Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественно-эстетической направленности Искусство создания имиджа


-59182035877500
Пояснительная запискаИмидж - это само презентация, технология самоподачи. Внешняя сторона образа человека, через которую просвечивают наиболее существенные внутренние характеристики личности.
Формирование имиджа - целенаправленный, управляемый процесс. От того, как человек выглядит, каков его имидж, очень многое зависит. Своим внешним видом мы даем окружающим большое количество информации о себе.
С помощью правильно сформированного имиджа внешности, например, прически, маникюра, мы можем позиционировать определенные, нужные нам, качества личности, что немаловажно в будущем для стиля деловых людей, которые хотят сделать карьеру.
Актуальность программы несомненно обусловлена тем, что культура делового имиджа в современном мире имеет свои правила относительно внешнего облика человека, которые необходимо знать всякому, кто выбрал карьеру.
Рост внимания к проблеме формирования делового имиджа не случаен. Положительный имидж становится необходимым условием достижения устойчивого и продолжительного делового успеха на профессиональном пути человека.
Для того чтобы занять достойное место в деловом мире, нужно не только обладать определенными профессиональными навыками, но и отвечать определенным требованиям к внешнему виду, т.е. просто необходимо тщательно продумать свой образ, или, как мы сегодня говорим, имидж.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство создания имиджа» имеет художественную направленность, что позволяет развивать у учащихся умения творчески подходить к созданию своего имиджа.
Занятия помогают существенно влиять на эстетическое и трудовое обучение учащихся, развитию творческих способностей. Занятия отвечают интересам подростков, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству, помогают в формировании эстетического вкуса, вооружают детей новыми знаниями, развивают у них трудовые умения и навыки, способствуют выбору таких профессий как: парикмахер-стилист, косметолог-визажист, мастер ногтевого сервиса. Дети становятся участниками увлекательного процесса создания положительного образа.
Отличительная особенность программы заключается в том, что программа адаптирована к условиям образовательного процесса ЛГ МАОУ ДО «Детская школа искусств» и в образовательный процесс включено новое направление по созданию положительного имиджа.Программа разработана для учащихся в возрасте от 7 до 16 лет. Количество детей в группе до 12 человек.
На занятия по данной программе принимаются дети по желанию, без предварительного отбора и без предъявления требований.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство создания имиджа» расчитан на 2 года обучения (340 учебных часов).
1 год обучения 136 часов (занятия 2 раза в неделю по 2часа);
2 год обучения 204 часа (занятия 2 раза в неделю по 3часа).
Материал программы учитывает принципы: от простого к сложному, индивидуальность, доступность, результативность.
Для работы с учащимися используются разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая и др.
Время, отводимое на практическое задание не ограничено. Это обусловлено тем, что начав работу на одном занятии, ребенок, придя на следующее занятие, видит работу по- новому, может реализовать в ней впечатления, полученные от просмотра телепередач, выставок, экскурсий.
Таким образом, в методике обучения преобладает индивидуальный и дифференцированный подход, что позволяет учитывать интересы и возможности каждого ребенка.
Содержание программы предусматривает и такие формы организации занятий, как мастер-классы, творческие мастерские, выставки, игры-соревнования, конкурсы.
Виды занятий: комбинированные, первичное ознакомление с материалом, усвоение новых знаний, применение полученных знаний на практике, закрепление пройденного, итоговые занятия.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство создания имиджа» разработана на основе:
«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», разработанных Минобрнауки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования «Открытое образование», направленных письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа Югры от 02.12.2015 №10-Исх-12700.
Положения ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» о структуре, порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 31.08.2016 №188.
Цели и задачи программы
Цель: обучение учащихся искусству создания имиджа через изучение технологии выполнения прически, макияжа и основ маникюра.
Задачи:
Обучающие:
Формировать и углублять знания учащихся обискусстве создания прически, макияжа и маникюра.
Расширять и углублять понятие об основных инструментах и приспособлений для создания причёсок, макияжа и маникюра.
Обучать правилам техники безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами и приспособлениями.
Знакомить учащихся с профессиями: парикмахер-стилист, косметолог-визажист, мастер ногтевого сервиса.
Развивающие:
Развивать умение творчески подходить к созданию прически, макияжа и маникюра;
Развивать художественный вкус учащихся.
Развивать интерес и любознательность учащихсяк профессиями: парикмахер- стилист, косметолог-визажист, мастер ногтевого сервиса.
Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение Воспитательные:
1.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества и т.д.
2. Воспитывать уважение к труду.
3. Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Учебный план
1-й год обучения
№ Название разделов/тем Количество часов
1г.о. обучения Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Инструктаж. 4 3 1 Устный опрос учащихся.
2 Основы прически. 92 23 71 Самостоятельная работа, конкурсы.
3 Основы макияжа. 24 4 20 Самостоятельная работа, конкурсы. Устный опрос.
4 Основы маникюра. 14 2 12 Самостоятельная работа, конкурсы. Устный опрос.
5 Заключительное занятие. 2 2 Выставка работ.
Итого за год: 136 30 106 Содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж.
Теория:
Программа. Режим работы. Знакомство с правил поведения в многопрофильном отделении «Радуга» ЛГ МАОУ ДО «ДШИ», в школе, на улице. Правила техники безопасности и личной гигиены.
Проведения инструктажа по ТБ и охране жизни здоровья. Организационные вопросы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда при использовании инструментов и приспособлений для создании прически, макияжа и маникюра. Правила поведения в детском объединении. Расписание занятий, режим работы учреждения. Обзор программы на учебный год. Практика:
Отработка приемов работы с простейшими инструментами и приспособлениями.
Раздел 2. Основы прически.
Теория:
Краткий обзор парикмахерского дела в России. Знакомство с такими профессиями как: парикмахер - стилист, косметолог - визажист, мастер ногтевого сервиса. Виды инструментов и приспособлений. Характеристика физических свойств волос.
Изучение типов лица и формы головы. Виды причесок подобранные в соответствии с формами лица.
Виды кос, хвостов, жгутов, узлов, выполняемые при создании прически. Практика:
Упражнения пользования инструментами, соблюдения техники безопасности.
Упражнения в определении физических свойств волос. Деление волос головы на основные зоны.
Упражнения коррекции индивидуальных особенностей с помощью прически. Плетение кос из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 7-ми и т.д. прядей.
Раздел 3. Основы макияжа.
Теория:
Виды макияжа. Инструменты, приспособления. Косметические средства. Типы кожи. Основы макияжа. Способы и приемы выполнения макияжа.
Практика:
Выполнения макияжа.
Раздел 4. Основы маникюра.
Теория:
Виды маникюра. Инструменты, приспособления. Косметические средства. Основы маникюра. Способы и приемы выполнения маникюра.
Практика:
Выполнения маникюра.
Раздел 5. Заключительное занятие.
Практика:
Подведение итогов за год. Подготовка работ к выставке и показу.
Организация выставки и показа. Поощрение, вручение грамот.
Учебный план
2-й год обучения
№ Название разделов/тем Количество часов
2 г.о. обучения Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Инструктаж. 6 4 2 Устный опрос учащихся.
2 Инструменты и приспособления.Ондуляция60 10 50 Устный опрос учащихся.
3 Стиль. Стиль эпохи. 24 6 18 Самостоятельная работа, конкурсы. Устный опрос.
4 Декор. 30 6 24 Самостоятельная работа, конкурсы. Устный опрос.
5 Боди-Арт. Грим. 20 4 18 Самостоятельная работа, конкурсы. Устный опрос.
6 Подиумные прически и макияж. 30 6 24 Самостоятельная работа, конкурсы. Устный опрос.
7 Выполнение творческой работы по выбору учащегося. 32 4 28 Промежуточный контроль. Выставка по разделу. Защита творческих работ.
8 Заключительное занятие. 2 2 Итоговый контроль. Итоговая выставка работ. Защита творческих работ.
Итого за год: 204 40 164 Содержания курса
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж.
Теория:
История парикмахерского искусства. Рабочее место мастера-парикмахера. Требования предъявляемые к мастеру. Инструменты. Парикмахерские принадлежности. Техника безопасности при работе с парикмахерским инструментом.
Практика:
Отработка приемов работы с простейшими инструментами и приспособлениями.
Раздел 2. Инструменты и приспособления. Ондуляция.
Теория:
Знакомство с электрическими инструментами, спользуемые при укладки волос. Ондуляция.
Средства и материалы, используемые при холодной укладке волос. Инструменты и средства, используемые при работе феном и электрическими щипцами.
Практика:
Выполнение прически при помощи различных электрических инструментов. Технология укладки волос холодным методом и её выполнение.
