Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини — музеев в ДОУ.


Музей новогодних подарков
(создание мини-музея в ДОУ)
Автор: воспитатель Круглова Любовь Геннадьевна группа «Муравейник»

История создания в ДОУ музея
«Новогодних подарков»
Новогодние праздники когда-нибудь заканчиваются. Конфеты, печенье, шоколад съедаются. А вот новогодние упаковки от подарков остаются. Для многих детей – они воспоминания о добром и сказочном празднике. Детям жалко выбрасывать красивые коробочки и мешочки. Встает вопрос - как можно использовать их дальше? Совместно с родителями мы решили продлить детям праздник, сохранить упаковки для истории. Многие родители принесли даже упаковки от подарков из своего детства.
lefttopЧто такое мини-музей?
«мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, коридора, спальни, раздевалки;
мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
мини-музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
Важно, что в мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, собирают коллекции. Собирание коллекций - занятие увлекательное. Сотрудники детского сада становятся дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
Что означает слово «музей»?
Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия,1979)
Музей - от греч.«museion»-храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в
некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие.
Принципы музейной педагогики: предметность, наглядность,
эмоциональность, интерактивность.    
 Цели и задачи мини-музея:
формирование у дошкольников представлений о музее;
обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
расширение кругозора дошкольников;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
формирование умения самостоятельно анализировать и
систематизировать полученные знания;
развитие творческого и логического мышления,
воображения.
Этапы создания мини-музея
Подготовительный этап.
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.
2. Практический этап.
На этом этапе взрослые и дети, следуя своей модели, создают мини-музеи в группе, разрабатывают содержание экскурсии. Дошкольники сами могут предложить, что именно они считают нужным рассказать об экспонатах музея. Желающие становятся экскурсоводами. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

3. Подведение итогов. Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Описание мини-музея «Новогодние подарки»
Цель: Раскрыть традиции, обычаи, особенности новогодних праздников.
Задачи:
знакомство детей с историей празднования нового года;
расширение представлений детей об атрибутах новогоднего праздника;
знакомство с разнообразием новогодних подарков;
развитие воображения и художественно-творческих способностей детей и родителей в процессе проектирования и реализации новогодних праздников;
разработка и проведение различных видов экскурсий для музея ;
воспитывать у детей бережное отношение к экспонатам музея,
побуждать желание детей пополнять экспозицию.

Экскурсии в мини-музее.
Воспитатель приводит детей в мини-музей и даёт им время всё рассмотреть. Обращает их внимание на то, что больше всего места в музее занимают новогодние подарки. Значит, эти подарки хотят «рассказать» о себе что-то интересное. Подчёркивает, что у каждого подарка, как и у человека, есть свой наряд – упаковка. Дошкольникам объясняются правила общения с экспонатами, даётся возможность взять их в руки, обследовать. Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель планирует экскурсию по разделам. Необходимо помнить, что длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько разделов и проводить беседы-пятиминутки.
С чем знакомит мини-музей
Раздел 1.История новогоднего праздника.
Раздел 2. Кто приносит новогодние подарки?
Раздел 3. История новогоднего подарка.

Раздел 4. Какие бывают новогодние упаковки.
Упаковки бывают большие и маленькие

Разные материалы упаковки
Бумажные Жестяные Меховые

Разные формы упаковки
Пакеты Машинки Мешки

Домики

Замки и дворцы

Коробки Башмаки Игрушки

Банки Носки Книги

Ёлочки

Для девочек и для мальчиков

Раздел 5. Новогодний подарок и символ года
43815252730
Раздел 6.Новогодние упаковки по сказкам.
"Двеннадцать "Три поросёнка" "Снежная
месяцев королева"

Раздел 7. "Вторая" жизнь новогодних упаковок


ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ:
позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и
привлекательным для детей;
экспонаты использовались для проведения различных занятий, для
развития речи, интеллекта, воображения, эмоциональной сферы ребенка;
мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды группы;
мини-музей интегрирован в образовательный процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием ребёнком различных сфер мира: природы, культуры, окружающих предметов;
все экспонаты дети могли взять в руки, исследовать, пробовать действовать с ними, играть;
все прекрасное, что увидели детские глаза, отпечатались в их
чувствительных сердцах, впечатления отражаются на характере ребёнка,
никогда не исчезнут из памяти;
дошкольники разных групп смогли познакомиться с мини-музеем своих «коллег»;
дети старшей и подготовительной к школе группах экскурсии смогли проводить сами;
мини-музей стал результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.