Дополнительная образовательная программа Мир вокруг нас
МБОУ “Поповская средняя общеобразовательная школа №19»
Алексинского района Тульской области
Утверждаю
Директор МБОУ
«Поповская СОШ №19»
Стойкин В.М.
Принято
Протокол №
от
педагогического совета школы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МИР ВОКРУГ НАС».
Уровень реализации: основное общее образование.
Направленность: эколого-биологическая.
Возраст детей: 12-14 лет.
Срок реализации: 1 год.
Руководитель:
Королева Оксана Владимировна,
учитель биологии и химии.
Алексин
2014 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании школьников призвано служить и дополнительное образование. В связи с этим создана дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас». Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявление связей и зависимостей.
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» разработана на основе Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2оо2 года №7 – ФЗ (статьи 71-74).
В программе кружка отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными природными системами, изучают их компоненты и особенности функционирования. Природные объекты рассматриваются как часть среды, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.
Актуальность данной программы заключается в том, что в век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как ее хозяин и преобразователь, что ведет к ее загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
1)интерес к природе;
2)знания о природе;
3)чувства эстетические и нравственные;
4)позитивная деятельность и поведение в природе;
5)мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).
Цель: воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Задачи:
1)Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека.
2)Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
3)Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
4)Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе.
5)Формирование понятия о взаимосвязях в природе.
6)Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
7)Формирования стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Принципы организации экологического воспитания заключаются в следующем:
1)процесс формирования ответственного отношения к природе составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением;
2)процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем;
3)в основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению;
4)процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания могут быть как традиционные, так и активные, инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Виды ее многообразны:
1)по защите природной среды (спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);
2)по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в рейдах в природу);
3)по улучшению природной среды (посадка растений, расчистка территории от мусора);
4)по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, выпуск стенгазет);
5)по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» реализуется в течение 1 года и делится на этапы, которые связаны с особенностями сезонных изменений в природе.
Данная программа рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 14 лет. Интерес детей выявляется в результате собеседования. Занятия ведутся в группе, численностью 8 – 12 человек.
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать: структуру окружающего мира, особенности природы России, цветочные растения и садовые культуры, условия их выращивания, специфику жизнедеятельности растений и животных в связи с сезонными изменениями в природе.
Учащиеся должны уметь: собирать семена культурных растений, подготавливать их к хранению, высевать их в закрытый и открытый грунт, изготавливать поделки из природного материала, ухаживать за комнатными растениями, описывать экологическое состояние природных объектов.
На последнем этапе реализации дополнительной образовательной программы «Мир вокруг нас» учащиеся выпускают экологическую газету, участвуют в «Дне Птиц», выступают с экологическим проектом.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» является практической параллелью элективных курсов «Цветоводство», «Садоводство», «Комнатное цветоводство», позволяющая расширить их возможности, дополнительно заинтересовать учащихся, помочь им с приобретением практических навыков, необходимых сельском хозяйстве. Данная программа также уделяет немало внимания экологическому мониторингу природной экосистемы родника Кобылка, участка леса вблизи школы.
В работе используются различные методы обучения: словесные (лекция, беседа, рассказ), наглядные (демонстрации), а также конкурсы, проектная деятельность, коллективное творческое дело, экскурсии, практические работы. Дополнительная образовательная программа рассчитана на использование лабораторного оборудования, сельскохозяйственного инвентаря, ТСО.
№ Тема Кол-во
часов Теорет.часть.
Кол-во часов. Практ.часть.
Кол-во часов. Примечания.
Введение. 2 1. Структура окружающего мира. 1 1 Лекция
2. Красота малой родины. 1 1 Беседа
Мы изучаем природу. 7 3-4. Экскурсия в осенний лес. Выявление растений – индикаторов чистоты воздуха, растений, устойчивых к загрязнению атмосферы, а также поврежденных растений. 2 2 Экскурсия
5. Сбор семян цветочных растений. 1 1 Работа в группах
6. Село, в котором я хотел бы жить. 1 1 Сочинение.
7. Биоиндикация. Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды. 1 1 Лекция.
8. Осенние работы в саду. 1 1 Работа в группах
9. Подготовка семян цветочных растений к хранению. 1 1 Изготовление пакетиков для семян, расфасовка семян.
10. Экосистема родника Кобылка. 1 1 Экскурсия.
Основы исследовательской деятельности. 6 11. Тематика исследовательских работ. Введение в тему, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы. 1 1 Лекция.
12. Постановка проблемы. Формулирование цели и задач. 1 1 Работа в группах.
13 -14. Изучение литературы, работа с информационными источниками. 2 2 Работа в группах.
15. Изучение практического материала. 1 1 Работа в группах.
16. Оформление результатов. 1 1 Работа в группах.
17. Подготовка презентации. 1 1 Работа в группах.
Удивительное рядом. 4 18. Растения нас удивляют. 1 1 Беседа.
19. Эти удивительные животные. 1 1 Беседа.
20. Как растения и животные предсказывают погоду. 1 1 Беседа.
21. Оформление стенгазеты. 1 1 Работа в группах.
Экология и человек. 4 22. Человек изменяет природу. 1 1 Лекция.
23. Мусор – бич современного общества. 1 1 Лекция.
24 - 25. Изготовление поделок из мусора. 2 2 Работа в группах.
26. Выставка поделок из природного материала и бытовых отходов «Вторая жизнь мусора» 1 2 Работа в группах.
Практическая экология. 6 27. Сделаем школу красивой. Озеленение школы. 1 1 Работа в группах.
28. Оформление клумб. 1 1 Работа в группах.
29. Птицы – наши гости и хозяева. 1 1 Беседа.
30. День птиц. 1 1 Конкурс.
31. Весенняя уборка родника Кобылка. 1 1 Экологический десант.
32. Оформление клумб на роднике. 1 1 Работа в группах.
Заключение. 2 33. Экологическая конференция. 1 1 Конкурс.
34. Подведем итоги. 1 1 Творческий отчет.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1.Алексеев В.А.300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
2.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
3.Журкова Е.Н. Комнатные растения. – М: «Просвещение», 1988 г.
4.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. - М: «Просвещение», 2009 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1.Биология в школе. Журнал за 1995-2008г.г.
2.Булухто Н.П. Очерки по энтомологии. – Тула, 1997 г.
3.Миллер И.Д. Птицы Тульской области и их изучение в школе. – Тула, 1991 г.
4.Тарасов В.М. Основы плодоводства. – М: «Просвещение», 1985 г.
5.Фаустов В.В. Садоводство и цветоводство. – М: «Колос», 1983 г.
6.Фадеева Е.О. Экология. Организмы и среда их обитания. – М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 г.
7.Черненко Е.С. Школьный сад. – М: «Просвещение», 1993 г.