Рабочая программа: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка декоративно-прикладного искусства «Затейники»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат I-II вида г.Тихорецка, Краснодарского края
дополнительная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(дополнительная общеразвивающая программа:художественно-эстетическая)кружка декоративно-прикладного искусства «Затейники»
возраст обучающихся 6-18 лет,
срок реализации - 3 года
Автор-составитель:
Погосян Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
Тихорецк 2014
1. Пояснительная записка
Современная реформа образования в России вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей. Дополнительное образование сегодня - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект. Творчество человека - это процесс преобразования окружающего мира и совершенствования самого человека: чтобы достичь цели, вы затрачиваете определенные усилия, при этом не только получаете запланированный результат, но и развиваете свои способности. Важно научиться понимать нравственную ценность творческой деятельности, испытывать радость от процесса и результата этой деятельности. Осваивая различные виды творческой деятельности, дети с сильным нарушением слуха учатся соединять мысли с действиями. Занятия декоративно-прикладным искусством расширят в дальнейшем возможности детей с нарушением слуха для более широкого профессионального выбора, в реализации их интересов, наклонностей и способностей.
В дополнительном образовании у педагога и ребенка стоит общий предмет интереса. Педагог не просто передает определенный объем новой информации для обучающихся, а формирует развивающую среду. В системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически не бывает случая, чтобы пришедший к нам ребенок не нашел себя и не достиг определенного успеха в том или ином виде деятельности. Это уникальная особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявлять себя, пережить ситуацию успеха (и при этом неоднократно) чрезвычайно важна для любого ребенка, а особенно для неуверенных в себе детей, имеющих те или иные комплексы, испытывающих трудности в усвоении школьных дисциплин.
Программа составлена в соответствии с одним из направлений художественно-эстетического воспитания школьников в рамках дополнительного образования. Актуальность программы продиктована необходимостью значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания глухих и слабослышащих детей. В программе указывается на продиктованную временем крайнюю необходимость развития у подрастающего поколения чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Данная программа предполагает целенаправленное развитие (общее речевое) глухих детей, создающее основу для успешного овладения детьми декоративно-прикладным искусством, способствующим коррекции недостатков в психофизическом развитии глухих детей. Задачи программы - формирование творческих понятий, развитие мышления глухих детей, развитие разговорной речи, совершенствование практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.
На занятиях декоративно-прикладным творчеством дети с нарушением слуха занимаются различными видами практической деятельности: бисероплетением, лепкой из соленого теста, аппликацией из кожи, макраме, бумагоконструированием. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует занятия детей декоративно-прикладным творчеством, а также является средством и целью обучения.
Эффективность и качество обучения обеспечивается четким соблюдение принципа связи декоративно-прикладного искусства с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной речи, но и систематической работе по формированию умственных действий, широкому включению в учебный процесс коллективных и групповых форм деятельности, усилению индивидуального и дифференцированного подхода к глухим детям с более полной реализацией их способностей в общем и речевом развитии. В программу включены виды практической деятельности, интересные для детей различного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью. Постоянная неразрывная связь занятий декоративно-прикладным искусством со словом, частота повторения материала в разных видах деятельности позволяют детям с сильным нарушение слуха усваивать язык широким потоком. Программа уделяет большое внимание вариативности высказываний. При отработке программного материала педагог насыщает типовые фразы конкретным речевым материалом, характерным для изучаемой темы. А в занятиях, одновременно с обучением конкретным умениям осуществляется развитие речевой деятельности, формирование основных элементов учебной деятельности как основы, обеспечивающей развитие глухих детей. Например, для формирования у детей с сильным нарушением слуха речи как средства общения наилучшие условия создаются на уроках декоративно-прикладного творчества, что и необходимо использовать для развития разговорной речи. Затем эта работа продолжается на уроках развития речи, чтении, предметно-практическом обучении и т.д. на том же речевом материале с его обогащением.
Цель: создание благоприятных условий для развития творческих, организационных и личностных способностей детей.
Задачи:
в обучении:
обучить навыкам бисероплетения;
обучить навыкам работы с соленым тестом;
обучить методам работы с кожей;
обучить технике пленения макраме;
обучить методам бумагоконструирования.
