ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (художественно-эстетической направленности) объединения «Город мастеров»
МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области
Рекомендована
к утверждению
педагогическим советом
МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
Протокол №___ от «__»___________2015г «Утверждаю»
Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
____________Смирнова Е.В.
Приказ №___ от «__»____________2015г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(художественно-эстетической направленности)
объединения «Город мастеров»
для детей 8-17 лет
срок реализации программы — 3 года
Вид программы: модифицированнаяПрограмма разработана педагогом дополнительного образования
Кузьминовой Светланой Николаевной на основе авторских программ:
1.«Природный материал и фантазии» Автор: программы Л.П.Трепетунова Издательство «Волгоград»2009г.
2. «Художественное творчество: станем волшебниками». Т.Н.Просняковой Самара: изд-во «Учебная литература», - 2012.
р.п. Духовницкое
2015 г.
Программа переутверждена на 20___ год, протокол педсовета № ___ от «___»_________ 20___ г.
Директор МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области _________________ Смирнова Е.В. Приказ №___ от «___»_________ 20___ г.
(подпи
Пояснительная записка
Рабочая программа творческого объединения «Город мастеров» разработана для 1-9 классов на основании программы « Природный материал и фантазии» Автор: программы Л.П.Трепетунова Издательство «Волгоград»2009г.и авторской программой «Художественное творчество: станем волшебниками». Т.Н.Просняковой Самара: изд-во «Учебная литература», - 2012.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной,
предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой
деятельности, даёт возможность каждому обучающемуся реально открывать
для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и
реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать
объёмно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать
способности и желания ребёнка. Обучающиеся пополняют свой запас знаний о цвете, материалах, а также повышают практические знания и умения вразвитии творческой личности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является
одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом
отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия декоративного искусства в воспитании детей
писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что
искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её
культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает
творческие способности детей.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие
функции декоративно-прикладного искусства народов России, как
целостного этнического, культурно-исторического и социально-
педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде
ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого,
программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая
опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность.Мы живём там, где нет возможности увидеть
непосредственный технологический процесс изготовления художественнойкомпозиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности
соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках
изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я
поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить
с историей народного творчества, научить работать с гипсом, солёным
тестом, кистью и красками, вышивке лентами, познакомить с образной
стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Темы работ с обучающимися, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время.
На занятиях кружка помогаю обучающимся освоить не только тайны
мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и
стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике
наших дней.
Целью данной программы является: формирование и развитие
основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-
прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
1. познакомить обучающихся с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
2. научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
3. обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
1. приобщить обучающихся к системе культурных ценностей,
отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и
отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных
ценностях и их дальнейшем обогащении;2. побуждать к овладению основами нравственного поведения и
нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению клюдям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности);
3. способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности
к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства
собственного достоинства, самоуважения;
4. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива всовместной творческой деятельности;
5. воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и
любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию;
6. развивать потребность к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленныхцелей.
Развивающие:
1. развивать природные задатки, творческий потенциал каждого
обучающегося: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный
вкус.
2. развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
3. развивать положительные эмоции и волевые качества;
4. развивать моторику рук, глазомер.
Особенностью данной программы является то, что она даёт
возможность
каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах
декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нём.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1. формирование ценностных основ культуры личности, которая
трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;
2. опора на личностно ориентированный подход в образовании и
игровые технологии;
3. учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры),
национального менталитета, а также особенностей местной региональной
культуры.
Педагогические принципы:
● Любовь и уважение к ребёнку как активному субъекту воспитания и
развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1. ведущие виды деятельности в разноуровневых группах обучающихся:
- учебная деятельность в первый год обучения: обучающиеся привыкают
к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования
педагогов, соблюдать дисциплину труда и т.д.
- учебная деятельность во второй год обучения: на занятиях в кружке
принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом;
поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение вкабинете. Потребность обучающихся в общении реализуется в досуговой
деятельности и при выполнении коллективных работ;
2. потребности, интересы обучающихся;
3. уровень развития первичного коллектива;
4. уровень развития и самооценка обучающегося, его социальный
статус.
