ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лепим, клеим, вырезаем» (стартовый уровень) Возраст детей: 6 — 8 лет Срок реализации: 1 года


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"
(МБУ ДО ИЦТ)
РАССМОТРЕНО
на заседании методическогои педагогического советов
от «___»________20___г.
Протокол №__________
от «___»________20___г.
Протокол №__________
УТВЕРЖДЕНО
приказом от ________ №_______
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа
художественной направленности
«Лепим, клеим, вырезаем»
(стартовый уровень)
Возраст детей: 6 - 8 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Раджабли Ирада Али кызы,
педагог дополнительного образования
Игрим, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Ожидаемые результат (по один год обучения).
3. Учебно-тематический план (по один год обучения).
4. Содержание программ (по один год обучения).
5. Методическое обеспечение программ
6. Материально-техническое обеспечение программ.
7. Список литературы.
8. Приложение.
«Когда творим мы чудеса,
Порою не осознавая,
Мы вносим в детские сердца
Крупинку радости и смеха, и тепла.
Мы учим видеть и ценить
То,что другие часто и не замечают.
Природу, мир вокруг себя любить,
Традиций предков наших не забыть.
Мы вносим в мир прекрасные слова
Тогда, когда творим мы чудеса…»
Т Киселёва А.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет художественную направленность и способствует приобщению детей к миру декоративно – прикладного творчества, привития
практических навыков работы с пластилином, солёным тестом, глиной и знакомства с народным творчеством, народными традициями.
Программа «Лепим, клеим, вырезаем» разработана с учётом современных требований, на основе нового Федерального закона «Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.02.2014 года №11-ФЗ, 15-ФЗ, Распоряжения правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р.
О «Концепции развития дополнительного образования детей», Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 года № 1008, Устава нашего учреждения.
Сан Пина 24.4.3172-14 от 04.07.2014 года № 41, а также запросов детей и их родителей.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
        Программа  представляющее собой выражение творческого потенциала человека, является неотъемлемой частью его существования. Наши дети являются продолжателями традиций декоративно - прикладного искусства, народных ремесел частично потерянных в прошлом веке. Поэтому новая обучающая программа «Лепим.клеим, вырезаем» (предназначенная для организации кружковой работы в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных школах) ориентирована на своевременное выявление творческого потенциала личности в области декоративно-прикладного искусства, ее социально-психологических и духовных ресурсов, определение направлений ее развития, что помогает ей ориентироваться в современном мире.
Программа так же способствует воспитанию в детях здорового нравственного начала, любви и уважения к труду, национальной культуре. Изделия  могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, работы могут быть изготовлены для дома, для себя, в подарок или в коммерческих целях.
      Программа «Лепим, клеим, вырезаем» направлена на развитие навыков ручной работы, на формирование у школьников художественного вкуса и на расширение кругозора.
Актуальность программы обуславливается востребованностью данногонаправления декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей. Занятия лепкой развивают пространственное воображение, конструкторские способности, художественный вкус, расширяют кругозор возможностей. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.Работа с пластичными материалами позволяет познакомить детей сразличными видами искусств, такими как скульптура, графика. При лепкенародных игрушек, орнаментов, рельефов дети знакомятся с народнымтворчеством, народными традициями. Творчество народных мастероввоспитывает у ребят эстетический вкус, формирует духовные потребности,чувство патриотизма, национальной гордости.Новизна программы.В книжных магазинах можно приобрести литературу по лепке из соленоготеста, пластилина, глины, что дает возможность потребителю ознакомиться сданной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этомупрофилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания оработе с пластичными материалами, но это лишь разработки отдельных уроков,тем, рассчитанных в основном на дошкольный уровень обучения.