в развитии:
развивать творческие способности ребенка с нарушениями слуха средствами декоративно-прикладного творчества;
развивать организационные и коммуникативные способности глухого ребенка;
развивать веру в успешное завершение дела, т.е. создать ситуацию успеха;
формирование и развитие художественного вкуса.
в воспитании:
воспитывать уважение к истории и традициям народного декоративно-прикладного творчества;
воспитывать уважение к собственному творчеству и к творчеству других людей;
воспитывать ответственность за порученное дело.
Данная программа включает в себя пять видов декоративно-прикладного творчества:
1. Макраме - один из древнейших видов рукоделия, раньше его называли узелковым плетением. В последнее время этот вид рукоделия стал особенно популярен. Это связано с тем, что техника макраме довольно легко усваивается, не требует особых приспособлений и инструментов, дает возможность проявлять свои творческие способности.
2. Особой славой на Руси пользовалось плетение бисером. Работы, выполненные бисером, отличаются тонким художественным вкусом, изысканностью и совершенством форм, блеск и переливы красок радуют людской глаз, этот вид искусства позволяет развить в ребенке чувство прекрасного и творческую активность.
3. Занятия тестопластикой - один из самых дешевых и занимательных видов искусства, которые не требует больших затрат и усилий. Направлены на развитие кистей рук, фантазии детей, аккуратность и желание творить добро. Изделия из соленого теста популярны и используются различными слоями населения. В нашей стране малыши в детских садах занимаются с соленым тестом. Дети с нарушениями слуха даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд - когда они фантазируют и старательно выполняют различные элементы для своей будущей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительных эмоций.
4. Занятия бумагоконструированием дают возможность детям логически мыслить, вырабатывают терпение, умение подбирать цветовые гаммы, дают возможность научиться обшивать, сшивать различные вещи.
5. В работе с кожей выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия народных мастеров с их естественностью и поэтичностью. Есть промыслы, которые имеют многовековую историю, другие возникли буквально в последние десятилетия. Для детей с нарушениями слуха работа с кожей особенно интересна, она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий из кожи, сделать оригинальные панно, пейзажи, натюрморты, цветы, оригинальные рамки для фотографий и многое другое.
Все эти виды искусства дают возможность детям сделать своими руками подарки и сувениры для близких и любимых ими людей, вложить в них душу, свою любовь.
Данная программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Учащиеся распределяются по группам в зависимости от расписания занятий в школе. Набор детей проходит на добровольной основе. По данной программе могут заниматься дети без специальной подготовки по данному направлению. Состав в группах постоянный с некоторыми изменениями в течение года.
Срок реализации программы три года. Количество детей в объединении 18 человек.
Для реализации программ созданы специальные условия: оборудованная для занятий аудитория, рабочие столы, стулья, шкафы для рабочих инструментов и материалов, доска, хорошее естественное и искусственное освещение, дидактический материал для проведения занятий, наглядные пособия, инструменты. Содержание обучения соответствует учебному плану и нормативам.
Продолжительность занятий зависит от года обучения. Недельная нагрузка на первом году обучения составляет 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа), в зависимости от возраста и подготовки детей она может колебаться от 2 часов (2 раза в неделю по 1 часу) до 4 часов (2 раза в неделю по 2 часа), на втором и третьем году обучения - 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).
Продолжительность академического часа на любом году обучения составляет 40 минут.
Предполагаемый результат:
обучение учащегося навыкам, методам и технике работы по темам программы;
развитие организационных и творческих способностей глухого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства;
создание ребенку с нарушениями слуха ситуаций успеха, укрепления веры в успешное завершение дела;
воспитание ответственности за порученное дело;
воспитание основ эстетической культуры и уважения к собственному творчеству и творчеству других людей.
Показателями результативности являются подведение итогов в различных формах:
проведение зачетных занятий;
творческие отчеты;
выдача грамот и наград;
фотографирование авторов лучших работ;
благодарственные письма родителям и участие в выставках, конкурсах.
Воспитанникам, прошедшим весь срок обучения вручаются грамоты, благодарственные письма.