● К каждому обучающемуся применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности обучающегося, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти,
мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях
условий, при которых воспитанник чувствует себя личностью, ощущает
внимание наставника лично к нему.
●Создание ситуаций успеха для каждого обучающегося – один изглавных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению,
саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один изважнейших принципов работы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Город Мастеров» рассчитана на два года
обучения. Однако по желанию обучающиеся могут продолжать занятия и
более двух лет. Программа предусматривает изучение необходимыхтеоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладноготворчества. Содержание теоретических сведений согласовывается схарактером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть
отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время
посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы,
сопровождающейся показом приёмов работы и ответами на вопросы
обучающихся.
На первом году обучения происходит общее знакомство воспитанников
с различными видами рукоделия, на втором – более углубленное постижение
основ мастерства.
В течение первого года обучения обучающиеся усваивают правила
техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми
необходимыми для рукоделия инструментами. Обучающиеся приобретают
знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему
понятий и определений в вышивке, солёном тесте, в дизайне и т.д.
Происходит знакомство с историей изучаемых направлений по рукоделию.
В течение второго года воспитанники изучают закономерности
гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения
изделий, их народные корни и современное развитие.
Практические результаты и темп освоения программы является
индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого
потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки
обучающихся.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук,
способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного
мозга, что повышает общий умственный потенциал обучающегося.
Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия даёт
обучающемуся возможность найти себя в одном из видов творчества и
наиболее полно реализовать в нём свои способности. Разнообразие
творческих занятий помогает поддерживать у обучающихся высокий уровень
интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и
комбинируя их, воспитанник получает возможность создавать
высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Обучающиеся реализовывают свои творческие
замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и клюбимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса
воспитанников.
Организация учебного процесса
Занятия проводятся: 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2,25 часа;
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2,25 часа.
Количество обучающихся в каждой из групп 1-го года обучения не превышает 12-ть человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно
находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются
колющие и режущие предметы.
Продолжительность занятий обучающихся обучения – 2 академических часа,
частота занятий – 3 раза в неделю. В связи с повышением уровня мастерства
и, следовательно, сложности изделий, выполняемых обучающимися на
втором году обучения, число обучающихся в группах второго года не
превышает 10 человек.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и посвоей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы
обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося пообеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей;
способствовать воспитанию и развитию воспитанников, активизировать
учебно-познавательную деятельность ребёнка. Исходя из этого, при выборе
определенных методов обучения учитывается особенность контингента
детей.
Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса
обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность
каждого обучающегося, качества знаний формируется в системе,
индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированныйподход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом
темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует
особым стилем, манерой работы.
Основная форма Образовательная задача, решаемая на занятиях Методы
1.Познавательное занятие Передача информации Беседа, рассказ, доклад,
прослушивание
2. Практическое занятие по отработке определенного умения Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности Упражнения
3.Самостоятельная деятельность обучающихсяПоиск решения проблемы самостоятельно Упражнения
4.Творческие упражнения Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах
5. Игровая форма Создание ситуации занимательности Короткая игра
6. Конкурсы Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности
Игра
7. Выставки Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства Экспозиция
8.Занятие – соревнования Закрепление умений, знаний, навыков Игра
9.Занятие – деловая (ролевая) игра Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность Урок- путешествие, урок- экскурсия, урок- интервью, урок- презентация и т.д10 .Занятие-лекция Формирование мотивации, установка на активное восприятие 11. Занятие - зачет Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, экзамен
12.Интегрированное занятие Развитие интереса обучающихся к предмету Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет
13.Модульное занятие Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция Самостоятельна я деятельность
Создание ситуаций успеха для каждого обучающегося – один изглавных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению,
саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один изважнейших принципов работы.
Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания,
малейший успех обучающегося поощряется. Формы подведения итогов
реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры,
выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня.
Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний,
умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это
контроль роста обучающегося, способ выражения творчества, воспитание
ответственности и желания работать интереснее.