Планируемые результатыПланируемые результаты по окончанию 1 года обучения
Предметные:Должны знать:
краткий обзор парикмахерского дела;
общие сведенья об инструментах, ТБ при работе с инструментами;
правила пользования косметическими средствами;
характеристику физических свойств волос и основных зон;
основные правил подбора прически по форме лица;
способы моделирование причёсок из волос разной длины;
технологию укладки волос на бигуди;
основы макияжа;
основы маникюра.
Должны уметь:
пользоваться по ТБ инструментами и приспособлениями;
правильно пользоваться и применять косметические средства;
определять физические свойства волос и делить из на зоны;
правильно подбирать прическу по форме лица;
выполнять укладку волос на бигуди;
выполнять макияж;
выполнять маникюра.
Должны владеть:
Навыками работы инструментами и приспособлениями для выполнения макияжа, прически и маникюра.
Метапредметные компетенции
РегулятивныеУУД1.Организовывать рабочее место.
2.Осуществлять самоконтроль.
3.Определять последовательность изготовления изделия.
4.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Познавательные УДД1.Понимать и уметь читать схемы, рисунки.
2.Осуществлять поиск необходимой информации.
3.Знать техническую терминологию.
4.Уметь выполнять простейшие виды причёски, макияжа, маникюра.
Коммуникативные УДД
1. Соблюдать нормы речевого этикета.
2. Вступать в диалог.
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении задания
4. Участвовать в коллективном обсуждении последовательности изготовления изделий.
Личностные компетенции:
1.Проявлятьуважение к своей семье: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживанием других: нравственному содержанию поступков.
3. Выполнять правила техники безопасности и личной гигиены, безопасного поведения в ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга», дома, на улице, в общественных местах.
4. Внимательно и бережно относиться к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
6. Признавать собственные ошибки, видеть пути их устранения.
7. Проявлять эстетическое чувство при выполнении работ.
8. Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться сохранить живую природу.
9. Определять личностный смысл учения: выбирать дальнейший образовательный маршрут.
Планируемые результаты по окончанию 2 года обучения
Предметные:
Должны знать:
1. Общие сведенья об инструментах и приспособлениях,
2. ТБ при работе с инструментами;
3. Правила пользования косметическими средствами;
4. Технологиюондуляции;
5. Способы создания подиумных причёсок и макияжа;
6. Технологиювыполнения Боди - Арта.
7. Классификацию причёсок по стилям.
Должны уметь:
1. Пользоваться по ТБ инструментами и приспособлениями;
2. Правильно пользоваться и применять косметические средства;
3. Выполнять укладку разными способами ондуляции;
4. Выполнять подеумные прически и макияж;
5. Выполнять Боди - Арта.
6. классифицировать прически по стилям.
Должны владеть:
Навыками работы инструментами и приспособлениями для выполнения макияжа, прически и маникюра.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1. Организовывать рабочее место.
2.Осуществлять самоконтроль.
3.Определять последовательность изготовления изделия.
4.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Познавательные УУД
1.Понимать и уметь читать схемы, рисунки.
2.Осуществлять поиск необходимой информации.
3.Знать техническую терминологию.
4.Уметь выполнять простейшие виды причёски, макияжа, маникюра.
Коммуникативные УУД
1. Соблюдатьнормы речевого этикета.
2. Вступать в диалог.
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении задания
4. Участвовать в коллективном обсуждении последовательности изготовления изделий.
Личностные компетенции:
1.Проявлятьуважение к своей семье: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
2.Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживанием других: нравственному содержанию поступков.
3.Выполнять правила техники безопасности и личной гигиены, безопасного поведения в ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга», дома, на улице, в общественных местах.
4.Внимательно и бережно относиться к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.
5.Адекватно воспринимать оценку учителя.
6.Признавать собственные ошибки, видеть пути их устранения.
7.Проявлять эстетическое чувство при выполнении работ.
8.Ответственно относиться к собственному здоровью , к окружающей среде, стремиться сохранить живую природу.
9.Определять личностный смысл учения: выбирать дальнейший образовательный маршрут.
Комплекс организационно-педагогических условийУсловия реализации программыДля реализации программы имеется необходимое материальное обеспечение: канцелярские товары, расчески, пенки, лаки, ватные полочки, ватные диски, детский крем, мыло, шпильки, невидимки, резинки, фен, электрические щипцы, бигуди, косметика для макияжа, клей медицинский БФ, моноволокно или натуральные волосы.№ Наименование Кол-во (шт.)