2. Учебно-тематический план
I год обучения (2х1ч.)№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические
учебные занятия Практические учебные занятия Выездные
(индивидуальные учебные занятия)
1
Плетение бисером: 33 12 21 вводное занятие, техника безопасности 1 1 плетение цветов 16 6 10 плетение веточек 6 2 4 плетение животных и насекомых 6 2 4 составление панно из цветов 4 1 3 2
Тестопластика: 25 7 18 лепка цветов 9 2 7 лепка животного и растительного мира 9 3 6 выполнение композиций из теста на кубанскую тему 7 2 5 Выставка 1 1
3 Макраме: 11 3 8 вязание узлов 3 1 2 вязание пояса и кулона 8 2 6 Выставка 2 2
Итого 72 22 47 3
I год обучения (2х2ч.)№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические
учебные занятия Практические учебные занятия Выездные
(индивидуальные учебные занятия)
1.
Плетение бисером:
80 25 55 вводное занятие, техника
безопасности 2 2 плетение цветов 40 12 28 плетение веточек 10 3 7 плетение животных и насекомых 20 6 14 составление панно из цветов 8 2 6 2.
Тестопластика: 46 14 32 лепка цветов 16 5 11 лепка животного и растительного мира 16 5 11 выполнение композиций из теста на кубанскую тему 14 4 10 Выставка 2 2
3. Макраме: 14 4 10 вязание узлов 6 2 4 вязание пояса и кулона 8 2 6 Выставка 2 2
Итого 144 43 97 4
II год обучения
№ п./п. Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические
учебные занятия Практические учебные занятия Выездные
(индивидуальные учебные занятия)
1.
Плетение бисером: 99 30 69 плетение животных 21 6 15 бисерная мозаика 39 12 27 изготовление картин
«Кубанские сувениры» 39 12 27 Выставка 3 3
2.
Тестопластика: 54 16 38 лепка животных 18 6 12 лепка рамок 12 4 8 изготовление картин из теста 24 6 18 3. Работа с кожей: 36 11 25 изготовление цветов из кожи 12 4 8 изготовление украшений из кожи 9 2 7 изготовление панно из кожи 15 5 10 4. Макраме: 21 6 15 плетение панно «Кубанские узоры» 21 6 15 Выставка 3 3
Итого 216 63 147 6
III год обучения
№ п./п.
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
Теоретические занятия Практические учебные занятия Выездные (индивидуальные учебные занятия)
1.
Плетение бисером: 78 24 54 круговое (французское) плетение, плетение цветов, техника безопасности 39 12 27 плетение даров Кубани (клубника, смородина, виноград) 15 5 10 плетение деревьев и растительности лесов 12 3 9 изготовление панно, сувениров 12 4 8 Выставка 3 3
2
Тестопластика: 51 15 36 лепка обитателей моря 15 4 11 лепка сувениров 15 5 10 изготовление пейзажей, натюрмортов из теста 21 6 15 3 Работа с кожей: 39 13 26 изготовление пейзажей и натюрмортов 15 5 10 изготовление рамок для фотографий 12 4 8 изготовление ваз 12 4 8 4. Макраме: 21 6 15 плетение панно: «Как прекрасен этот мир» 21 6 15 5. Бумагоконструирование: 21 6 15 изготовление игольницы из открыток 15 5 10 изготовление цветов из бумаги 6 1 5 Выставка 3 3
Итого 216 64 146 6
3. Содержание изучаемого курса
I год обучения
ПЛЕТЕНИЕ БИСЕРОМ
Вводное занятие. История бисероплетения. Используемый материал. Правила техники безопасности.
Цветы и веточки. Подбор проволоки, выбор бисера. Зарисовка схем изделий. Практические занятия. Подготовка проволоки, плетение по выбранной схеме. Оформление изделий. Животные и насекомые. Зарисовка и запись схем для изготовления животных, подбор бисера и проволоки.
Практические занятия. Подготовка и нарезка проволоки, плетение животных по выбранным схемам. Окончательное оформление изделий. Картины. Использование декоративных картин для украшения внутреннего интерьера. Подбор фона и рамки.
Практические занятия. Подготовка материала для фона, изготовление рамки, плетение цветов. Оформление картины.
ТЕСТОПЛАСТИКА.
Пластические качества теста, выразительность поделок из теста за счет выпуклостей, вырезов, отгибов, граней. Эстетические характеристики предметов, изготовленных из теста.
Цветы. Зарисовка для шаблонов, подготовка инструментов и приспособлений. Выбор цветов.
Животные. Зарисовка для шаблонов, подготовка инструментов и приспособлений. Выбор элементов растительного мира и животных. Картины. Подбор композиций для картин, подбор фона, выбор формы, рамки.
