Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку Грамотей (разработана в соответствии с требованиямми ФГОС)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Грамотей»
5 класс, ФГОС
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Грамотей» разработана в соответствии с ФГОС НОО.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетентности школьников.
Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, воспитание чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, обогащение и совершенствование речи школьников, выработка навыков грамотного письма.
Задачи программы:
1.. Воспитание любви к великому русскому языку как основе гражданской идентичности.
2. Расширение, углубление и пропедевтика программного материала.
3..Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над совершенствованием своей речи.
5.Формирование ИКТ-компетентности школьников.
Через реализацию программы «Грамотей» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, в полной мере обеспечить отработку навыков правописания. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, практический подход (тренинги) для отработки навыков правописания. Реализация данной программы способствует успешности обучения школьников курсу «Русский язык».
Для успешного проведения занятий используются СОТ: работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ-технологии. Занятия проводятся аудиторно, 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Грамотей»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России;
внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Обучающийся получит возможность для формирования:
способность к решению моральных дилемм;
стремления к самоизменению через приобретение новых знаний и умений;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно выполнять упражнения по определённому образцу, составлять алгоритмы и схемы рассуждения;
составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
пользоваться различными источниками информации;
обобщать, т.е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
создавать и преобразовывать модели и схемы;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной литературой;
планировать и осуществлять деятельность по совершенствованию письменной речи;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе, выполняя взаимо- и самоконтроль.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
достаточно и точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию в письменной речи.
Строить и оформлять своё высказывание грамотно, безошибочно
ИКТ-компетентность как метапредметный результат
Обучающийся научится:
Работать в онлайн-пространстве при выполнении заданий «Электронной тетради»;
Составлять таблицы и схемы для успешного запоминания правильного написания слов;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Осознанно выбирать правильное написание слов;
Применять правила написания на практике;
Редактировать написанное;
Составлять упражнения и задания для одноклассников, выполняя роль учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
Грамотно писать слова
Безошибочно ориентироваться в системе знаков препинания, определяя верное условие для их постановки
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Диагностика осуществляется в следующих формах:
наблюдение в процессе проведения занятий, выполнения упражнений разной степени сложности;
выполнение онлайн-тестов в «Электронной тетради»;
системы контролирующих материалов (тесты тематические и итоговые)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ№/пСодержание занятия Кол-во часов примечания
1 Вводное занятие. Писать ли так, как слышится, или Что такое орфография 1 2-3 «Семь раз проверь…». Проверяемые гласные и согласные 2 4 «Словарь – наш друг». Непроверяемые написания слов 1 5 «Немые» помощники – Ъ и Ь 1 6 Правило о привередливых согласных – И,У,А после шипящих 1 7 Слитно – раздельно? Раздельное написание предлогов со словами 1 8 «Ноты» письма – знаки препинания 1 9-10 Дружные работники – однородные члены предложения 2 11 «Разрешите обратиться», или Обращение 1 12 Просто о сложном. Сложное предложение 1 13 Прямая речь 1 14 Правило об аксиоме: неизменяемые приставки 1 15-16 З или С? Давайте разберёмся. 2 17-18 Суффикс А диктует условия, или Правописание чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ.
Е-И в корнях глаголов 2 19 «Я не выРОС, я РАСТу». Учимся писать без ошибок. 1 20-21 Смотри на ударение! О-Е-Ё после шипящих в корнях и окончаниях слов 2 22 И и Ы после Ц 1 23-25 Учимся рассуждать, а не угадывать! Е-И в окончаниях слов (существительных и глаголов) 3 26 «Что в вопросе – то в ответе: правил легче нет на свете!». Окончания прилагательных 1 27 «НЕ здоровается, потому что НЕздоровится?» О вежливости и глаголах 1 28 Спроси меня, или Когда писать ТСЯ-ТЬСЯ? 1 29-30 О дружбе Ь и Шипящих: вместе или врозь? Правописание Ь после шипящих на конце слов 2 31-32 «Повторенье – мать ученья» 2 33 Конкурс юного Грамотея1 34 Подведение итогов. Заключительное занятие 1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предполагает следующие формы проведения занятий:
беседа, рассказ, проблемный диалог, дискуссия, обсуждение; практические занятия с элементами игр и игровых элементов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, работа с использованием компьютерных программ WordPad, Paint, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word.
Для работы по программе необходимо следующее материально техническое оснащение:
- медиасредства;
- дидактические и раздаточные материалы;
- литература по темам программы;
- карточки с играми и заданиями;
- словари: орфографический, толковый, архаизмов, неологизмов, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологический, орфоэпический, грамматический, русских пословиц.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1988.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Канакина В. П. Работа над трудными словами. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1998.