Формирование познавательного интереса обучающихся к изучению физики
Формирование познавательного интереса
учащихся к изучению физики
Современное социально-экономическое положение в России диктует необходимость воспитания конструктивно и творчески мыслящей личности, готовой к решению нестандартных проблем, к достаточно четкой оценке жизненных ситуаций, отстаиванию своих убеждений и их пересмотру в изменяющихся условиях. Одной из самых важных задач, стоящих перед школой, является создание такой системы условий для развития способностей, формирования знаний и умений, которая позволила бы школьнику проявить свою активность. В процессе обучения деятельность должна быть осознанной, целенаправленной и мотивированной.
В.В.Давыдовым, А.К.Марковой, Д.Б.Элькониным, А.Н.Леонтьевым и другими показано, что мотивация оказывает серьезное влияние на весь мыслительный процесс, отражается в понимании, оценке и принятии задачи; в определении конечных и промежуточных целей работы; в направленности мышления; в использовании прошлого опыта и скрытых свойств объектов. Мотивация включает волевые, когнитивные и эмоциональные составляющие. Эти выводы имеют большое значение для практики обучения: любой педагогический акт должен быть правильно мотивирован, а каждый метод и прием обучения должен нести в себе мощный «мотивационный заряд».
Для эффективного развития учеников важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», то есть предлагать такие учебные задачи, с которыми бы ученик справился и почувствовал себя победителем. При оценивании работ отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения, причем ученика нужно сравнивать не с другими, а с самим собой, но вчерашним.
В развитии полноценных мотивов учения теоретическую базу опыта составили достижения педагогической и психологической науки:
-концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Ж.Пиаже, П.Я.Занков и др.);
-положения личностно-ориентированной педагогики (В.П.Зинченко, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);
-деятельный подход к обучению (Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина и др.);
-проблемно-поисковый подход к обучению (М.И.Махмутов, А.М.Матюшин, В.Г.Разумовский и др.);
-положения психологии и педагогики о развитии мотивации (А.К.Маркова, Г.И.Щукина, О.С.Гребенюк, М.В.Матюхина и др.);
-теория дифференцированного обучения (И.Унт, Н.С.Пурышева и др.);
основные приемы мотивации, классифицируются на:
1) социальные (делятся на две группы);
2) познавательные.
Социальные приемы мотивации:
-комфортность среды определяется атмосферой в классе;
-установка лидеров в классе: получение знаний или же иные «ценности»;
-учет уникальности педагогики, способной создавать комфортность среды для учащихся даже в сложной объективной обстановке.
Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие неповторимые индивидуальные качества учителя способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы в классе:
-положительные переживания школьника, связанные с учением;
-тщательно продуманная система поощрений может пробудить у ученика способности, о которых он и не догадывался (20% школьников недооценивают себя);
-прием создания ситуации успеха имеет огромный педагогический эффект, так как воздействует на чувства человека;
-включение школьника в групповую работу;
-положительная информация о возможностях ученика;
-конкретизация целей и задач урока вносит ясность и повышает ответственность ученика.
Эти социальные мотивы оказывают влияние на формирование у ученика мотивации достижения, которая является стимулом личностного развития человека, дает ему определенную степень свободы. Он меньше боится неудач, более целеустремленен.
Итак, к наиболее значимым приемам социальной мотивации отнесены:
1. Установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
2. Включение ученика в коллективные формы работы.
3. Привлечение ученика к оценочной деятельности.
4. Умелое применение поощрения и порицания.
5. Создание для ученика «ситуации успеха».
6. Ориентировка ученика в учебном процессе.
7. Создание для ученика ситуации выбора (уровня трудности задания, вида деятельности и т.д.).
Познавательная мотивация призвана возбудить у учащихся интерес к изучаемому и его мыслительную активность целым рядом приемов:
-связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;
-показ недостаточности имеющихся знаний;
-создание проблемной ситуации;
-использование художественной и научно-популярной литературы;
-экскурсии в историю;
-использование сравнений;
-привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;
-познавательные игры, дискуссии и другие приемы.