Практические занятия: приготовление теста, лепка композиции или рисунка, расписывание красками, покрытие лаком.
Предполагается участие в выставках.
МАКРАМЕ.
Теоретические занятия. Вводное занятие. История макраме. Нити и другие материалы, пригодные для плетения. Приспособления и инструменты. План работы кружка. Правила поведения в кружке и правила безопасности труда.
Практические занятия: освоение приемов плетения, оформление карточек с образцами.
Вязание узлов. Зарисовка схем узлов и веточек.
Практические занятия. Подготовка шнура или веревок, их расчет и плетение панно по выбранной схеме. Окончательное оформление и отделка панно. Пояс. Зарисовка и разбор схем плетения поясов, встречающихся в схемах новых приемов макраме.
Практические занятия: плетение узлов «Жозефина» и «Бриды». Расчет и подготовка нитей. Плетение пояса по выбранной схеме. Отделка изделия. Кулон. Кулон - дополнение к современному костюму, средство выражения индивидуальности. Зарисовка различных вариантов схем кулонов.
Практические занятия: подбор нитей и их расчет для выбранной схемы. Плетение кулона по выбранной схеме.
Предполагается участие в выставках.
Требования к учащимся по окончанию I года обучения:
1. БисероплетениеЗнать:
историю бисероплетения;
основные понятия и термины;
название способов бисероплетения;
технику безопасности.
Уметь:
отрезать рабочую нить или проволоку;
владеть элементарными способами бисероплетения;
закреплять или продлевать проволоку или нить;
чисто выполнять работу;
выполнять технику безопасности.
2 . ТестопластикаЗнать:
рецепты приготовления соленого теста.
Уметь:
пользоваться различными приспособлениями;
правильно хранить и высушивать изделия;
покрывать изделия красками и лаком;
пользоваться шаблонами.
3. Макраме
Знать:
историю макраме;
основные узлы;
используемый материал.
Уметь:
крепить нити;
плести основные узлы;
пользоваться схемами.
II год обучения
ПЛЕТЕНИЕ БИСЕРОМ.
Животные Кубани. Зарисовки и составление схем для изделий. Выбор плетения и материала. Подбор бисера по цвету и по форме.
Практические занятия: нарезка лески или проволоки, самостоятельная работа по выполнению изделия, использование схем. Окончательная работа по завершению изделия.
Предполагается участие в выставках.
Бисерная мозаика. Краткие исторические сведения о бисероплетении.
Техника выполнения мозаики, используемый материал.
Практические занятия: подготовка рисунка, перевод рисунка, подбор фона, выбор бисера, выкладывание рисунка бисером. Оформление в рамку.
Изготовление картин «Кубанские сувениры». Использование декоративных картин для украшения внутреннего интерьера. Подбор фона и рамки.
Композиционное решение.
Практические занятия: подготовка материала для фона и выполнение фона, изготовление рамки, плетение различных элементов. Оформление картины.
ТЕСТОПЛАСТИКА.
Животные. Подготовка эскизов, подготовка материала.
Практические занятия: приготовление и окраска теста, лепка животных, сушка, покрытие лаком.
Рамки. Подготовка продуктов для приготовления теста, подготовка эскизов, используемых инструментов и приспособлений.
Практические занятия: приготовление соленого теста, цветного теста, лепка орнамента, композиций, высушивание поделок, вскрытие лаком.
Картины. Подготовка эскизов, подготовка материала, рамок, продуктов для приготовления теста.
Практические занятия: приготовление соленого теста, цветного теста, подготовка фона, лепка композиций по эскизу, сушка картины, вскрытие лаком, дооформление декоративным материалом.
РАБОТА С КОЖЕЙ.
Изготовление цветов из кожи. Подбор кожи для цветов. Изготовление шаблонов листочков, шаблонов лепестков.
Практические занятия: вырезка лепестков цветка, стеблей, листьев. Обжигание элементов изделия над свечой или сухим спиртом. Нанесение прожилок на листья, выполнение серединок для цветов, сбор лепестков в цветок и соединение стебельков, листьев и цветов.
Изготовление украшений из кожи. Подбор и подготовка кожи, подготовка декоративного материала, подготовка шаблонов.
Практические занятия: нарезка кожи по шаблонам для украшений, обработка кожи, окраска кожи, сбор деталей в изделие, украшение изделий декоративным материалом.