Данная жепрограмма имеет логическую последовательность, системность, дающуювозможность организации курса обучения и воспитания в областидополнительного образования детей для начального и среднего школьноговозраста.Педагогическая целесообразность:программы определяется учетомвозрастных особенностей учащихся, широкими возможностями социализации впривития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.Отличительные особенности:данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя несколько направлений: лепка из пластилина, лепка из глины, тесто пластика, которые предусматривают знакомство с этими материалами, инструментами для лепки, изучение способов и приемов лепки.Программа «Лепим, клеим, вырезаем» предусматривает знакомство с интересными людьми и вооружает детей умениями, которые пригодятся в жизни, могут помочь в профессиональной ориентации.Включение в программу традиционных народных, календарных праздников: «Новый год», «День защитника Отечества», «Масленицу» и других позволяет подключить детей к активному участию в праздниках Центра, изготовлению подарков и сувениров родным и близким.Цель программы: формирование творческой активности личности черезсоздание творческих работ на основе приемов и методов лепки.ЗадачиОбучающие:-Обучить основным приемам и способам работы с пластилином, соленым тестом,глиной.-Научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения.-Познакомить с народным творчеством, народными традициями тестопластики,лепки из глины, пластилина.Развивающие:-Развить у детей тонкую моторику рук, глазомер.-Развить творческие способности учащихся, их мастерство.-Развить наблюдательность, расширить кругозор.Воспитательные:-Привить детям навыки трудолюбия и ответственности.-Воспитывать чувство гармонии и красоты.Сведения о коллективе учащихся.Программа рассчитана на детей от 6-10 лет (младшего и среднего школьногои несовершеннолетний возраста).В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора.В группах могут заниматься дети разного возраста и разного уровнятворческого развития. Состав первого года формируется из учащихся в возрастекурс первого года обучения. Кроме того, могут быть зачислены и вновьпришедшие учащиеся, показавшие соответствующие навыки и умения методомтестирования и контрольных заданий.В группах первого года обучения количество детей 10 человек.Психологическая поддержка программы.
создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, без сценичностью, взаимным доверием;
проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;
В процессе реализации программы учитывается психологические особенности детей младшего школьного возраста и поэтому родители обучающихся постоянно привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Психологические особенности: младший школьный возраст 6-10 лет это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность.
На этапе перехода от игры к учебе происходит: меняется эмоциональная сфера, меняется жизненный уклад ребенка, возникает противоречие между желаниями («хочу») («надо»).
Воспитывающая деятельность
Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:
- сотрудничество с родителями;
- проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;
- организация игр на переменах;
- организация прогулок в рощу, игровую площадку, цветник;
- участие в выставках и выставках-распродажах;
- участие в делах и мероприятиях ДОД;
- анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;
- беседы на тему «Нормы поведения», «Вандализм», правила поведения на улице с незнакомыми людьми;
- цикл бесед «Диалоги о главном» - анализ жизненных ситуаций и
конструктивное их решение;
- мастер-класс.
Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:
Психолого-педагогическое сопровождение;
Спортивно-оздоровительный;
Культурно-досуговой;
Работа с родителями;
Художественно-эстетический;
Нравственный.
Работа с родителями
Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.
Формы и режим занятий.Формы учебных занятий:На занятиях используется фронтальная, групповая и индивидуальнаяработа. Занятия проводятся в форме: развивающего занятия, комбинированного занятия, игры, викторины, самостоятельной работы, путешествия, экскурсии на природу, наблюдения, конкурсов, соревнований, демонстрации видеофильмов и видеороликов, презентаций и.т.д.Введены новые формы занятий: занятие–исследование, защита творческихпроектов, виртуальная экскурсия.Режим занятий.Для групп первого, годов обучения предусмотренызанятия стартовой уровня -1 раза в неделю по 2 часа (занятие имеетпродолжительность 45 минут, с перерывом 10 минут).Сроки реализации дополнительной образовательной программы.Данная программа рассчитана на один года обучения.Она предусматривает стартовой уровней подготовки: начальный(ознакомительный), Объем программы стартовой уровня – 72 часов.Реализация программы данного уровня нацелена на освоение содержанияобразования данного курса, формирование в полном объеме знаний, умений и навыков в выбранном виде деятельности.Этапы реализации программы1 год обучения. Учащиеся знакомятся с видами и жанрами скульптуры, спрофессией скульптора, получают знания о материале и инструментах, изучаютформообразующие движения, приемы и способы лепки. Выполняют лепныеработы с натуры, по представлению, по технологическим картам.