Действия учителя направлены на использование средств, методов и форм обучения, направленных на создание в учебном процессе положительного эмоционального фона и формирование рефлексии, что приводит к появлению мотивации учения и обеспечивает целенаправленное развитие способностей учащихся.
Учебный процесс строится в соответствии со следующей совокупностью уроков:
1) урок изучения нового материала;
2) урок совершенствования знаний;
3) комбинированный урок;
4) урок обобщения и систематизации;
5) урок творческого поиска;
6) диагностико-коррекционный урок;
7) урок контроля (классификация по основной цели урока).
Концепция развивающего обучения предполагает то, что ребенок является полноценным субъектом деятельности, поэтому чрезвычайно важной проблемой является мотивация деятельности ребенка-субъекта. По способу ее решения технология развивающего обучения разделяется на группы, в основе которых лежит мотивация различных потребностей, способностей и других качеств личности:
а) технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
б) на потребности самосовершенствования;
в) на индивидуальный опыт личности;
г) на творческие потребности;
д) на социальные инстинкты.
Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Эта проблема решается путем формирования у учащихся потребности и способности к саморазвитию.
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2 - побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 - поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование. Организация учебной деятельности.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).
Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положительные эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащиеся начинали действовать.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.
Критерием правильности выбора методов обучения является:
Наличие познавательного интереса к изучению физики.
Интерес к творчеству.
Уровень обученности и качество знаний.
Изучение мотивов обучения дает возможность управлять познавательной активностью учащихся.
Создание психологического комфорта для эффективного общения учителя и ученика
При проектировании любого урока я всегда пытаюсь ответить на вопрос, как его построить, чтобы повысить качество обучения, снизить неуверенность и тревожность у учащихся, сформировать адекватную самооценку. В моем арсенале: демократический стиль общения, создание ситуаций эмоционального сопереживания, ситуаций, направленных на осмысление своих действий, проблемных ситуаций, изменение форм и способов деятельности на уроке. Любой структурный элемент урока должен быть эмоционально насыщен.
Начиная с организационного момента, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества должна проходить красной нитью через весь урок, тем более урок развивающего обучения. Так как успешное разрешение учебной проблемы основывается на определенной базе знаний, то актуализация творческого потенциала, где мы выясняем объем остаточных знаний учащихся, во многом определяет новый объект урока. Этот этап обеспечивает преемственность содержания материала. Правильно подобранные формы проверки знаний и умений формируют ситуацию успеха у учащихся и частично корректируют знания.
Это могут быть небольшие тестовые работы, проверяемые в классе (система сигнальных карточек), взаимоопрос, диктант, «домино» и т.д. Проверка в форме игры создает положительный настрой, эмоциональную окраску.
Следующий этап – проблематизация и подготовка к усвоению новых знаний происходит с помощью создания проблемной ситуации. Это может быть отрывок из сказки, мультфильма, эксперимент и т.д. Мы иногда используем письмо старшеклассников ученикам 7 класса для создания проблемной ситуации.
Например, к уроку «Инерция» приходит письмо с отрывком из рассказа:
«У меня есть друг Мишка. Он живет в городе. Однажды Мишка пригласил меня в гости, чему я был очень рад, ведь я совершу целое путешествие – прокачусь на автобусе, электричке и трамвае. И вот я на автобусной остановке. Все места были заняты, и я встал в проходе. Шофер завел мотор, и мы поехали, но что такое, я вдруг, без всякого моего желания побежал на заднюю площадку автобуса. В чем дело? Хорошо, что я стоял спиной к шоферу, а то мог бы упасть на спину».
Итак, поставлена проблема, которую ученики пытаются решить, используя свои знания и жизненный опыт. Необходимо терпение учителя, чтобы выслушать их ответы.
