Методические рекомендации для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста


ГКОУ ДД-Ш «Виктория»
"Методические рекомендации для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста"
Педагог доп.образования
ИкаеваАксана Валериевна
Тацинская 2015
Методические рекомендации для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста
Приступая к занятиям ритмикой с детьми младшего школьного возраста, важно дать им правильные первоначальные навыки, которые они будут совершенствовать и расширять. Прежде всего необходимо научить их внимательно слушать музыку.
Подбор музыкального материала
На первых этапах обучения следует подбирать такой музыкальный материал, который был бы понятен и интересен детям.
Чтобы научить детей правильно воспринимать содержание и характер музыки, следует останавливаться на таких музыкальных произведениях, которые рисуют яркий образ, близкий и понятный детям, легко поддающийся отражению в движении.
Работа с темпом
Разучивая любое движение, педагог обращает внимание на скорость музыкального движения, знакомит с названиями темпов. Для детей младшего возраста удобно движение в темпах: быстром (allegretto), умеренном (moderato), умеренно-быстром (allegromoderato).
Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения. Необходимо научиться воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Надо найти такой объём (размах, величину, амплитуду) движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно. Так, в быстром темпе удобнее делать лёгкие и мелкие движения, а в более медленном выполнять более крупные, широкие и плавные.
Другая задача – научиться сохранять устойчивость в темпе. Так, с прекращением звучания музыки необходимо продолжать движение в заданном темпе. Часто наблюдается тенденция к ускорению темпа движений, если они выполняются без музыкального сопровождения. Тренировка в выдерживании взятого темпа очень полезна, её рекомендуется проводить по-разному, например: музыка частично, потом возобновляется, чтобы сверить с ней темп действий.
Ещё одна задача – научиться переключаться из одного темпа в другой, изменять темп в соответствии в соответствии с изменением темпа музыки. Соответственно происходит изменение интенсивности двигательной энергии, она нарастает или ослабевает. Например, если музыка звучит в медленном темпе – шаги будут широкие, свободные. С ускорением музыки шаг делается энергичнее, чаще, короче, мускульное напряжение увеличивается и, наконец, следует переход на бег, требующий еще большей затраты энергии.
Ориентация в структуре музыкального произведения
Одной из важнейших задач ритмики является выработка умения ориентироваться в структуре музыкального произведения, воспринимать его форму, различать более крупные и мелкие подразделения.
При обозначении структуры музыкального произведения необходимо пользоваться терминологией, связанной с основными элементами музыкальной формы: часть, период, музыкальная фраза, мотив.
С самого начала занятий нужно, чтобы дети начинали движение вместе с музыкой. Желательно чтобы у музыкального произведения было вступление, если его нет, то дети начинают движение по команде педагога. Заканчивают движение также по указанию педагога, так как в этом возрасте они ещё плохо ощущают музыку. Когда же дети хорошо познакомятся с ней, они должны самостоятельно заканчивать своё движение вместе с концом музыкальной части или фразы.
Знакомя детей с понятием «музыкальная фраза», следует отбирать музыкальные примеры с простым и ясным построением фраз.
При составлении плана занятия педагогу следует руководствоваться теми примерами, которые по своей доступности подходят для определённого этапа обучения.
Построение занятия
В практике преподавания ритмикой встречается целый ряд ошибок. Иногда уделяется недостаточно серьёзное внимание подбору музыкального материала для занятий, порой исключается прослушивание и разбор музыки перед разучиванием ритмических упражнений, всё сводится к отработке техники движения. При этом упускаются задачи развития музыкально-ритмических навыков, воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, обедняется восприятие художественных образов. В отдельных случаях наблюдается чрезмерное увлечение хореографией, тренировочными упражнениями классической системы в ущерб ритмике.
Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка.
Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, ее темпом, ритмом, педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.
Наиболее доступные движения для начинающих танцоров: ходьба, бег, лёгкие прыжки и самые элементарные движения.
Ходьба
Сначала ходьбу можно проводить под музыку в свободном направлении. Затем детей следует строить друг за другом и приучать их ходить вдоль стен. Поможет им построиться длинный шнур, взявшись за который правой рукой дети привыкают ходить друг за другом. С первых занятий необходимо следить за осанкой детей, напоминать им о том, чтобы они не опускали голову, не шаркали ногами.
Ходьба с координацией движений рук и ног
Педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети при ходьбе следили за тем, чтобы дети при ходьбе держали корпус и голову прямо. Плечи должны быть отведены назад, руки свободно покачиваться в такт музыке и координироваться с движениями ног. Нельзя допускать, чтобы руки «болтались» перед корпусом: их следует попеременно отводить назад. При движении рук вперёд необходимо немного сгибать в локтях. Дыхание при ходьбе должно быть свободным, через нос, с закрытым ртом.
Ходьба приставным шагом
Педагог показывает детям ходьбу приставным шагом: сначала без музыкального сопровождения, затем – под музыку.
Ходьба с носка на пятку пружинящим шагом
Движение проводится после того, как дети хорошо усвоят движение «пружинки». Ходьбу пружинящим шагом необходимо чередовать с ходьбой под музыку любого марша.
Движение повторяется не более двух-трёх раз.
Пружинки
При приседании ступни ног должны быть плотно прижаты к полу, колени разводятся в стороны или прикреплены друг к другу.
Примерный план построения занятия ритмикой
Вводная часть. Организационный момент. Поклон. Движения с определённым ритмическим заданием.
Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков на основе восприятия музыки, выбранной педагогом. Это могут быть основные движения, упражнения для развития мышечной свободы рук, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, изучение позиций рук и ног.
Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами, разучивание или повторение ранее пройденного танца. Отдельные творческие задания.
Заключительная часть. Краткий анализ занятия.
Изучение танцевальных этюдов
На занятиях ритмикой определённое место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев.
Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер.
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся новым танцем, необходимо дать его общую характеристику, отметить особенности.
Большое значение придаётся слушанию и разбору музыки к танцу. Она должна быть яркой, эмоциональной, выразительной. В процессе разучивания танца нужно неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать обучающимся находить оттенки движения, отражающие характер музыки.
Для достижения эффективности обучения необходима серьёзная подготовительная работа. Надо предварительно проработать все танцевальные элементы, составляющие основу данного танца. Разучивать движения следует сначала в более медленном темпе, обращая внимание на отдельные технические трудности, исполнительские нюансы.
Первостепенную роль играет правильный, отчётливый выразительный показ движений педагогом. Это вызовет у учеников желание так же красиво и свободно танцевать. Полезны также показы обучающихся, грамотно и выразительно танцующих.
Разучив отдельные элементы, можно соединить их в небольшие танцевальные комбинации, а затем уж работать над фигурами танца, которые в дальнейшем войдут в единую танцевальную композицию. Если танец сразу разучивается целиком, а не поэтапно, воспитанники будут чувствовать себя неуверенно, часто ошибаться и всё это снизит интерес к танцу, процесс обучения удлинится, станет малоэффективным.
При разучивании танцевальных элементов обучающиеся могут стоять в любом расположении, при котором все будут хорошо видеть показ педагога. Если танцоры стоят напротив педагога, его показ должен быть зеркальным.
Отработанные танцы могут демонстрироваться в различных выступлениях перед публикой.
Занятие-импровизация
Занятие импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Обучающиеся получают задание, самостоятельно придуманными движениями изобразить какой-либо образ или действие.Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.
Разглядеть в каждом ребёнке его природные данные, подобрать к нему свой «ключик», чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений – вот к чему должен стремиться педагог на занятии ритмикой.