Статья на тему Формирование учебно-познавательного интереса посредством организации исследовательский умений у младших школьников
Можно ли научить быть исследователем?
Исследование создает новое знание (Нил Армстронг)
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное, непознанное. Каждый ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление самостоятельно искать ответы на свои вопросы – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – нормальное состояние каждого ребёнка. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Идеи такого обучения зародились в среде ярких представителей просветителей педагогики России XVIII (В.Н.Татищев). Начало XX века ознаменовано обращение ряда отечественных учёных (А.В.Леонтович, А.С.Обухов, А.И.Савенков) к исследовательским методам в современном образовании. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных практических задач современного образования. Овладение этими умениями и навыками – залог успешного развития познавательной деятельности. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умение обобщать и систематизировать информацию, формирование наблюдательности и внимания, умение работать с источниками.
Педагог должен обучить детей общим исследовательским умениям и навыкам: умению видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, умение классифицировать, вести наблюдения, знать методику проведения эксперимент, самостоятельно делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
3. Умение работать с источниками информации (интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, учебники ТВпередачи, кино и мультфильмы и др.)
4. Умение представить результаты своей творческой работы: выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах.
Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или на определённом этапе урока, или рассчитана на весь урок . Желательно включать процесс исследования во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм, составление заданий для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований. Для получения положительного результата детской работы учителю необходимо стимулировать, дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, что-то изобрести или сочинить, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует положительный результат.
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как многие дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику предлагаются темы наиболее близкие для его «маленького мира». Варианты тем на занятиях внеурочной деятельности: «Моё имя», «Моя семья», «Мой город», «Моя любимая игрушка». На уроках же возможен вариант, когда дети исследуют понятия. Так, на уроке обучения грамоте (тема: «Однозначные и многозначные слова») можно провести коллективное исследование. Дети разбиваются на группы, каждой группе дается задание: разделить слова на две группы ( учитель не говорит, по какому признаку) и нарисовать эти предметы. Прочитав слова, попытавшись объяснить значение каждого слова, появляются картинки с изображением предметов, и дети понимают, что есть слова с одним и несколькими значениями. Читающие дети могут найти эти слова в толковом словаре. Так происходит обучение исследованию. Обязательным моментом является представление своей работы – дети доказывают свое мнение перед классом. В результате работы можно сделать вывод: дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку при ответе – стали активнее и самостоятельнее, происходит формирование коммуникативной компетентности.
Во втором классе на уроках включаются поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Начинаем формировать умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать. Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Хорошим заданием может стать составление кроссвордов и сочинение загадок. На уроках по развитию речи знакомимся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод». В третьем и четвёртом классах исследовательская работа более расширена. Дети работают с научной дополнительной литературой, устную информацию преобразовывают в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях индивидуально, с помощью родителей. Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья и др.)». Но может быть иная, неправдоподобная, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...
Большое внимание уделяется развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос: - Что тебе интересно больше всего?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:
1.Актуализация проблемы (найти проблему и определить направление будущего исследования)
2.Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти)
3. Выбор темы исследования (выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует , помогут наводящие вопросы, методика «мозгового штурма»)
4. Выработка гипотезы (для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез – предположений по теме исследования)
5. Выявление и систематизация подходов к решению (определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия)
6. Определить последовательность проведения исследования (подумать самостоятельно, посмотреть книги о том, что исследуешь, познакомиться с телефильмами по теме своего исследования, спросить у взрослых, обратиться к компьютеру, понаблюдать, провести эксперимент)
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания)
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные правила и приёмы, изложить на бумаге главное и рассказать об этом )9. Подготовка отчёта (Дать определения основным понятиям, выделить из текста основные, классифицировать предметы, явления и события, выявить парадоксы, выстроить по порядку основные идеи, сделать выводы, прогнозировать возможные пути дальнейшего изучения,)10. Защита (защитить публично, ответить на вопрос «От чего зависит успех», представить газету, альбом, гербарий, журнал, книгу-раскладушку, коллаж, макет, реферат, серию иллюстраций, справочник)Правила, которых необходимо придерживаться в работе выдаются в виде памяток.
Участие в исследовательской деятельности – сложный труд не только для ученика и учителя, но и для родителя. Исследование подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию ребёнку. Родители должны всегда помнить, что они играют роль источника наравне с другими. Право свободного выбора источника предоставляется ребёнку. Учитель должен познакомить родителей, чьи дети занимаются исследовательской деятельностью, основными этапами работы, методами и способами организации исследования. Особая роль в организации исследовательской деятельности возложена на учителя. Учитель контролирует работу на определенном этапе и направляет мысли детей. Педагог помогает формулировать определения, осуществляет контроль над этапами работы. Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели.
Список литературы
1. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2
http://www.school2100.ru/upload/iblock/f59/f5990ece3b5d0bead98ff24f27a3e563.pdf
2. Каравей Т. Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. //
http://pedlib.ru/Books/7/0094/7_0094-1.shtml
3. Леонтович А. В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г - № 1
4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.