При этом принимаются любые фантастические гипотезы. В результате обсуждения мы приходим к выводу, что наших знаний недостаточно для решения этой проблемы. Исходя из этого, формулируем задачи урока, как путь решения возникшего противоречия. Тем самым, ненавязчиво, ученики переходят от простого любопытства (эпизодического интереса к эффектным внешним сторонам явления) к любознательности (интерес к накоплению информации, понятию сущности явления) и к устойчивому эмоционально-познавательному уровню развития эмоций (постоянный интерес к сущности явления, стремление разобраться в связях и закономерностях). Насыщенный эмоциональный фон сопереживания вызывают у учащихся отрывки из произведений физиков, философов. Так, например, при подходе к вопросу о строении молекул можно обратиться к книге Лукреция Кара, излагавшего взгляды Демокрита:
Ты узнаешь без труда, что приятно ласкают нам чувства
Те вещества, коих тельца первичные круглы и гладки.
Те вещества же, которые горьки и остры по вкусу,
Цепкие, тесно сомкнутые тельца в себе заключают.
Привлечение этого отрывка вносит оживление наивным представлением древнегреческого философа о связи строения молекул с ощущениями и создает условия для рассказа о действительном многообразии форм молекул и связях их строения со свойствами вещества.
На этапе изучения нового материала ведущим методом организации учебно-познавательной деятельности является эвристическая беседа. «Искусство спрашивать до такой степени является именно искусством управления деятельностью ученика, что твердые и жесткие правила здесь не могут быть установлены, так как это процесс творческой деятельности учителя»
Чаще применяется этот метод для учащихся 7–8 классов для поддержания интереса к проблеме исследования, а для 9 класса стимулирования мышления. Например, предлагаю проект эвристической беседы при введении понятия плотности.
Ход беседы
Обоснование деятельности учителя
Прогнозируемые ответы учеников
У вас на столах несколько тел: бруски из стали, алюминия, дерева, пластмассы, поролона.
Для формирования навыков мышления (интеллектуальных умений)
Что у них общего и чем отличаются?
Восприятие имеющихся знаний
Общее
1. форма
2. размеры
Отличие
1. цвет
2. вещество
«Подсказка»
В каком состоянии находятся вещества?
Сравнение
3. твердое тело
Чем отличается поролон от других веществ?
Сопоставление
3. пористый
Пористые, значит в заполняющем их веществе есть промежутки с воздухом. А в сплошных?
Размышление
Предлагается :
1) обосновать соображения;
2) предложить способ опытной проверки.
В поролоне мы видим промежут-ки не между молекулами, а между кусочками. Все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки.
4. молекулы
5. промежутки
Одинаковы ли молекулы разных веществ?
Активизация
ранее приобретенных знаний
4. молекулы
А промежутки между ними?
5. промежутки
Как молекулы «упакованы» в веществе?
«Подсказка»
Сравните массы
6. масса вещества
Сравните объемы
6. объемы
Активизация
причинно-следственных отношений
7. «упакованы»
Делаем вывод о введении новой величины, характеризующей более четко вещества.
Умозаключение
8. плотность
Из всех перечисленных свойств назовите самые важные для плотности.
Оценка и обоснование
Главные свойства – масса и объем
Назовите самые важные характеристики на уровне молекул
Анализ
Очень важны для сравнения плотности веществ:
1) массы молекул;
2) расположение молекул.
Для эффективности метода эвристической беседы необходимо опираться сначала на имеющуюся базу знаний (воспроизведение знаний), а затем вопросы требуют размышлений, построения умозаключений. Для постановки вопросов я использую вопросы, направляющие ход мышления (Приложение 2).
Такое построение урока должно развивать познавательные способности учащихся, формировать у них как конкретно-образное (анализ опытного факта), так и абстрактное (предсказание новых фактов) мышление.
Этап закрепления и подведения итога урока важен для формирования адекватной самооценки учащихся. Групповые, парные формы работы позволяют формировать учебную самостоятельность, развивать коммуникативные качества. Нельзя недооценивать этап закрепления знаний для развития мышления. С.Л.Рубинштейн указывает: «Процесс мышления – это, прежде всего, анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом, это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Закономерности этих процессов в их взаимоотношениях друг с другом суть основные внутренние закономерности мышления»[19, с.28].
