Статья Значение художественно-творческой деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка.

Значение художественно-творческой деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка.
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей у детей предшкольного и младшего школьного возраста занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (в области лепки), Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская (в выделении этапов формирования детского художественного творчества в области рисунка). Учёными был введён термин «художественно-творческие способности», исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы работы с детьми. Специально ни содержание, ни структура художественно- творческих способностей ими не определялись.
К педагогическим условиям, способствующим развитию художественного творчества детей, относится изменение стиля общения детей с педагогом и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели. Ребенок, активный субъект творческой деятельности, свободно общается с искусством, осваивает термины и понятия, связанные с ним, расширяет границы своей деятельности по собственному желанию и инициативе.
Широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, способствующая накоплению впечатлений, эмоций, опыта, последующее использование результатов детской художественной деятельности – необходимые условия формирования художественно-творческой деятельности.
Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать, то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь, создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Рассмотрим особенности влияния художественно-творческой деятельности на основные качества развития личности.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдение. Для того, чтобы нарисовать предмет, надо предварительно хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, расположение частей, цвет.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу воображению. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображений в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений и т.п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их знания о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движение рук. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного положения предметов окружающего мира. При организации восприятий предметов и явлений важно обратить внимание детей на изменчивость форм величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая и неспелая ягода, растения в различные времена года), разные и пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрнышки и т.п.); детали конструкций так же могут быть расположены по-разному.
Занимаясь художественно-творческой деятельностью-рисованием, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, мел и другие), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают так же опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствуют их умственному развитию.
На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, а так же при рассматривании иллюстраций, репродукции картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Воспитатель так же активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.
Непосредственное, чувственное, знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связано с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют, называют эти свойства, сравнивает предметы, т.е. производит умственные действия. Таким образом, художественно-творческая деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий художественно-творческой деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Групповые занятия изобразительной деятельностью содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.). В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнение общей работы, возникает стремление помочь друг другу. В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарища и результат порадовал всех. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
На занятиях рисованием детям предлагается создать рисунок, открытку празднику, приготовить пригласительные билеты, сделать из бумаги ко дню рождения товарища. Такая направленность занятий способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательности. В процессе выполнения рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были им вызваны. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку воспитателя. Похвала всегда радует (о том, что его работа отмечена воспитателем, рассказывает всем), отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицания следует очень осторожно: если все время хвалить ребенка у него может сформироваться завышенная самооценка, и наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Очень важно правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность учит детей преодолевать трудности, проявлять трудовые умения, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставленным им на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. На занятиях у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; малыши приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, ножниц, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, клея и другого, возможности и особенности работы с ними. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таким волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят к подготовке к занятию и уборке рабочих мест. Нередко вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это не верно. Старшие дети должны сами готовить себе рабочее место и важно приучать к этому их. Уже с младшего возраста необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда все приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.
Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для наглядных материалов и т.д. Старшие дети могут изготовить предметы для игр малышей: вырезать и наклеить домино, лото, сделать бумажных кукол с их нарядами. Такая общественно-направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создается благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, величина, цвет и т.д.) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета и т.д. На разных уровнях эстетического развития детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть её стройность, тонкость ветвей, их плавный изгиб. При этом снова возникает эстетическое чувство. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.
Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и другое. Для эстетического воспитания воспитание детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

15