Учебно-тематический план 1-й год обучения
№ Разделы и темы Всего часов В том числе
теория практика
1. Введение в программу 2 2 Вводное занятие 2 2 2. Экскурсии 4 1 3
Знакомства с видами растений 2 1 1
Сбор природного материала 2 - 2
Изготовление открыток ко Дню Учителя. Картон цветной бумаги. 4 - 4
3 Выжигание по дереву 44 11 33
Выжигание рисунка 4 2 2
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию 20 4 16
Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением рисунка 8 2 6
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию 4 1 3
Роспись по дереву«Краски осени». Разделочная доска, кисти, краски .Подарок маме. 8 2 6
4 Бумага, картон 60 8 52
Изготовление новогодних украшений 8 1 7
Аквариум с рыбками 2 - 2
Фрукты. Овощи 6 - 6
Многоэтажный дом 4 - 4
Составление букетов 4 1 3
Зима 4 1 3
Квиллинг. Знакомство. Изучение базовых форм 6 1 5
Цветы 6 1 5
Шкатулки 4 1 3
Панно (по замыслу) 6 6
Ладошковая аппликация. Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей можно показать. 4 1 3
Торцевание. Этот вид бумажного творчества увлекает и завораживает. 6 1 5
5. Работа с природным материалом 14 3 11
Знакомства с видами природного материала 2 1 1
Аппликация из природного материала 8 1 7
Мозаика из камней 4 1 3
6 Волшебные нитки 10 4 6
«Шар из ниток» 2 1 1
«Цветы из ниток» 2 1 1
«Пушистые украшения» 6 2 4
144 32 112
Содержание программы 1-й год обучения
1. Введение в программу
Вводное занятие (2ч.)
Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с искусством декоративно-прикладного творчества. Организация выставки детских работ.
Форма проведения занятия:теоретическое, практическое, игровое.
Приемы и методы: наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: образцы изделий. Литература искусства декоративно-прикладного творчества.
Форма подведения итогов: беседа
2.Экскурсии (4ч.)
Экскурсии (сбор природного материала).
Теория: Беседа на тему: «Природа моего края».
Практика: Экскурсии в лес, парк с целью сбора природного материала.
Форма проведения занятия: теоретическое, практическое, игровое.
Приемы и методы: словесный, наглядный, беседа, игровой.
Дидактический материал: иллюстрации с изображением природного материала.
Форма подведения итогов: беседа, самоанализ деятельности.
3.Выжигание по дереву(44ч.)
Теория:Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
Форма проведения занятия: теоретическое, практическое .Приемы и методы: словесный, наглядный, беседа, игровой.
Дидактический материал: иллюстрации, образцы изделий
Форма подведения итогов: беседа, самоанализ деятельности.
Материалы и инструменты: бумага копировальная, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка, выжигатель.
3. Работа с бумагой (60ч.)
Знакомства с видами и свойствами бумаги.
Теория: виды и свойства бумаги, технология изготовления бумаги, применение.
Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний.
Приемы и методы: наглядный, словесный, вербальный.
Дидактический материал: иллюстрации, образцы видов бумаги.
Форма подведения итогов: беседа.
Материалы и инструменты: картон, бумага, гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка
5.Работа с природным материалом.(14ч.)
Знакомство с видами природного материала.
Теория: виды природного материала, формирование и исполнение замысла.
Практика: выбор видов поделок.
Форма проведения занятия: поисковая работа, занятие по усвоению новых знаний.
Приемы и методы: метод новых вариантов, метод взаимообучения.
Дидактический материал: иллюстрации, литература по теме, видеоматериал.
Форма подведения итогов: беседа.
Материалы и инструменты: бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка,гербарий.
6.Волшебны нитки (10ч.)
Изготовление поделок из ниток разных видов.
Теория: Знакомство с видами ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетическиеПрактика: изготовление поделок из различных видов ниток. Изготовление поделок различных форм.
Форма проведения занятия: занятие художественная мастерская, занятие-практикум.
Приемы и методы: наглядный, практический, создание ситуации успеха.
Дидактический материал: образцы работ, иллюстрации с изображениями, видеоматериал.
Форма подведения итогов: мини-выставка, защита работы.
Материалы и инструменты: нитки разных видов и цветов, бумага, клей
ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
В результате обучения дети должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества;
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
Правила организации рабочего места;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место;
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь и проявить самостоятельность.