Необходимо отметить, что при применении активных методов закрепления знаний создаются условия, при которых усвоение новых знаний и их закрепления сливаются в единый процесс. Это и обеспечивает прочность усвоения учебного материала.
Развивающее обучение на уроках физики
2.1. Как организуется учебный процесс развивающего типа?
Так как сущность процесса обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося: П У, то метод обучения есть тот путь, средство, способ, с помощью которого осуществляется эта деятельность.
Арсенал методов, приемов и форм обучения велик. Учитель должен выбрать правильно метод, соответствующий целям развивающего обучения. Существует алгоритм анализа выбираемого метода:
цель;
сущность;
деятельность преподавателя;
деятельность учащихся;
возможность применения;
достоинства;
недостатки и трудности принципиального характера.
Предпочтения отдаются эвристическим методам обучения, так как цель их – приобщить учащихся к решению проблем. Ведущая деятельность ученика в условиях применения этих методов носит поисковый характер.
Эвристические методы обучения
Частично-
Проблемное поисковые Исследовательские Самостоятельная
изложение методы методы поисковая
деятельность
учащихся
Эвристическая беседа
Проблемное изложение
Проблемное изложение материала занимает промежуточное положение между объяснительно-репродуктивными и развивающими методами. Учитель сам раскрывает логику развития, эволюцию какого-либо понятия, принципа, теории и привлекает внимание учащихся к тому, как шел процесс познания.
Увлекательный рассказ учителя вовлекает ученика в атмосферу поиска, делает их соучастниками открытий, активизирует их мышление.
Педагог и профессор А.П.Минаков писал об этом: «и когда, проследив за извилистым путем блуждания человеческой мысли, искавшей истину, они всем существом почувствуют необходимость, важность и увлекающую трудность таких поисков, когда они очаруются виртуозностью и силой мысли классиков науки, только тогда должно приступить к математическому оформлению идей».
Положительным моментом данного метода является то, что учащиеся втягиваются в диалектику процесса познания. Сочетание логики раскрытия процесса познания с рассказом об отдельных людях, их открытиях убеждает учащихся в огромной силе человеческого интеллекта.
В ситуации восприятия и интереса размышления об увлеченности и самоотдаче ученых, научной и гражданской чести способны оказать на сознание школьников более сильное воздействие, чем нравоучения. Данный метод можно применять на обеих ступенях обучения.
Анализ проблемного метода:
Цель
Развитие внимания, интереса, приобщение к процессу познания.
Сущность
Создание острой проблемной ситуации.
Деятельность учителя
Принятие и сопереживание историческим событиям, перевод информации в личностно-значимое качество.
Возможность применения
Практически всегда, особенно в старших классах.
Достоинства
«Включает» внимание, обостряет восприятие, мышление, интерес, приобщает к научной методологии.
Недостатки и трудности
Не экономичен во времени, не включает ученика в активный самостоятельный поиск, оставляет его пассивным соучастником процесса познания.
Достоинства метода столь велики, что его необходимо использовать в любом разделе учебного материала для приобщения учащихся к процессу познания.
Эвристическая беседа
Эвристическая беседа – это один из частично-поисковых методов. Анализируя данный метод, получаем:
Цель
Развитие восприятия, мышления, активности учащихся.
Сущность
Вопросно-ответная форма взаимодействия учителя и учащихся.
Деятельность учителя
Построение системы репродуктивных и проблемных вопросов и подбор подсказок к ним, управление ходом беседы.
Деятельность учащихся
Самостоятельный поиск новых знаний, обоснование своей позиции.
Возможность применения
При наличии базовых знаний и должной активности класса.
Достоинство
Поддержка внимания, восприятия, мышления, интереса учащихся.
Недостатки
Отрывочность приобретаемых знаний, невозможность учета индивидуальности мышления учащихся.
