Консультацмя для родителей на тему: Значение занятий апплиацией для всестороннего развития детей дошкольного возраста


Приложение 7
Консультация для родителей «Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников»
Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно- прикладного искусства.
Немного истории. Теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса.
Еще в детских садах дореволюционной России широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Такие занятия были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А. С. Симонович в 1887г. Со временем для организации занятий по аппликации в России использовались методические пособия, созданные русскими и зарубежными авторами. Среди них особый интерес представляет пособие К Цветкова «Первые работы для маленьких пальчиков»(в 4 книжках, 1907г, Ю. И. Фаусек «Бумажное царство»(1912г.). из переводных работ была популярна книга Гирке и Давидсон «Детская жизнь в трудах и забавах» (перевод с немецкого, 1913г.). В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету. Многие рекомендации предусматривали использование копировальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому аппликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических упражнений. Тем самым значение аппликации в художественном воспитании ребенка отодвигалось на задний план.
В 20-30-е гг. ХХ в. под влиянием теории «свободного воспитания», основанной на утверждении спонтанности процесса детской деятельности, в практике детских садов роль воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью детей, в том числе и аппликацией, сводится к минимуму.
Только в 1968г. было дано глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду».
Перестройка системы народного образования во многом касается и перестановки акцентов в решении задач дошкольного воспитания. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.
Занятия аппликацией способствуют формированию умственных, творческих способностей дошкольника, установлению его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. У детей совершенствуется глазомерная функция; развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направления (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать геометрические фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный- короткий, узкий- широкий, пополам, вдвое, вчетверо и т.  д.)
Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью.
На занятиях по аппликации у ребят воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием и необходимостью совместной деятельности. Дети получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Поэтому, уровень овладения умениями и навыками по аппликации позволяет определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.