Учебно-тематический план 2-й год обучения
№ Разделы и темы Всего часов В том числе
Теория Практика
1. Вводное занятие 2 2 2. Экскурсии 6 6 44 10 34
2.1 Знакомство с природным материалом 2 2 2.2 Экскурсия в парк 2 2.3 Сбор природного материала 8 8
Изготовление открыток ко Дню Учителя 6 1 5
3 Выжигание 12 2 10
Технология обработки древесины 2 2 Выжигание рисунка 10 1 9
Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа)
4 4
4. Работа с бумагой 48 11 37
3.1 Аппликации объемные. Сюжетные аппликации. 8 2 6
3.2 Узоры из многолепестковых цветков 8 2 6
3.3 Осенний натюрморт 4 2 2
3.4 Квиллинг. Цветы. Объемные работы. 8 2 6
3.5 Композиции. Букет. 8 1 7
3.6 Поделки (по замыслу). 6 1 5
«Фабрика Деда Мороза» Изготовление новогодних украшений 6 1 5
4. Работа с природным материалом 48 8 40
4.1 Аппликации объемные 10 2 8
4.2 Поделки (из шишек, желудей, орехов, семян и т д.) 14 2 12
4.3 Бижутерия из природного материала 10 2 8
Изготовление поделок из яичной скорлупы 14 2 12
5 Работа
с гофрированной бумагой (торцевание) 48 8 40
Цветы 14 2 12
Животные 12 2 10
Кухонная утварь 12 2 10
Ассамбляж (разновидность коллажа) 10 2 8
«Остров ненужных вещей» Изготовление из бросового материала
20 4 16
Поделки из старых дисков и пластилина 5 1 4
Изделия из ниток. 5 1 4
Бабушкин сундучок. Кукла из ниток и материала 5 1 4
Кукла – солнышко 3 1 2
Заключительное занятие.
Зачет по разделам программы обучения за год, выполнение и защита самостоятельных работ.
2 216 49 167
Содержание программы 2-й год обучения
1.Введение в программу
1.1 Вводное занятие. (2ч.)
Теория: перспектива творческого роста на 2-ом году обучения.
Правила по ТБ. Знакомства с содержанием программы на 2-ой год обучения.
Практика: Участие в викторине «Что? Где? Когда?»
Форма проведения занятия: игровая.
Приемы и методы: вербальный метод.
Дидактический материал: наглядное пособие, вопросы викторины.
Форма подведения итогов: беседа, анкетирование.
2. Экскурсии(6ч.)
Знакомства с природным материалом.
Теория: свойства и особенности природного материала.
Практика: практическое знакомство, изучение состава и строения природного материала.
Форма проведения занятия: занятие-лекция.
Приемы и методы: наглядный, словесный.
Дидактический материал: литература по теме, технологическая карта.
Форма подведения итогов: беседа.
3. Выжигание (12ч.)
Выжигание рисунка
Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем.
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
Форма проведения занятия: теоретическое, практическое .Приемы и методы: словесный, наглядный, беседа, игровой.
Дидактический материал: иллюстрации с изображением природного материала.
Форма подведения итогов:беседа, самоанализ деятельности .
Материалы и инструменты: бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
3. Работа с бумагой (48ч.)
Аппликации объемные. Сюжетные аппликации.
Теория: повторение и закрепление материала по теме аппликация, техника изготовления, характеристика видов бумаги.
Практика: изготовление объемных аппликаций, приемы выполнения, вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы, составление и изготовление объемных композиций.
Форма проведения занятия: занятие по совершенствованию умений и знаний, занятие-практикум.
Приемы и методы: наглядный, практический, функционально-стоимостный анализ.
Дидактический материал: иллюстрации, образцы работ, технологическая карта.
Форма подведения итогов: выставка, самоанализ практической деятельности, смотр практических умений.
Материалы и инструменты: бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
4. Работа с природным материалом(48ч.)
Поделки из желудей, орехов, шишек.
Теория: тема занятия, планирование, классификация материалов по происхождению.
Практика: конструирование поделок из объемных природных материалов, выполнение разметочных, заготовительных и сборочных материалов.
Форма проведения занятия: занятие-мастерская.
Приемы и методы: вербальный, метод новых вариантов, практический.
Дидактический материал: технологическая карта.
Форма подведения итогов: обобщение результатов опыта.
Материалы и инструменты: гербарий, бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
3. Работа с гофрированной бумагой(48ч.)