Ожидаемые результаты освоения программы.- Владение основными приемами и способами лепки из пластилина, соленоготеста, глины.- Формирование у учащихся творческих способностей по лепке и пластике.- Умение изготавливать поделки по творческому замыслу.- Развитие тонкой моторики рук, глазомера, наблюдательности. - Получение знаний о народном творчестве, народных традициях тесто пластики,лепки из глины, пластилина.Учет результатов обученияВ ходе реализации программы ведется систематический учет знаний иумений учащихся. Для оценки результативности применяется входящий,текущий и итоговый контроль.Вначале проводится входящий контроль с целью выявления у ребятсклонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний,умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности.Текущий контроль в виде промежуточной аттестации проводится послепервого года обучения для оценки степени и качества усвоения учащимисяматериала данной программы.В конце изучения всей программы проводится итоговый контроль в видеитоговой аттестации с целью определения качества полученных знаний и умений.Методы диагностики: опрос, собеседование, игра, наблюдение, специальноподготовленные задания, контрольные вопросы, участие в викторинах, решениекроссвордов, зачеты, выполнение творческих индивидуальных и групповыхзаданий, а также участие в мероприятиях разного уровня и другие на усмотрениепедагога. Также отслеживается творческий рост каждого ребенка. Заполняютсякарточки «Учет творческого роста и результативности обучения учащихся».
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:- высокий - учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренныхпрограммой за конкретный период, и научился применять полученные знания,умения и навыки на практике,- средний – усвоил почти все знания, но не всегда может применить их напрактике,- низкий – овладел половиной знаний, но не умеет их правильно применять напрактике.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫпервого года обучения
Учащиеся должны знать:
1. Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенностисоленого теста.
2. Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощьюкаркаса.
3. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
4. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
5. Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
6. Основные приемы лепки.
7. Способы соединения деталей из различных материалов.
8. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
9. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом. 10. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
11. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания»соленого теста; изготовление рамочек.
12. Приемы разметки по тесту.
13. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.
14. Правила безопасного труда и санитарии
15. Правила безопасной работы с ручными инструментамиУчащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.
2. Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа.
3. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.
4. Соединять детали из соленого теста различными способами.
5. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составныхконструкций, картин и т.д.
6. Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.
7. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
8. Собирать сборные конструкции из соленого теста.
9. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
10. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
11. Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.
12. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь наполученные ранее знания и выработанные умения.
13. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища,находить сходные и отличительные свойства.
14. Творчески подходить к выполнению работы.

Учебно-тематическогоплана.
1 год обучения
№ п/п Название раздела, темы. Количество часов.
Форма организации занятий. Форма аттестации, контроля.
Всего Теория Практика
I. Раздел. I
Лепка предметов с натуры – 9ч.
1.1. Тема:«Вводное занятие.
Введение. Правилатехники безопасности исанитарии.
Цель: Знакомство с одним из видов декоративно-прикладного творчества –пластика из соленого теста. Обучить навыкам работы с соленым тестом.Формирование творческого воображения.
9 3 6 групповая и индивидуальная.
Беседа предварительный (выявляет исходный уровень подготовки);
.
1.2. Тема : Технологияприготовления соленоготеста.Приемы приготовленияокрашенного инеокрашенного теста. 4,5 1,5 3 кроссворд, диагностический (выявляет уровень развития у учащихся психического процесса, умений, навыков и т. п.);
1.3. Тема: «История происхождения народной глиняной игрушки» 4,5 1,5 3 индивидуальных творческих композиции. проверяющий (выявляет, как овладели знаниями, умениями, навыками)
II. Раздел. II
Лепка тематически композиций - 10ч.
2.1. Тема: Лепка по сюжетам сказок 10 2 8 ролеваяигрыТест,викторина,мини-выставка,итоговаявыставка.
III. Раздел. III
Декоративная лепка -12ч.
3.1. Тема: Лепка Дымковских игрушки» 12 4 8 сюжетно – ролевые игры, IV. Раздел IV
Декоративное рисование. Живописный способ декорирования
лепных изделий.20ч.
4.1. Тема:«Обучение навыкам владения кистью
20 8 12 занятие, практическое Промежуточный.