1. Стол 8
2. Стулья 15
3. Компьютер 1
4. Принтер 0
5. Зеркала учебные 4
6. Зеркало большое 1
7. Шкаф 1
8. Стеллаж 1
9. Тумбочка 1
Всего: 32
Формы аттестации и контроля Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля- диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: устный и письменный опрос, собеседование с учащимися и родителями.
Текущий контроль - применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством работы выполненной обучающимся.
Итоговый контроль - может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, выставка творческих работ обучающихся, оформление специально оборудованной витрины, оформление альбома с лучшими работами обучающихся и др.
Оценочные материалы1. Для отслеживания эффективности обучения и получения результата – разработана программа мониторинга.
Проводится диагностика входная, промежуточная и итоговая по результатам итоговых занятий, смотров знаний, умений и навыков, конкурсов мастерства, выставок работ.
Итоговая оценка подводится по трем уровням: «высокий», «средний», «низкий».
Получение успешных результатов зависит:
от отработки необходимых умений и навыков;
от развития творческой активности;
от предоставления ребенку права внесения своих замыслов в изготовление модели.
2. Для проверки знаний, умений, навыков разработаны критерии оценок.
Главными критериями оценки результатов первого года обучения являются:
1. Знание и соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены
2.Знание техники безопасности при работе с инструментами.
3. Умениепридавать эстетический вид своей работы.
Главными критериями оценки результатов второго года обучения является:
1.Качественное выполнение приемов работы.
2.Знание и соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены.
3. Бережноеотношение к инструментам и оборудованию.
4. Умениевыполнять все виды работ по созданию имиджа.
5. Участиев конкурсах и выставках разного уровня.
Для отслеживания эффективности обучения подготовлены тесты.
Разработаны проверочные материалы по каждому разделу. Согласно подготовленным материалам, проводится тестирование знаний, умений, навыков обучающихся.
Учащиеся награждаются грамотами и дипломами на отчетной выставке за активное участие в мероприятиях разного уровня.
Методические материалыДля достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
Словесные методы обучения: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций.
Практические методы обучения: практическая работа по технологическим карточкам, схемам; упражнения по словесному описанию и по образцу; самостоятельная работа по собственному замыслу.
Для расширения кругозора учащихся применяются информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения применяются как фактор, усиливающий наглядный метод обучения. используются презентации по темам: «Основы парикмахерского дела», «Основы прически, макияжа и маникюра» и т.д.
Используются русские народные сказки, мультфильмы и художественные фильмы. Красочная демонстрация тематического материала по изучаемым темам позволяет повысить мотивацию обучающихся на изучение теоретического материала и результативность обучения.
Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие по изучению теоретического материала нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.
Для успешной реализации программы используется необходимый материал:
учебная, научно-популярная и справочная литература;
учебно-наглядные пособия (таблицы, картины, технологические карты, альбом с образцами)
программное обеспечение, CD-диски: «Электронные книги», «Слайдовые презентации», «Тесты для проверочных работ», «Методические разработки», «Фотоматериалы», «Музыкальные произведения».
дидактический и раздаточный материал;
брошюры и методические рекомендации.
Список литературы
Гофман А.Б. Мода и люди. — СПб.: Питер.2004г.
Константинов А.В. Как стать парикмахером. — М.:Азбука.1993г.
Килошенко М.И. Психология моды. — М.: Издательство Оникс. 2006г.
Моисеев Н. Искусство прически. — Ростов н/Дону: «Феникс» 2004г.
Моисеев Н. Искусство стрижки. — Ростов н/Дону: «Феникс» 2003г.
Моисеев Н.: Ростов М\Д: «Феникс», 2004 - 256с (серия все и обо всем). Искусство прически.
Майри Макензи. Мода. Путеводитель по стилям. — Кладезь-Букс.Москва. 2010г.
Мода и стиль. Современная энциклопедия. — Аванта. Москва 2002г.
Одинокова И.Ю., ЧерниченкоТ.А.. Технология парикмахерских работ. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Сыромятникова И. История прически. — М.:РИПОЛ КЛАССИК.2002г.
Паке Д. История красоты. — М.: ООО «Издательство Астрель». 2003г.
Черниченко Т.А., Плотникова И.Ю. Моделирование причесок и декоративная косметика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004г.