Композиции цветы (объемные работы).
Теория: викторина «На все случаи жизни», изучение техники и стилей торцевания.
Практика: выполнение сложных приемов работы в технике торцевания, составление сложных и объемных работ.
Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний, занятие художественная мастерская.
Приемы и методы: метод новых вариантов, наглядный, вербальный.
Дидактический материал: схемы, иллюстрации, литература по теме, видеоматериал.
Форма подведения итогов: мини-выставка, дизайн-анализ.
4. Работа с бросовым материалом(20ч.) (Остров ненужных вещей)
Теория: тема занятия, планирование, классификация материалов по происхождению.
Практика: конструирование поделок из бросового материала, выполнение разметочных, заготовительных и сборочных материалов.
Форма проведения занятия: занятие-мастерская.
Приемы и методы: вербальный, метод новых вариантов, практический.
Дидактический материал: технологическая карта.
Форма подведения итогов: обобщение результатов опыта.
Материалы и инструменты: бросовый материал, бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
5. Заключительное занятие.
Теория: Зачет по разделам программы обучения за год.
Практика: выполнение и защита самостоятельных работ.
Форма проведения занятия: выставка
Приемы и методы: блиц-опрос, словесный .Дидактический материал: карточки с заданиями по разделам.
Форма подведения итогов:анкетирование, зачет.
По завершении второго года обучения учащиеся должны знать:
технику и основные приемы изготовления предметов декоративного творчества;
технику безопасности труда и личной гигиены;
Должны уметь:
составлять композиции, рисунки, панно;
подбирать краски, ткань, нитки, ленты, декор для выполнении работ;
соблюдать технику безопасности;
пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
владеть основными техниками декоративного творчества;
работать со схемой будущего изделия, подбирать несложные цветовые
сочетания (2-3 цвета);
Правильно начинать и заканчивать работу
Учебно-тематический план 3-й год обучения
№ Раздел и темы Всего часов В том числе
Теория Практика
1. Введение в программу 2 2 -
1.1 Вводное занятие 2 2 -
2. Экскурсии 12 4 8
2.1 Знакомства с новыми видами природного материала 2 1 1
2.2 Экскурсии в парк 4 2 2
2.3 Сбор природного материала 6 1 5
3. Работа с бумагой 48 9 63
3.1 Панно объемные работы. Осенний пейзаж. 14 1 13
3.2 Панно. Коллаж. 12 2 10
3.3 Мозаика из бумаги. 14 2 12
3.4 Квиллинг. Композиции цветы (объемные работы). 18 2 16
Вырезание силуэтное 18 4 14
3.5 Сувениры. Квиллинг. 14 2 12
Итоговое занятие 2 4. Выжигание 48 Технология обработки древесины 8 48
Выжигание рисунка 22 3 19
Изготовление предметов на произвольную тему
20 3 17
Итоговое занятие 2 5 Поделки из природного материала (по замыслу). 48 2 12
« Розы из клановых листьев»(коллективная работа) 6 1 5
«Осенняя фоторамка»
(самостоятельная работа) 6 1 5
«Листок к листку» 6 1 5
«Фисташково - кленовый натюрморт» 6 1 5
Букет из полевых цветов 6 1 5
Букет из садовых цветов 6 1 5
Композиция на свободную тему 6 1 5
Итоговое занятие 2 6 Работас гофрированной бумагой 48 Композиция «Березка» 10 2 8
Коллективная работа «Домик в лесу» 8 2 6
« Лесные дворцы». 8 2 6
«Букетик» 6 1 5
« Весенние картины» 10 2 8
Самостоятельная работа по замыслу учащихся. 2 2
Подведение итогов. Оформление выставки детских работ. 2 2
7 Итоговое занятие 2 1 1
Всего: 216 24 120
Содержание программы 3-й год обучения
1. Введение в программу
1.2 Вводное занятие (2ч.)
Теория: знакомство с содержанием программы на 3-й год обучения. Правила по ТБ.
Практика: организация выставки работ.
Форма проведения занятия: занятие лекция, выставка.
Приемы и методы: наглядный, словесный, игровой.
Дидактический материал: выставочные экспонаты.
Форма подведения итогов: беседа, анкетирование.
2. Экскурсии (12 ч.)