Тестирование,
V. Раздел V
Роспись вылепленных изделий – 2ч.
5.1. Тема:«Роспись вылепленных изделий с применением знаний, полученных в декоративном рисовании» 2 2 Круглый
стол VI. Раздел VI
Приобщение обучающихся к русской национальной культуре. – 10ч.
6.1 Тема:«Дымковская игрушка-художественное произведение русских народных мастеров.
10 2 8 видеофильмов Кроссворд, чайнворд.VII Раздел VII.
Освоение новых технологий и материалов – 2ч.
7.1 Тема:«Планерная лепка из снега»
2 2 Сюжетно –ролевая игра, Творческий отчёт.VIII Раздел VIII.
Выставка детских работ -6ч.
8.1 Тема: Отбор детских художественных работ на выставку. 6 2 4 групповая Тесты (на различия, на опознание, на завершение, задача с выбором ответов).IX. Раздел IX.
«Экскурсия» 1ч. 9.1. Проведения экскурсия для учащихся начальный класс. 1 1 Всего: 72 22 50Содержание изучаемого курса.
Реферативное описание разделов и тем программы
первого года обучения.
Раздел I
Лепка предметов с натуры – 9ч.
Тема: 1.1.«Вводное занятие.
Введение. Правила техники безопасности и санитарии.
Тема: 1.2. Технология приготовления соленого теста.Приемы приготовления окрашенного и неокрашенного теста.
Тема: 1.3.«История происхождения народной глиняной игрушки»
Тема: 1.4.Лепка несложных предметов приёмами».
Аттестация в ходе
Тема: 1.5.« Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей».
Тема: 1.6.«Лепка изделий ленточным способом».
Теоритическая часть. Знакомство обучающихся с различными видами декоративно-прикладного искусства. Что означает ДПИ?
Это:
художественный образ – первооснова всех видов искусств (скульптура, графика народного и декоративно – прикладного искусства и др.);
декоративно – прикладное искусство – искусство создания художественной вещи в разных материалов (фарфор, дерев металл, ткань, кожа и др.глиняная игрушка – особый вид народного творчества,которая предназначается для украшения народного быта;
резьба и роспись по дереву –один из видов декоративно – прикладного искусства. является отраслью художественного творчества, особенно, в произведениях народных художественных промыслов
Практическая часть. Ознакомление обучающихся с мастерской. Знакомство обучающихся с программой обучения. Оборудование, инструменты. Техника безопасности. Правила внутреннего трудового распорядка.работа с природным материалом: шишки, веточки. камни, ракушка, сухоцветы, сухие корни деревьев. Показ лучших лепных изделий. Лепка на свободную тему.
Раздел II
Лепка тематически композиций - 10ч.
Тема: 1.1. Лепка по сюжетам сказок
Тема: 1.2. Лепка на предложенные и свободные темы»
Тема: 1.3. Лепка на сюжеты мультфильмов о животных»
Тема: 1.4. «Лепка по сюжетам литературных произведений»
Тема: 1.5. «Лепка по представлению на бытовые и свободные темы».
Теоритическая часть. Понятие композиции. Композиция в скульптуре, ее специфике. Круговой осмотр скульптуры. Создание выразительности образа. Размещение предметов в пространстве. Укрепление предметов на подставке. Понятие устойчивости предметов, способы ее достижения.
Практическая часть. Лепка одно или двух фигурных композиций по сказкам «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Три медведя», «Дюймовочка» и т.д. Трактовка собственного отношения к предметам и героям в лепке.
Раздел III
Декоративная лепка -12ч.
Тема:1.1. Лепка Дымковских игрушки»
Тема: 1.2.Лепка декоративных пластин»
Тема: 1.3.Лепка декоративной посуды»
Тема: 1.4.Лепка бижутерий
Текущая аттестация
Тема: 1.5.Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов». Выставка лучших детских работ
Тема: 1.6.«Скульптурный способ декорирования лепных изделий (рельеф, контррельеф)»
Теоритическая часть. Знакомство с Дымковской игрушкой. Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций, просмотр видеокассеты о народном промысле. Знакомство с произведениями народных мастеров Дымковской игрушки.
