Дополнительная общеобразовательная программа Фантазёры
Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей дом детского творчества
МО Ейский район
Утверждаю
Директор ДДТ
___________И.А. Дикая
протокол совета учреждения
от «___»_______2014 г. № _
Дополнительная
образовательная программа
кружка «Фантазёры»
по курсу: «Творческая деятельность»
Вид программы – модифицированнаяВозраст обучающихся – от 7-11 лет
Ф.И.О.педагога – Грищенкова М.В.
ОДО МБОУ СОШ № 21имени лётчика Игоря Щипанова ст. Ясенской
Год составления программы- 2014 г.
Пояснительная записка
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование творчества школьников.
Ведение кружка “Фантазёры” в дополнительном образовании способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения, творческий потенциал. Знакомство с позицией человека-творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Творчество не только активизирует интерес учащегося к различным видам искусства, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание занятий реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
ЦЕЛЬ программы – максимально раскрыть творческие способности ребёнка и подготовить его к любой творческой деятельности, выбранной им в будущем.
Задачи:
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Создание условий детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
Стимулирование творческой деятельности детей;
Развитие творческого и логического мышления учащихся;
Программа кружка предназначена для детей 7-11лет.
Занятия кружка проводятся 4 раза в неделю по 4 часа и 1 раз по 2 часа.
Предполагаемым результатом работы кружка является создание условий детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития.
Прогнозируемые результаты:
-развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора,
-развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию,
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Так как программа является развивающей, она не предполагает зачётно – экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий, конкурсов, викторин и оцениваются соучениками и педагогом объединения.
РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ
Вводное занятие. Знакомство с программой обучения. Правила безопасности и поведения во время занятий.
Формирование навыка творческой мобилизации: упражнения на развитие зрительного внимания: рассказ по картинке, описание знакомых сказочных персонажей;
Развитие воображения на основе фантастических образов природы. Фантазии на тему движущихся облаков, ночных светлячков, движения пшеницы, тумана, скрипа деревьев. Портретная характеристика мифологических образов (Домовой, Баба Яга, Кикимора, Леший, Русалка и т.п.), на основе восприятия русских народных сказок. Придумки. Сочинение страшилок, небылиц – перевёртышей. Сочинение сюжетов на основе литературных и народных сказок, иллюстраций.
Игры- фантазии, викторины, конкурсы, праздники - учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.
Учебно-тематический план
№ Тема Общее кол-во
часов Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Знакомство миром сказок. 26 12 14
3. Игры. 16 4 12
4. Экскурсии..10 2 8
5. Конкурсные занятия. 20 6 14
6. Итоговое занятие. 2 1 1
И Т О Г О 76 26 50
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ Тема Текущий контроль Итоговый контроль
1. Вводное занятие
Игра импровизация
«Я – вселенная» Конкурс «Сказка на новый лад»
2. Знакомство с миром сказок.
Мир вокруг меня
Конкурс «Самое удивительное в мире растений и животных» Представление театра «Теремок»
3. Игры.
Природа и фантазия Игра «Моё воображение» Выставка поделок
4. Экскурсии.
Игры на воздухе Игра «Волшебный мешочек» Подвижные игры в парке
5. Итоговое занятие.
Конкурсные занятия.
Мир глазами детей. Конкурс рисунков о природе Выставка поделок и рисунков
Методические рекомендации
Данные задачи руководитель решает через занятия, включая задания на развитие логического мышления, памяти, воображения, а также решая ребусы, кроссворды, познавательный, игровой материал
На занятиях используются следующие методы:
конкурсы
интеллектуальные игры
проведение праздников
постановка спектаклей, музыкальных сказок
фестивали песни
конкурсы танцев
выставки творчества (рисунков, поделок)
Календарно-тематический план
№ Дата
Тема занятий Общее кол
– во часов Теория Практика.
Индивид.раб.
Пл. Факт. 1. 15.07 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 1 0,5 0,5
2. 16.07 Брейн-ринг "Сказки" 2 0,5 1 0 ,5
3. 17.07 Игры «Два корабля», «Крестики-нолики» 2 0,5 1 0,5
4. 18.07 Конкурсная программа
«Ищем Золушку» 2 0,5 1 0,5
5. 19.07 Игра «Счастливый случай». 2 0,5 1 0,5
6. 20.07 Экскурсия –практикум «Путешествие в мир растений» 2 0,5 1 0,5
7. 22.07 Викторина «Что. Где растёт» выставка рисунков «Природа станицы» 2 0,5 1 0,5
8. 23.07. Изготовление работ на выставку «Природа и фантазия» 2 0,5 1 0,5
9. 24.07 Игры «Загадочные животные», «Кто это?», «третий лишний»
Рисунки животных. 2 0,5 1 0,5
10. 25.07 КВН «А ну-ка, девочки» 2 0,5 1 0,5
11. 26.07 Волшебное путешествие в русскую сказку. 2 0.5 1 0,5
12. 29.07 Игра «Звёздный час»
2 0,5 1 0,5
13. Разгадывание кроссвордов, ребусов. 2 0,5 1 0,5
14. Конкурс загадок 2 0,5 1 0,5
15. Час загадок. 2 0,5 1 0,5
16. Турнир знатаков « Всезнайки» 2 0,5 1 0,5
17. Конкурс рисунков. 2 0,5 1 0,5
18. Развлекательная программам «Наши таланты» 2 0,5 1 0,5
19. Познавательная игра «Почемучки» 2 0,5 1 0,5
20. Краеведческий час «Моя малая родина» 2 0.5 1 0,5
21. Экочас «Стану я природе другом» 2 0,5 1 0,5
22. Познавательный час «Мир вокруг нас» 2 0,5 1 0,5
23. Час фантазёров .2 0,5 1 0,5
24. Подвижные игры на свежем воздухе. 2 0.5 1 0,5
25. Итоговое занятие .Викторина «Каникулы без скуки» 2 0,5 1 0,5
Список рекомендованной литературы
для учителя.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 2005.
Список рекомендованной литературы
для детей.
1. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука 2004.
2.Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2004.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2001.