Математика в историческом развитии (пояснительная записка к методическим рекомендациям по организации и проведению кружковых и факультативных занятий по истории математики)

Математика в историческом развитии
(пояснительная записка к методическим рекомендациям по организации и проведению кружковых и факультативных занятий по истории математики)
Одной из главных задач новых образовательных стандартов является формирование культуры мышления и практического действия ученика, поэтому в настоящее время стала приоритетной проблема развития интеллектуального потенциала. С реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся связано введение в школьный курс математики раздела «Математика в историческом развитии», который предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исто-рической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования, что способствует развитию интереса к математике, а это важнейшая цель учителя.
Особенно возрастает интерес к математике, когда формы и методы обучения разнообразны, и учитель задумывается над ролью данной темы в развитии способностей ученика. Систематическое использование материала по истории математики оказывает большую помощь в обучении и воспитании учащихся. Факты из истории науки оживляют преподавание и повышают интерес учащихся к математике, точным наукам и технике. Исторические сведения расширяют кругозор учащихся, помогают им лучше уяснить связь между различными разделами математики и тем самым способствуют лучшему усвоению школьного курса математики, способствуют развитию у учащихся трудолюбия (подготовка и оформление рефератов, математические вечера, стенгазеты и т.д.).
С целью развития познавательного интереса учащимся 5-7 классов можно предложить кружок по истории математики, а учащимся 8-11 классов – факультатив «Математика в историческом развитии». В 5-7 классах учителю следует совершенствовать методику проведения уроков и кружковых занятий с целью пропедевтики факультативных занятий.
Всем известно, что наряду с хорошо подготовленными по математике учащимися имеется немалая доля таких, кто не хочет работать систематически, плохо успевает. Для таких ребят обучение затруднительно. А в V классе обучение затрудняется еще и тем, что каждому ребенку необходимо приспособиться к новым учителям, новым предметам и новым уровням требований. Особенно много трудностей возникает у учащихся на уроках математики. В этом многое зависит от того, как поставит работу учитель, насколько удастся ему сделать безболезненным адаптационный период, насколько он увлечет обучающихся своим предметом. Одних уроков для этого недостаточно. Здесь приходит на помощь систематическая кружковая работа, в частности, кружок с использованием исторического материала, где должны ставиться следующие задачи:
1. Повышение интереса учащихся к занятиям математикой. Кружковые формы работы позволяют использовать материалы, далеко не всегда «вписывающиеся» в рамки урока (исторические сведения, занимательные, исторические задачи и т.д.). Чаще, чем на уроке, в кружковой работе удается использовать игровые формы занятий с учащимися.
2. Расширение и углубление тем, излагаемых на уроке. Правильно организованный кружок обеспечивает тесную связь урочных и внеурочных занятий, когда изученное на уроке по-новому рассматривается, закрепляется, углубляется во внеурочной работе.
3. Развитие мышления учащихся, привитие им определенных трудовых навыков. Кружковые занятия продолжают формирование математического мышления обучающихся, выражающегося в изобретательности, логичности, доказательности, оказывают заметное влияние на формирование трудолюбия, настойчивости (пример тому – изучение биографии какого-либо ученого).
4. Формирование эстетического отношения к математике. Дети получают определенный эмоционально-эстетический заряд: они готовят номера художественной самодеятельности с математическими сюжетами и выпускают кружковые стенгазеты, выполняют рисунки, сочиняют сказки с математическим содержанием, изготавливают простейшие головоломки и математические игры.
Примерное количество занятий кружка в году 14-16, по 2 занятия в месяц. Можно проводить несколько занятий по одной теме. В это число входят также занятия по подготовке учащихся к школьной олимпиаде, школьным математическим вечерам.
Формы кружковой работы могут быть самыми разнообразными. Здесь необходимо учитывать возрастные психологические особенности учащихся V -VII классов (особенно V): рассеянное внимание, неумение долго слушать, читать, писать, решать. Поэтому желательно, чтобы каждое кружковое занятие отличалось или частой сменой видов деятельности, или командными соревновательными элементами, захватывающими детей и не дающими им времени отвлекаться. Для кружков различных классов должно быть различие в продолжительности заседаний, различие в тематике и характере выступлений.
Выступления в V, VI классах должны быть короткими (10-15 минут), в VII классе – до 20-25 минут.
Возраст учащихся средней школы таков, что он стимулирует выявление собственных сил: физических, умственных, психических. Не всегда эти силы применяются в нужном направлении, и от педагога зависит многое, чтобы направить интересы своих учеников в нужное русло. Для воспитания интереса к математике и развития правильных взглядов на возникновение и развитие математических идей полезно довести до сознания школьников решение важного вопроса: откуда берутся новые математические задачи, математические идеи и теории? Здесь очень полезным