Практическая часть. Освоение этапов и приемов лепки дымковской игрушки. Соотношение пропорций. Обработка поверхности. Приемы нелепа деталей для украшения дымчатых игрушек. Умение лепить по мотивам народной игрушки, умение выполнять эскиз к Дымковской игрушке, лепить полые формы из целого куска, использовать другие приемы лепки, соблюдать пропорции фигурок.
Раздел IV
Декоративное рисование. Живописный способ декорированиялепных изделий - 20ч.
Тема: 1.1.«Обучение навыкам владения кистью
Тема:1.2.Роспись трафаретов дымковских игрушек»
Тема: 1.3.«Элементы растительного орнамента»
Тема: 1.4.«Элементы геометрического орнамента»
Тема: 1.5.«применение бесконечных узоров в украшении лепных изделий»
Тема: 1.6.«Понятие цветового круга»
Тема: 1.7.«Зарисовки изделий различных форм на бумага».
Тема: 1.8.«Зарисовки на бумаге цветочных композиций».
Тема: 1.9.«Ритм в декоративном рисовании».
Тема: 1.10.«Виды отводов, применяемых в росписи сосудов».
Теоритическая часть. Различие кистей по волосу и назначению. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.палитра и ее назначение.
Практическая часть. Разведение гуашевых красок. Выполнения мазка.самостоятельные упражнения обучающихся в выполнении мазков и способах держания кисти.
Раздел V
Роспись вылепленных изделий – 2ч.
Тема: 1.1.«Роспись вылепленных изделий с применением знаний, полученных в декоративном рисовании»
Теоритическая часть. Алгоритм шлифовки, грунтовки вылепленных изделий. Краткие сведения по цветоведению.
Практическая часть. Шлифовка, грунтовка вылепленных изделий. Разметка изделий под роспись орнаментальной полосы. Композиция отдельным пятном, круговой композиция, двухсторонняя композиция Сплошное покрытие изделия.
Самостоятельная работа обучающихся. Роспись вылепленных изделий: сплошным покрытием, орнаментом.
Раздел VI
Приобщение обучающихся к русской национальной культуре. – 10ч.
Тема: 1.1.«Дымковская игрушка-художественное произведение русских народных мастеров.
Тема: 1.2.«Экскурсия в мастерскую художника.
Тема: 1.3.Экскурсия в краеведческий музей»
Тема: 1.4«Посещение и анализ учрежденческой выставки детских художественных работ.
Тема: 1.5.«Приглашаем в гости наших мам.
Теоритическая часть. Глиняная игрушка как вид искусства, ее история. Основные сюжеты, используемые в народной игрушке. Особенности росписи. Отличие росписи от других видов народной игрушки.
Практическая часть. Наиболее распространенные приемы создания образа.
Самостоятельная работа обучающихся. – Творческая переработка реальных впечатлений в изделиях.
Раздел VII.
Освоение новых технологий и материалов – 2ч.
Тема: 1.1.«Планерная лепка из снега»
Теоритическая часть. Знакомство детей со сценарием музыкально –песенной игровой программой «Чудесные новогодние приключения». Подготовка необходимого материала к лепке новогодних фигур из глины (согласно сценария).
Практическая часть. Лепка декоративных скульптур из снега: Снегурочка, зайчик, колобок, избушка. Свойства влажного снега. Использование подручного материала: дощечек, веточек, угольков для лепки и украшения вылепленных фигур. Создание радостного настроения у мастеров и зрителей. Укрепление здоровья.
Раздел VIII.
Выставка детских работ -6ч.
Тема:1.1.Отбор детских художественных работ на выставку.
Тема: 1.2.Конкурс «Мама, Папа, Я –творческая семья».
«Итоговая аттестация».
Тема: 1.3. Оформление выставочный творческий работ. Подведение итогов учебного года.
Раздел IX.
«Экскурсия» 1ч.