Главный недостаток данного метода – отрывочность знаний – менее опасен для среднего звена, так как объем новых знаний, как правило, невелик, а активизация внимания и мышления необходима для постепенного формирования исследовательских умений. В старших классах нет необходимости поддерживать внимание учащихся, так как мотивы обучения достаточно сильны. И поэтому система «вопрос – ответ» имеет больше недостатков, чем достоинств. Может быть нарушена логика изложения темы, так как решение проблемы требует более детального обсуждения. В подготовке эвристической беседы учитель продумывает не только опросы, но и возможные «подсказки», так как ученики могут испытывать затруднения или могут увести ход рассуждений в другую сторону. Искусство управления беседой состоит в том, чтобы сдерживать порывы самых активных учеников для того, чтобы слабые могли подумать.
Эвристическая беседа находится на схеме на левой границе частично-поисковых методов, другую границу которых определить весьма сложно. Небольшие исследования, проводимые учащимися под руководством учителя также являются частичным поиском.
Это методы, включающие:
выдвижение учащимися гипотез и предположений;
самостоятельное получение учащимися математических выкладок до получения результата и его физическую трактовку;
анализ частных случаев закономерностей;
наблюдение на опытах новых физических явлений и попытку их объяснить;
включение в лабораторные работы дополнительных заданий исследовательского характера;
проведение экспериментальных исследований;
проведение теоретических исследований;
проведение аналогий и сравнений;
проведение эксперимента в домашних условиях;
составление творческих задач и т.д.
Реализация на практике любого эвристического метода требует обязательного управления самостоятельной поисковой деятельностью учащихся:
в устной форме система вопросов;
письменная инструкция.
Обратной связью является реакция учащихся на создаваемые проблемные ситуации, их ответы на вопросы, их отчеты, сообщения, суждения.
Это необходимо для корректировки хода самостоятельного поиска учащихся, так как возможна бесполезная трата времени, путаница в знаниях, потеря интереса к проблеме.
Коррекция может быть в виде:
дополнительных вопросов;
подсказок, разъяснений;
подведения предварительных итогов.
Нельзя говорить:
Нужно говорить:
«Опять не получается»
«Давай подумаем, к чему это приведет»
«Не успеешь»
«Сравни-ка результат с »
«Не думаешь»
«Выдели основные положения»
Если учитель сумел включить ученика в поисковую деятельность, то это уже большой успех. Но более значимая цель – удержать мотивацию в повышенном состоянии. Это возможно при реализации учителем функции сопровождающего обучения. Сопровождать можно только то, что уже происходит. Поэтому учитель должен «подхватить» мотивированную деятельность ученика и стать непосредственным участником процесса взаимодействия.2.2 Условия эффективной организации работы учащихся на уроке развивающего типа
Для более эффективной организации учебного процесса должны быть созданы условия для развития и поддержания полноценных мотивов, а средством достижения этой цели является использование элементов развивающего обучения. Работая в выбранном направлении, у меня сложилась система преподавания, включающая такие моменты как:
1. Проектирование учебно-познавательной деятельности
Проектирование учебно-познавательной деятельности начинается с тематического планирования. Так как в системе развивающего обучения уроки по типу и структуре отличаются от традиционных, то разрешение проблемных ситуаций требует большего времени, поэтому необходимо изменить порядок изучения отдельных тем. Например, при изучении основ кинематики в 9 классе, я планирую так:
Название
Образовательная цель
Форма работы
Урок 1.
Основные
понятия
кинематики.
Изучить основные кинематические характеристики движения.
Самостоятельная работа с учебником (§ 1–5).
Составление листа контроля.
Заполнение ответов в листе контроля:
Механическое движение.
Кинематика.
Основная задача механики (ОЗМ).
Поступательное движение.
Материальная точка.
Тело отсчета.
Система координат.
Система отсчета.
Траектория.
Перемещение.
Пройденный путь.
Урок 2. Система отсчета.
Перемещение.
Закрепить основные знания по кинематическим характеристикам.
Научиться изображать системы отсчета на чертеже.
Решение качественных задач на отработку понятий (1 – 5 лист контроля).
Составление и работа с опорным конспектом.
Система отсчета
1. Тело отсчета.
Система отсчета 2. Система координат.