Изготовление панно из кожи. Выбор композиции, подбор материала, подбор фона и рамы, подготовка декоративных элементов для окончательного завершения изделия.
Практические занятия: изготовление фона, соединение фона и рамы, изготовление элементов изделия, соединение элементов изделия в единое панно, соединение его с фоном и дооформление работы декоративным материалом.
МАКРАМЕ.
История развития этого вида искусства. Используемые материалы, приспособления, инструменты. Техника безопасности.
Панно. Разбор вариантов плоского и объемного решения панно. Зарисовка схемы.
Практические занятия: подготовка шнура или веревок, их расчет и плетение панно по выбранной схеме. Окончательное оформление и отделка панно.
Требования к учащимся по окончанию II года обучения:
1. БисероплетениеЗнать:
историю бисероплетения;
термины;
технику выполнения пройденных изделий.
Уметь:
самостоятельно пользоваться схемами;
владеть основными способами бисероплетения;
подбирать бисер по цвету и размеру;
изготовлять панно из бисера.
2. ТестопластикаЗнать:
рецепты приготовления соленого теста;
технологию высушивания изделия в печи.
Уметь:
красить тесто;
пользоваться различными приспособлениями;
изготовлять шаблоны и пользоваться ими;
собирать и оформлять поделку.
3. Работа с кожей
Знать:
технику безопасности;
технику изготовления шаблонов;
виды кожи.
Уметь:
нарезать кожу;
обжигать кожу;
окрашивать кожу;
собирать отдельные элементы в единое изделие.
4. Макраме
Знать:
технику безопасности;
технику плетения пройденных узлов.
Уметь:
соединять узлы между собой;
объединять узлы в рисунок;
доставать нить;
заканчивать изделия.
III год обучения
ПЛЕТЕНИЕ БИСЕРОМ
Техника безопасности
Круговое (французское) плетение. Плетение цветов. Изучение используемого материала. Изучение техники плетения.
Практические занятия: плетения различных элементов цветка, сбор этих элементов в цветок, оформление изделий.
Плетение даров Кубани. Подбор материала, зарисовка и запись схем для плетения винограда, изучение объемного кругового плетения.
Практические занятия: подготовка бисера, нарезка проволоки, плетение винограда по схеме, плетение листиков по схеме.
Плетение деревьев. Подбор проволоки, выбор бисера, зарисовка схемы листочков и веточек выбранного дерева.
Практические занятия: плетение листочков, сбор листочков в веточки, сбор веточек в дерево, окончательное оформление изделия.
Предполагается участие в выставке.
ТЕСТОПЛАСТИКА.
Сувениры. Подбор эскиза, подготовка материалов и инструментов. Практические занятия: приготовление соленого теста, окраска теста, лепка сувенира, сушка сувенира, дооформление декоративным материалом. Обитатели моря. Подготовка продуктов для изготовления теста, подготовка инструментов, подготовка шаблонов рыб и других морских животных. Практические занятия: приготовление теста, лепка рыб, водорослей и других морских животных, их сушка, окрашивание, покрытие лаком. Картины. Подготовка эскизов картины, подготовка рам, материала для фона.
Практические занятия: соединение рам и фона, приклеивание на фон композиции из имеющегося материала по эскизу и дооформление декоративным материалом.
РАБОТА С КОЖЕЙ
Изготовление пейзажей и натюрмортов. Выбор эскизов пейзажей и натюрмортов, подбор материалов, фона, рамок.
Практические занятия: нарезка и обработка кожи, изготовление фона для пейзажей и натюрмортов, соединение всех деталей с фоном, дооформление работ декоративным материалом.
Изготовление рамок для фотографий. Подготовка материала для основ под рамки, подбор кожи, обработка кожи, подбор декоративного материала для украшений.
Практические занятия: изготовление основ для рамок, нарезка кожи, покраска кожи, изготовление шаблонов для элементов украшения, сбор всех деталей и дооформление декоративным материалом.
Изготовление ваз. Подбор основы для ваз, подбор эскиза для изготовления и оформления ваз, подготовка кожи и другого материала для изготовления ваз.
Практические занятия: нарезка и обработка кожи, выполнение деталей эскиза, сбор деталей, оформление основы для вазы выполненными деталями и дооформление декоративными элементами.
МАКРАМЕ
Панно. Подбор рисунка, подбор ниток, подготовка декоративного материала, подготовка инструментов и приспособлений.