2.1 Знакомства с новыми видами природного материала.
Теория: виды материала, свойства, составляющие.
Практика: изучение природного материала на практике.
Форма проведения занятия: занятие-лекция.
Приемы и методы: исследовательский, метод новых вариантов.
Дидактический материал: технологическая карта.
Форма подведения итогов: беседа.
3. Работа с бумагой(48ч.)
3.1 Панно. Осенний пейзаж (объемная работа).
Теория: основы построения композиции, цветосочетание.
Практика: работа с картами «Цветосочетание», выполнение работы по образцу на практике.
Форма проведения занятия: занятие по совершенствованию умений и навыков, занятие художественная мастерская.
Приемы и методы: наглядный, практический, метод взаимоконсультации.
Дидактический материал: технологическая карта, иллюстрации.
Форма подведения итогов: самоанализ деятельности, блиц-опрос, беседа.
Материалы и инструменты: бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
4. Выжигание (48ч.)
Выжигание рисунка
Теория : Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
Форма проведения занятия: теоретическое, практическое .Приемы и методы: словесный, наглядный, беседа, игровой.
Дидактический материал: иллюстрации с изображением природного материала.
Форма подведения итогов: беседа, самоанализ деятельности.
Материалы и инструменты: бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
5. Работа с природным материалом(48ч.)
Панно (объемные работы).
Теория: технология изготовления, освоение более сложных видов техники изготовления.
Практика: объемные работы, изготовление сложных работ, самостоятельное составление композиции.
Форма проведения занятия: занятие-практикум, занятие по усвоению новых знаний и закреплению пройденного материала.
Приемы и методы: практический, теоретический, метод новых вариантов, поисковый.
Дидактический материал: технологическая карта, образцы изделий.
Форма подведения итогов: конкурс работ, самоанализ.
Материалы и инструменты: копировальная бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка, электровыжигатель.
6.Работа с гофрированной бумагой (48ч.)
Композиции из гофрированной бумаги.
Теория: технология изготовления сложных и объемных композиций, цветовой спектр, разновидность.
Практика: выполнение сложных приемов работы в технике торцевания, составление сложных и объемных работ.
Форма проведения занятия: занятие по усвоению новых знаний, занятие художественная мастерская.
Приемы и методы: метод новых вариантов, наглядный, вербальный.
Дидактический материал: схемы, иллюстрации, литература по теме, видеоматериал.
Форма подведения итогов: мини-выставка, дизайн-анализ.
Материалы и инструменты: гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, циркуль, линейка.
7. Итоговое занятие
Теория: Проверка теоретических знаний по курсам обучения, тестирование, анализ реализации программы «Город мастеров».
Практика: выставка изделий
Форма проведения занятия: выставка, тестирование, беседа.
Приемы и методы: проектный, словесный, практический, наглядный, дизайн-анализ.
Дидактический материал: тесты, технологические карты, образцы работ, диагностические карты.
Форма подведения итогов: работа с карточками, тестирование, беседа, выставка работ.
По завершении третьего года обучения учащиеся должны знать:
технику и приемы изготовления предметов декоративного творчества;
технику безопасности труда и личной гигиены;
Должны уметь:
составлять композиции, рисунки, панно;
подбирать краски, ткань, нитки, ленты, декор для выполнения работ;
соблюдать технику безопасности;
пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
владеть основными техниками декоративного творчества;
работать со схемой будущего изделия, подбирать сложные цветовые
сочетания (2-3 цвета);
Правильно начинать и заканчивать работу
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются
следующие правила:
● виды деятельности должны быть разнообразными, социально
значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
●деятельность должна соответствовать возможностям отдельныхличностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её
организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельныхучеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей
лидеров, чье влияние благотворно;
●необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество
детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
●воспитывающего характера труда;
●научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
●связи теории с практикой (практике отводится 70-80% учебного времени);
●систематичности и последовательности;
●доступности и посильности;
●сознательности и активности;
●наглядности;
●прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом
можно выделить ряд общих существенных положений образовательногопроцесса:
●обязательное формирование у обучающихся положительной
мотивации к творческой деятельности;
●получение ими новой информации, новых знаний при решении
конкретных практических задач;
●обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и
практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и вовнеурочное время, в условиях межличностного общения;
●обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
●занятость каждого обучающегося в течение всего занятия.