3. Часы.
«Трамвай»
«Муха на стекле»
Xо – начальная координата xo, yo – начальные координаты
X – конечная координата x, y – конечные координаты
S – перемещение S
· L S
· L
Sx = х - хо
Sx – проекция S на ОХ
L – путь
x = xo + Sx – решение О.З.М. x = xo + Sx
y = yo + Sy – решение О.З.М.
Уравнение движения
Уравнение координаты
Решение О.З.М.
Название
Образовательная цель
Форма работы
Урок 3.
Решение основной задачи механики.
Сформировать новые умения и навыки:
изображать S, его проекции Sx, Sy на чертеже;
определять Sx, Sy по координатам;
определять по уравнению движения искомые величины;
уметь отличать путь и перемещение.
Проверка опорных теоретических знаний по конспекту.
Решение задач на систему отсчета, S, Sx, Sy , х = хо+ Sx.
Урок 4. Промежуточный контроль.
Проверить умения:
формулировать четкие ответы на качественные задачи;
изображать различные системы отсчета;
изображать S, Sx, Sy ;
уметь пользоваться формулами;
уметь решать расчетные задачи.
Самостоятельная работа:
I уровень – написание опорного конспекта; задача №
II уровень – добавляем задачу №
III уровень – добавляем задачу №
Урок 5.
Тренинг.
Корректировка знаний, умений учащихся.
Анализ самостоятельной работы.
Индивидуальная работа по карточкам.
Таким образом я изменяю порядок изучения тем и по другим разделам. Это позволяет уйти от традиционного урока с его структурой. Постепенное понимание алгоритмизации изучения темы, начиная с 7 класса, позволяет учащимся к середине 8 класса самостоятельно прогнозировать этапы изучения довольно больших блоков.
Например, характеристики электрического тока. Ребята предлагают таблицу:
Сила тока
§ 37, 38
Напряжение
§ 39-41
Сопротивление
§ 43,45,47
План заполнения таблицы:
Определение величины.
Обозначение величины.
Определительная формула.
Единица измерения.
Прибор для измерения величины.
Схема включения прибора.
С этого момента учащиеся четко представляют логику изучения темы, это умение формирует в них чувство уверенности, успеха, желания доказать правильность своего восприятия познания мира. В этом и состоит цель проектирования учебно-познавательной деятельности, а именно научить ребят видеть основные элементы научного познания мира.
Серьезная работа в этом плане начинается в 7 классе по теме «Инерция. Взаимодействие тел. Масса». Данный блок мы отражаем не в конспекте, а в составлении плана-тезисов.
Форма деятельности: работа с текстами.
Цель: дать представление о логическом изложении материала и о взаимосвязи явлений.
План
Скорость тела меняется под действием на него других тел.
а) по величине: футбольный мяч – нога
пуля – пороховые газы
мяч – трение о землю
пуля – фанерная мишень
б) по направлению: ракетка – теннисный мяч
клюшка – шайба
молекула – молекула
молекула – стенки сосуда
2. Чем меньше действие других тел, тем дольше тело движется равномерно.
тележка – дорога (рис.41)
Г.Галилей
явление инерции (неподвижность, бездеятельность)
3. Что мешает инерции?
воздух – пуля
лед – шайба
дорога – автомобиль
4. Тела взаимодействуют друг с другом.
тележка – тележка
пуля – ружье
человек – лодка
лодка – лодка
а) скорости взаимодействующих тел различны. Это свойства тела называют инертностью.
б) масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.
Итак, «блочный» метод преподавания облегчает создание целостного представления у учащихся об изучаемом материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, используя методы развивающего обучения.
На первом уроке происходит ознакомление со всем блоком в целом. Это несколько логически связанных вопросов, рассчитанных на 5-6 уроков. Далее от занятия к занятию тема рассматривается в целом, но более углубленно.
Результат:
Материал воспринимается как единая картина изучаемого явления.
Хорошо понимаются, усваиваются и закрепляются входящие в блок вопросы.
Осознаются связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с различных точек зрения.
15