Тема: Проведения экскурсия для учащихся начальный класс.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫВ работе используются все виды деятельности, развивающие личность:игра, труд, познание, учение, общение, творчество.Рекомендуемые темы в программе располагаются по их возрастающейсложности.Занятия проводятся в форме: традиционного занятия, комбинированногозанятия, практического занятия, игры, праздника, экскурсии, защиты проектов,конкурса, зачета, КВНа, соревнования, творческой встречи.Программой предусмотрены следующие методы обучения:1) Словесный (устное изложение, беседа, художественное слово);2) Наглядный (демонстрация поделок, иллюстраций, слайдов, наблюдение);3) Практический (упражнения, самостоятельная работа)4) Объяснительно-иллюстративные (объяснение учебного материала,правил выполнения работы, показ педагогом приемов исполнения, правил работыпо технологическим картам);5) Репродуктивные (работа по образцам, картинкам, технологическимкартам);6) Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);7) Исследовательский (творческие задания, проекты).Организация и проведение учебного занятия включает следующиеструктурные элементы:Орг. момент (подготовка к работе на занятии).Подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации и принятияучащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализацияопорных знаний и умений).Усвоение новых знаний и способов действий (объяснения новогоматериала, демонстрация действий педагога, просмотр видеороликов имедиапрезентаций).Инструктаж:1. вводный – проводится перед началом практической работы;2. текущий – проводится во время практической работы.Практическая работа (первичная проверка понимания, применение изакрепление полученных знаний, умений, навыков).Физкультминутки и динамические паузы.Подведение итогов (обобщение и систематизация полученных знаний,умений, навыков; анализ и оценка работы).Рефлексия (коллективный анализ творческой работы и изделий в целом иоценка работы каждого ребенка). Приведение в порядок рабочего места.Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок виделрезультаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянныйсравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.На занятиях отдельные дети могут получать индивидуальные темы, болеепростые или более сложные по сравнению с остальными. Индивидуальныйподход дает возможность раскрыться каждому ребенку.Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративногоматериала и подкрепляется практическим освоением темы.Одна из основных задач по лепке – развитие творческого мышленияучащихся. Поэтому детям предоставляется возможность самим наблюдать,анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальностьдеталей.В группе первого года обучения ребята знакомятся со скульптурой. Ониусваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения.Значительно помогает знакомству детей с малой скульптурой и народнойпластикой посещение выставок. Скульптуру монументальную, парковую ребятарассматривают во время экскурсии по городу.На практических занятиях учащиеся выполняют лепные работы изразличных материалов, пластилина, теста, глины конструктивным, пластическим,комбинированным способом. На занятиях учащиеся лепят с натуры, попредставлению, по технологическим картам.Основная задача занятий по лепке с натуры – обучение учащихся приемамнаблюдения и возможно более точного воспроизведения предметов.Предпочтение отдается лепке по представлению. Этот вид работы болеепривлекает учащихся, так как дает возможность фантазировать.Во вступительной беседе перед лепкой по представлению используетсяразнообразный иллюстративный материал. Это дает учащимся новые впечатленияи знания. Всю практическую работу, как с натуры, так и по представлению, потехнологическим картам дети осуществляют самостоятельно.В программе уделяется внимание экскурсиям на природу, посещениювыставок народного творчества.Формы подведения итогов разнообразны – это опрос, контрольноезанятие, зачет, открытое занятие, выставка, конкурс, самостоятельная работа,защита проектов, презентация творческих работ, взаимозачет, рефлексия,коллективный анализ работ, самоанализ.Для реализации образовательной программы необходимо дидактическоеобеспечение:а) наглядные пособия, образцы изделий; изготовленные педагогом ивоспитанниками;б) видео-аудио пособия;в) иллюстрации изделий мастеров;г) схемы изготовления изделий, технологические карты;д) раздаточный материал.Собрана библиотека по лепке и пластике, художественная литература, которойможет воспользоваться любой желающий. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПРОГРАММЫКабинет для занятий должен быть оборудован необходимымиприспособлениями (столами, стульями, выставочными стеллажами и шкафамидля хранения материалов), проведено хорошее освещение, установлена раковина,мультимедийное оборудование, компьютерное обеспечение.