В процессе изготовления работ большое внимание обращается наподбор изделий, над которыми работают обучающиеся. Народное искусство
было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, обучающиеся создают нужные
для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение
делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех
воспитанников в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства
рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность кпроявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер
нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое
мастерство возникает у обучающихся на протяжении всего периода
обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры и проведения выставок, навтором этапе – в результате осознанного стремления ксамосовершенствованию и мастерству.
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям в
тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребёнок
видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить
постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но
и для детей.
В процессе обучения в кружке у обучающихся формируются три
основные группы практических умений и навыков:
1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические,
технологические.
2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические,
операторские.
3. специальные: обработка различных материалов, художественное
видение, оформительские навыки и пр.
Формы организации учебной деятельности:
● индивидуальная;
●индивидуально-групповая;
●групповая (или в парах);
●фронтальная;
●конкурс;
●выставка.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
●объяснительно-иллюстративный;
●репродуктивный;
●проблемный;
●частично поисковый или эвристический;
●исследовательский.
Педагогические приемы:
●Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
●Организации деятельности ( показ, подражание, требование):
●Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
●Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть
партнёрами в увлекательном процессе образования;
●Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность
выбирать для себя понравившейся образец, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое
занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных
промыслах. Теория сопровождается показом наглядного материала,
преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает
у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания,
воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все
известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и
книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций,
различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям
закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями
педагоги постоянно напоминает обучающимся о правилах пользования
инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники
безопасности.
Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу,
поролон; рамки разных размеров;
ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная бумага; цветной картон;
пинцеты; кисточки; иголки вышивальные; булавки; крючки; нитки
катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и
полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока
медная; бисер; молоток; гвозди и т.д.
Кабинет для занятий оборудован необходимыми и приспособлениями
(учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, гладильной доской, утюгом и пр.)
Организация рабочего места.
Педагог проверяет готовность обучающихся к занятию. Рабочее место
каждый обучающийся организует для себя сам. Постепенно обучающиеся
привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те
материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы.
Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя
руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе,
не были испорчены. Педагог приучает обучающихся к чистоте и
аккуратности. Если у некоторых воспитанников отсутствуют необходимыематериалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных
запасов.
Повторение пройденного материала. Чаще всего используется
фронтальный опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами, тесты.
Организация и проведение учебного занятия
Включает следующие структурные элементы:
Инструктаж:
1. вводный – проводится перед началом практической работы;
2. текущий – проводится во время практической работы;
3. заключительный;
●практическая работа (70-80% урочного времени);
●физкультминутки и динамические паузы у обучающихся;
●подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов
предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку
поделки каждого обучающихся;
приведение в порядок рабочего места.
Литература
1. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». Москва «Просвещение» 1992г.
2 .Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». 2000 г.
3. Геронимус Т. «Я все умею делать сам». «АСТ-ПРЕСС» 1998 г.
4. Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины»
Белгород 2000 г.
5.Зайцева А. «Искусство квиллинга». 2003г.
6. Зуева О.Л. «Уроки труда в начальной школе».
Москва-Ставрополь 2000 г.
7. Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах».
Москва «Просвещение» 1980 г.
8. Панфилова Т.Ф. «Обучение детей работе с природными материалами».
Москва «Школьная Пресса» 2004 г.
9. Пархоменко И.Г. «Белгородская губерния». Белгород 2001г.
10.Потемкина О. Потемкина Е. «Законы успеха, или как найти свое место в жизни». Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2005г.
11.Стародуб К. Ткаченко Т. «Поделки из природного материала» 2005г.
12.Черныш И. «Поделки из природного материала».
13.Программа «Культура быта» Министерство просвещения Москва «Просвещение» 1986 г.
Литература для детей
1.Волина В.В. «Азбуковедение» Москва «Просвещение» 1994 г.
2.Ганичев В.Н. «Белгородчина Духовная» Белгород 2005 г.
3.Дитрих А. Юрмин Г. «Почемучка» Москва Премьера Астрель АСТ 2000 г.
4.Иванова Г.В. «Подарочки для мамочки». ООО Издательство «Тригон» 2007