·будет факультатив по истории математики.
Проведение факультативных занятий по математике в школе – это одна из форм работы учителя с учащимися старших классов, открывающая большой простор для творческой педагогической работы.
Математика, как мы знаем, относится к самым древним научным дисциплинам, и ее начала теряются в глубине тысячелетий. На протяжении всей долгой истории математика неоднократно изменяла свои идеалы и основные направления своих исследований, но при этом она не отбрасывала ранее добытые знания, а включала их в новые в качестве естественного компонента. При этом, как правило, старые знания и понятия являлись основой для новых. Каждый такой этап в жизни математики не только обогащал ее новыми понятиями, методами и идеями, но одновременно позволял охватить своим влиянием ряд областей практической деятельности, к которым ранее она не применялась. В наши дни математика переживает новый бурный расцвет, и при этом она существенно изменяет свое лицо. Во-первых, она становится более абстрактной, во-вторых, в ней более существенную роль играют вычислительные аспекты, связанные с появлением и совершенствованием компьютерных технологий и, в-третьих, область ее применения невиданно расширяется. Вышесказанное – основное содержание факультативного курса по истории математики в 8-11 классах, который разбит на отдельные занятия с указанием их содержания, форм проведения. Весьма существенно, что факультатив, рассчитанный на 4 года, представляет собой единое целое, с общим планом и замыслом, что дает возможность видеть перспективу, вести занятия целенаправленно. Достоинством созданного факультативного курса по истории математики является его непосредственная связь со школьной программой по математике, что позволяет эффективно сочетать изучение текущего материала с углублением его на факультативных занятиях, что способствует развитию творческого мышления обучающихся и приобретению ими навыков поисково-исследовательской деятельности.
Планируя работу факультатива, преследуется развитие познавательного интереса к математике у школьников и усиление их умственной активности. Все виды и формы занятий позволяют развить самостоятельность суждений, настойчивость, дисциплинированность, выдержку, внимательность, умение отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации. В основе успешной деятельности учителя должно лежать знание индивидуально-психологических особенностей каждого ученика. Именно с их изучения и должен начать свою работу учитель.
Форму работы факультатива весьма желательно выбрать таким образом, что позволило бы привлечь старшеклассников, увлеченных математикой и её историей, к работе с младшими школьниками. Мне кажется, что слушателям факультатива по истории математики желательно участвовать в проведении занятий кружка с учащимися 5-7 классов. Занятия рекомендуется проводить с помощью и под руководством учителя математики по составленному совместно плану. На занятиях кружка старшие школьники рассказывают о роли математики в повседневной жизни, об истоках возникновения математики, о развитии математических идей, о жизни и творчестве крупнейших математиков мира. С большим интересом кружковцы решают исторические занимательные задачи, подчас старшеклассники превращаются в магов и показывают математические фокусы, поражая воображение ребят и вызывая чувство восхищения перед возможностями математики. Именно такие совместные занятия приносят наибольшую пользу: у ребят появляется желание узнать как можно больше из истории математики, а самое главное - у них рождается чувство дружбы, коллективизма, когда старшие школьники помогают своим младшим товарищам и в изучении программного материала.
В рамках факультативного курса «Математика в историческом развитии» уместно развивать систему реферирования, исследовательские умения как средство управления самостоятельной математической подготовкой школьников. Исключительно полезно для будущего студента умение работать самостоятельно - изучать новый исторический материал, конспектировать его. Такая деятельность воспитывает у учащихся ценные качества и черты характера. Одновременно подобная работа позволяет усилить и профориентационную линию на занятиях такого факультатива.
Очень полезно на факультативных и кружковых занятиях решать исторические задачи.
Математические кружки и факультативы по истории математики обучающимся очень полезны. Недаром вопрос об использовании элементов истории математики в средней школе интересовал передовых русских преподавателей и ученых еще в дореволюционное время. И это естественно: ведь изучение истории науки играет важную роль в воспитании молодого поколения, что учтено новыми образовательными стандартами.













Чупахин Александр Валентинович – учитель математики МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа Ивнянского района Белгородской области

13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


Чупахин Александр Валентинович – учитель математики МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа Ивнянского района Белгородской области

13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915





















































































































15