Необходимые инструменты и приспособления№ Наименование1 дощечки2 баночки для воды3 стеки4 пластилин5 кисточки6 краски7 мука8 соль9 глина10. фартуки11. грунтовка белая12. валик13. чеснокодавилка14. ситечкоВ процессе работы с различными инструментами и приспособлениямипедагог должен постоянно напоминать детям о правилах пользованияинструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техникибезопасности. А также проверять готовность детей к занятию. Рабочее местокаждый ребенок организует самостоятельно. Постепенно дети привыкают к тому,что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления,которые необходимы для работы. Образцы изделий и иллюстративный материалнеобходимо расположить так, чтобы они не мешали в работе и не былииспорчены. Постепенно дети приучаются к порядку и аккуратности. Если унекоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, томожно выдать их из дополнительных запасов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ1. В. Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль:«Академия развития», 1998.2. Е. Данкевич «Лепим из соленого теста» - СПб: Издательский дом «Кристалл»,2001.3. Е.Н.Евстратова «Скульптура», Росмэн-Пресс,2002г.4. Изольда Кискальт «Соленое тесто», Профиздат, 2001.5. Н.М. Конышева «Лепка в начальных классах» Пособие для учителя, М:Просвещение, 1980.6. М. Левина «365 веселых уроков труда» - Москва: Рольф 2000г.7. С. Липунова « Волшебная глина» - Смоленск: Русич, 2001г.8. Г. Федотов «Основы художественного ремесла. Послушная глина» - Москва:«Аст-Пресс», 1999.9. Ирина Хананова «Фантазии из муки, соли и воды»» Москва. Аст-Пресс книга2006г.10. Свободная информация в сети Интернет.
11. Сказки по декоративно-прикладному искусству. Неумывакина.
12. Лепим, клеим, вырезаем./ Антонова М.Р. М.: Эксмо 2007.
13. Готовимся к празднику! Подарки своими руками./ Петрякова О.В., Н.С.
14. «В мастерских у скульптора». В.А. Алексеев.!991г. Москва.
15. Русские народные сказки. Энциклопедия. 1997г.
16. С.СКозин Праздничные фантазии
«Издательская группа «Контэнт», 2010.
17. Подарки своими руками. Игрушки из пластилина.Кард В., Петров С.
«Издательство СОВА Москва Санкт - Петербург 2007.
18. Соленое тесто /Необычные поделки и украшения/ Антипова М.А. ИД «Владис», 2008
19. Поделки из солёного теста БрижитКазагранда«Издательство АРТ - РОДНИК, 200
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ1. В. Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль:«Академия развития», 1998.2. Е. Данкевич «Лепим из соленого теста» - СПб: Издательский дом «Кристалл»,2001.3. Изольда Кискальт «Соленое тесто», Профиздат, 2001 .4.И.А.Лыкова « Лепка из пластилина» 2008г. Издательский дом «Карапуз».5.Ирина Хананова «Фантазии из муки, соли и воды»» Москва. Аст6.Боголюбов Н.С. Лнпка на занятиях в школьном кружке. М. 1979.
7.Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
8.Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.
9.Иванова Н.Н., Митлянская Т.Б., Розова Л.К. Музей народного искусства. – М.: Советская Россия, 1972.
10.Искусство вокруг нас. – М.: Ренессанс, 1994.
11.Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. – М.: Изд. Московского центра вальдорфской педагогики, 1993.
12.Кискальт И. Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001.
13.Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.
14.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М. 1980.
15.Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991.
16.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992.
17.Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
18.Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
19.Неменский Б.М. Распахни окно. – М.: Просвещение, 1987.
20.Островский Г. Добрый лев Марии Примаченко. – М.: Советский художник, 1990.
21.О структурировании учебных программ. // Вестник высшей школы, 1987, № 2.
22.Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М.: Пассим, 1994.
23.Плешанова И.И., Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании государственного Русского музея. – Л.: Искусство, 1985.
24.Прете М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Т. 1 – М.: Советский художник, 1981. Т. 2 – М.: Советский художник, 1985.
25.О Рейли С. Лепка. – СПб: Полигон, 1997.
26.Серия книг «Детям об искусстве», Москва, издательство Малыш, 80-90-е гг.
27.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2003, № 9.
28.Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
29.Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.
30.Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 1979.
31.Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.