
Практика: Решение педагогических задач. Рисование в детском саду.
5.2 Теория: Эстетическое воспитание. Задачи. Методы. Средства эстетического воспитания. Развитие наблюдательности у
дошкольников.
Практика: Решение педагогических задач. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
5.3 Теория: Нравственное воспитание. Нравственное воспитание в различных сферах деятельности. Задачи. Методы нравственного воспитания. Средства нравственного воспитания, нравственной ценности (Ш. Амонашвили).
Практика: Решение педагогических задач. Анализ художественных произведений. Лепка в детском саду.
5.4 Теория: Трудовое воспитание. Цель трудового воспитания. Виды детского труда. Формы организации детского труда.
Практика: Решение педагогических задач. Аппликация в детском саду.
5.5 Практика: Методическая разработка занятия с дошкольниками.

6. Резерв учебного времени.

















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОЙ год обучения

Раздел 1. Вводное занятие
1.1 Теория: Вводное занятие. Знакомство с программой обучения.
Практика: Правила внутреннего трудового распорядка, инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Психология как наука
2.1 Теория: Психология как наука. Предмет изучения психологии. Формы проявления психики человека. Головной мозг и психика. Значение психологии для познания самого себя и других, для общения, для самовоспитания и выбора профессии.
Практика: Работа с профессиограммой «Психолог». Составление схемы «Формы проявления психики человека».

Раздел 3. Познавательные процессы
3.1 Теория: Ощущение и восприятие. Виды ощущений. Органы чувств. Порог ощущений. Адаптация органов чувств. Восприятие и его отличие от ощущения. Иллюзии или ошибки восприятия.
Практика: Выявление уровня наблюдательности, важного качества для профессии психолог. Тест «Насколько ты наблюдателен?».
3.2 Теория: Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. Значение внимания для выполнения игровой, учебной и трудовой деятельности. Связь внимания с восприятием.
Практика: Определение уровня объема внимания, особенностей произвольного внимания.
3.3 Теория: Память. Виды памяти. Связь образной памяти с органами чувств человека. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.
Практика: Упражнения-задания на определение вида памяти.
3.4 Теория: Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции.
Практика: Упражнения-задания на определение уровня логического мышления.
3.5 Теория: Воображение. Образы памяти и воображения. Виды воображения. Творческое и воссоздающее воображение. Непроизвольное и произвольное воображение.
Практика: Определение уровня развития различных видов воображения.
3.6 Теория: Эмоции и чувства. Общее представление об эмоциях. Эмоции как способ выражения отношения к происходящему. Различные формы проявления эмоций. Вербальные и невербальные (мимика, пантомимика). Чувства.
Практика: Тесты: Насколько вы терпеливы? Умеете ли вы справляться со стрессом?

Раздел 4. Свойства личности
4.1 Теория: Понятие о темпераменте. Значение слова «темперамент».
Практика: Определение формулы темперамента.
4.2 Теория: Психологические характеристики темперамента. Сангвинический темперамент. Холерический темперамент. Флегматический темперамент. Меланхолический темперамент. Сочетание разных типов темперамента у одних и тех же людей.
Практика: Определение типа темперамента.
4.3 Теория: Понятие о характере. Свойства характера. Индивидуальные различия в характерах людей.
Практика: Определение свойств характера человека.

5. Резерв учебного времени.































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и методическая система курса направлены на то, чтобы обучающимся было интересно во время всего периода обучения по программе. Учтены психолого-педагогические особенности учащихся 13-17 лет. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие обучающихся и не затрагивают узкоспециальные области педагогики и психологии.
Программа составлена таким образом, что теоретические знания закрепляются практически. В программе большое количество времени отводится практическим занятиям, что способствует лучшему усвоению трудного материала.

Для достижения поставленной цели и реализации задач курса используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция);
наглядный (показ наглядных пособий, демонстрация приемов работы, самостоятельные наблюдения обучающихся);
практический (выполнение практических заданий, выполнение самостоятельной внеаудиторной творческой работы, в том числе разработка и защита собственных творческих проектов);
тренинг занятия и круглые столы (помогают раскрепощению, умению держать себя при публичном выступлении);
игровой метод (стимулирует рост мотивации к обучению, развивает потребности самостоятельной работы с различными источниками знаний).
Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натурным фондом;
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;
демонстрационные: полиграфическая продукция.

Перечень материально-технического оборудования для практической и самостоятельной работы учащегося: тетрадь для записей, папка А-4 формата для рисунков и творческих работ, простые карандаши, ластик, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, картон, клей, ножницы, природный материал и т.п.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий -  оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
промежуточное тестирование учащихся - усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.
итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ;


































Список литературы для учащихся:
Е.Е. Кравцова «Психология и педагогика», учебное пособие
«Проспект», 2015.

А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова «Психология 8 кл.», учебное пособие
Изд. НПО «МОДЭК»,2008

А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова «Психология 10кл.», учебное пособие
Изд. НПО «МОДЭК», 2008

А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова «Психология 11кл.», учебное пособие
Изд. НПО «МОДЭК», 2008

В.А. Крутецкий «Психология»
Москва: «Просвещение», 1986.

А.Д. Алферов «Психология развития школьника», учебное пособие
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

Л.Д. Столяренко «Педагогика»
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

Список литературы для педагогов:
А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова «Преподавание психологии в школе 3-11кл.» учебно-методическое пособие
Изд. НПО «МОДЭК», 2007.

Е.А. Сорокумова «Возрастная психология» краткий курс
Спб: «Питер», 2009.

Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова «Дошкольная педагогика»
Ростов-на дону: «Феникс», 2004.

Г.С. Абрамова «Практикум по возрастной психологии»
«Академия»,1999.

А. Грецов А. Азбель «Психологические тесты для старшеклассников»
«Питер», 2012.

О.Н. Истратова «Психологические тесты для старшеклассников»
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.

И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова «Психология»
Москва: «Академия», 2002.

И.Ф. Харламов «Педагогика»
Минск: 1998.

Л.М. Фридман «Психология воспитания»
Москва: «Творческий центр», 1999.

С.А. Шмаков «Игры в слова и со словами»
Москва: «Астрель», 2000.

И.В. Андреева «Педагогика и психология»
«Нева», 2005.

М.П. Дерюгина «Ребёнок - воспитание и уход за ним»
Минск:«Хэлтон», 1998.

А.И. Баркан «Его величество ребёнок»
Москва: «Столетие», 1996.









13PAGE 15


[Введите текст]





15