Практические занятия: нарезка ниток, плетение панно, оформление его декоративным материалом.
Предполагается участие в выставках.
БУМАГОКОНСТРУИРОВАНИЕ
Изготовление игольниц из открыток. Подбор открыток, ниток для обшивания деталей, подбор картона, подготовка инструментов для работы.
Практические занятия: выполнение шаблонов, вырезка деталей из открыток, подклеивание их на картон, обшивка деталей, сшивание деталей, дооформление изделия декоративным материалом.
Изготовление цветов из бумаги. Выбор эскиза цветка, подготовка материалов для цветка и листьев, подготовка инструментов и приспособлений.
Практические занятия: нарезка бумаги, выполнение деталей цветка, сбор деталей в цветок, оформление цветов в корзинку или в вазу.
Требования к учащимся по окончанию III года обучения:
1. БисероплетениеЗнать:
виды бисера;
изучение техники плетения бисером;
термины;
технику выполнения пройденных изделий;
технику изготовления картин.
Уметь:
самостоятельно пользоваться схемами;
владеть всеми изученными способами бисероплетения;
подбирать самостоятельно проволоку и другой декоративный материал;
самостоятельно составлять схемы и эскизы выполняемых работ.
2. ТестопластикаЗнать:
способы и рецепты приготовления соленого теста;
технику окрашивания теста;
способы сушки изделий из теста.
Уметь:
в совершенстве пользоваться инструментами и приспособлениями;
изготавливать шаблоны;
собирать работу в картину;
окрасить тесто и подобрать цветовую гамму;
самостоятельно составлять эскизы.
3. Работа с кожей
Знать:
технику безопасности;
технологию выполнения пейзажей и натюрмортов;
правила подбора и обработки кожи.
Уметь:
изготавливать фон для картин;
подбирать кожу по структуре и цветовой гамме;
выполнять детали и собирать их в панно.
4. Макраме
Знать:
технику безопасности;
виды материала;
технику плетения изученных узлов.
Уметь:
нарезать нити;
крепить нити;
объединять узлы в рисунок;
при плетении использовать декоративный материал;
правильно завершать плетение изделия.
5. БумагоконструированиеЗнать:
технику безопасности;
виды бумагоконструирования;
инструменты и приспособления;
виды материала.
Уметь:
делать эскизы;
выполнять шаблоны;
обшивать детали;
собирать детали в изделие.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Программа по декоративно-прикладной деятельности предусматривает формирование у глухих детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми с нарушениями слуха. Выбор методов и приемов определяются целями и задачами конкретного занятия.
Для достижения положительных результатов по декоративно-прикладному творчеству, необходимо строить педагогический процесс согласно принципам развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации, постепенности, повторяемости от достигнутого, а также согласования и единства стихийного и организованного, рационального и эмоционального.
Формы и методические приемы работы, технологии должны учитывать возможности детей конкретной группы и степень развития каждого ребенка. Это предполагает не только разделение детей на подгруппы, но и продумывание разнообразных заданий, особых форм, приемов обучения с каждым их учащихся.
Продуктивными являются такие методы и приемы, как занимательность и игровая форма обучения. Чтобы реализовать поставленные задачи, всегда придумывается сценарий, ход, фабула. Придуманный игровой зачин, игра, история связывают смысловым единством многообразные структурные компоненты занятия, часто объединяют разного рода задания (а иногда и виды деятельности), а также помогают обусловить необходимость их качественного исполнения. Отсюда и разнообразие форм занятий (игра, конкурс, беседа и т.д.).
Методику работы с учеником надо строить так, чтобы усвоение учебного материала помогало творческой деятельности, а творческая деятельность - усвоению учебного материала. Успех творческой деятельности зависит от четкой координации мыслительных и двигательных процессов.
Этого можно добиться только в том случае, когда ученик будет активно проявлять свою самостоятельность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие. Методы выработки у учащихся воли, прилежания, целеустремленности, которые имеют большое значение в развитии творческих способностей, могут быть разными и «нащупать» их педагог может только при условии постоянного и систематического общения с каждым учеником в отдельности.
Образовательная программа, разработка учебного занятия - это лишь руководство к действию. Необходимо не только знать предмет, но и уметь применять знания на практике. При подготовке к каждому занятию следует продумывать последовательность урока, длительность урока, темп урока, правильность составления заданий. Педагог должен помнить, что самое ценное в работе - это умение довести начатое до конца, строить работу «от простого к сложному».
