Урок на тему: Специфика русского барокко (11 класс)
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 11
Специфика русского барокко
Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатериниский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге
(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-созерцание.
Цели урока:
Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.
Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.
УУД
Личностные: мотивировать интерес к изучаемой теме.
Предметные: закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Каким образом в архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 12 в рабочей тетради.
Проверка выполнения задания № 13 в рабочей тетради.
Новый материал урока.
Чтение эпиграфа учащимися:
Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.
В.Рождественский
- О ком идет речь в стихотворении В.Рождественского?
2) Слово учителя. Сооружения Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) придали однообразным плоским берегам мажорный, праздничный вид. Город из города-крепости, города-порта превратился в город дворцов. Растреллиевское барокко или монументальное рококо – уникальный стиль, не имеющий аналогий на Западе. Он соединил ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии. Растрелли работал в рамках древнерусской традиции: здание – трехмерный объем, органично вписанный в окружающее пространство.
3) Письменное описание. Учащиеся, используя учебник, дают письменное описание архитектурных особенностей Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге.
4. Закрепление нового материала. Выполнение заданий 1 и 2.
Мини-тестирование:
Назовите известные вам сооружения Растрелли.
Чем обусловлена специфика русского барокко?
Перечислите характерные черты русского барокко.
Каким образом в русской архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко?
Что значит елисаветинское барокко?
5.Контроль. Учитель контролирует ход мини-тестирования.
6.Рефлексия. Учитель организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями.
7.Домашнее задание. Выучить урок 11. Вопросы 1 – 2, с.81.
Приложения
Задание 1
Прочтите текст
Используя текст, устно опишите специфические черты русского барокко
Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) - термин для обозначения архитектурырусского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.
Интересные факты
Нет в мире более известного архитектора, который одновременно столько сделал для России и зодчества вообще.
Родился Франческо Растрелли в 1700 году в Париже в семье известного скульптора и испанской дворянки. Его отец Бартоломео Карло Растрелли был известным скульптором.
В 16 лет юный Растрелли вместе с отцом приехал в Россию по приглашению Петра I. В России отец создал известнейшие монументы. Это конная статуя Петра, участвовал в работах по созданию Большого каскада в Петергофе и Триумфального столпа.
Архитектор был приятным и доброжелательным в общении, но деспотичным в работе.
Более ста лет не разрешались постройки зданий выше, чем Зимний дворец.
Местонахождение могилы зодчего неизвестно.
При составлении списка своих архитектурных сооружений Франческо Растрелли приписал себе все творения отца. Правда, во время их постройки он все-таки был участником работ.
Задание 2
Выделите на изображении законченную композиционную единицу – устой. Расскажите, что это такое.