5. Формы и виды контроля
Вид контроля Форма контроля Что контролируется Форма представления результатов Сроки
I год обучения
Вводный Наблюдение, анкетирование. Умения и навыки выполнения элементарных изделий из бисера, умение фантазировать, видеть прекрасное в природе. Отдельные элементы из бисера сентябрь
Текущий Открытый урок. Контрольные задания. Первоначальные умения и навыки, необходимые при выполнении различных техник: бисероплетение, бумагоконструирование, тестопластика, макраме. Умение составлять композицию, подбирать цветовое решение композиции, подбирать цветовое решение композиции для достижения выразительности образа. Умения пользоваться инструментом. Композиции из бисера март
Итоговый Тематические и итоговые выставки декоративно-прикладного творчества (творческий отчет объединения). Знать технологию изготовления изделий из бисера, соленого теста, бумаги, картона. Уметь и владеть навыками бисероплетения различных цветов, животных, бумагоконструирования, изготовления элементов природы из соленого теста, вязания простых изделий техникой «Макраме». Творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) май
II год обучения
Вводный Контрольные заседания.
Тесты.
Карточки. Знания техники безопасности, умения и навыки, необходимые при выполнении различных техник, бисероплетения, знания технологии изготовления изделий из бисера, соленого теста, веревки, шпагата. Творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) сентябрь
Текущий Открытый урок, тесты, карточки, контрольные задания, городские выставки, конкурсы, фестивали декоративно-прикладного творчества. Знания техники безопасности, знания об особенностях материалов, которые используются в творческих работах, знания о разнообразных выразительных средствах (цвет, линия, фактура).
Умения и навыки работать в определенной цветовой гамме, передавать при составлении композиции пропорции, характер формы, обогащать композицию деталями. Творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) декабрь январь
Итоговый Участие в зональных, краевых, всероссийских выставках, конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного творчества. Знания о характерных особенностях различных видов декоративно-прикладного искусства. Умения и навыки самостоятельного изготовления творческих работ. Умение подбирать цвет, форму и фактуру для передачи настроения и выразительности задуманного образа, умения проявлять творчество в создании художественных изделий. Творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) май
III год обучения
Вводный Анкетирование. Контрольные занятия. Открытый урок. Тесты. Знание техники безопасности, умения и навыки работы с различными материалами, в определенной цветовой гамме, самостоятельного изготовления творческих работ, умения подбирать цвет, форму, фактуру. Творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) сентябрь
Текущий Творческие мастерские, тесты, контрольные задания, проекты, городские выставки, конкурсы, фестивали декоративно-прикладного творчества. Знания техники безопасности, умения самостоятельно пользоваться инструментами и материалами, используемыми в работе, знание их характерных особенностей, правильность подбора по форме и цвету. Умения самостоятельно составлять панно, выполнять авторские работы. Творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) декабрь март
Итоговый Участие в зональных, краевых, всероссийских выставках, конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного творчества. Знания технологии изготовления изделий изучаемых на III -ем году обучения.
Навыки самостоятельного изготовления творческих авторских работ, с проявлением настроения, фантазии, мастерства в умении подбирать и совмещать в творческих работах различные материалы. Творческие работы детей (индивидуальные и коллективные) май
Список используемой литературы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об Образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Е.Артамонова «Украшения и сувениры из бисера», издательство «ЭКСМО-ПРЕСС», 1999 г.
Т.С. Зыкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида», г.Москва, 2005 г.
И.Кискатльт «Соленое тесто». Информационно-издательский дом «Профиздат», 2002 .
Л.Г.Куликова «Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки», Москва, издательский дом МПС, 2001 г.М. Максимова «Девичьи хлопоты». - М.: Издательство Экемо, 2003 г.
М.Н.Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры», «Ярославль, академия « Академия холдинг», 2002 г.
Т.Г.Нысарева «Игрушки и украшения из бисера». - М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство ACT», 2002 г.
Н.И.Степанова «Поделки из природных материалов», издательство «Тимпул», Кишинев, пр.Ленина, д. 180, 1988 г.
Л.И.Трепетунова «Природный материал и фантазия». Программа, рекомендации, разработки занятий. Волгоград: Учитель 2009 г.