Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье
« Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье».
Доклад педагога- психолога МБОУ СОШ №15 Т.С. Турахановой на педагогических чтениях .
« Самая большая роскошь- это роскошь общения»
А.С. Экзюпери.
Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я». От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
Выделяют 4 стиля воспитания в семье и отвечающие им 4 типа способов общения, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
1.Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.
2.Гиперопека в семье- это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие-гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.
3. Тактика « невмешательства» -система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей .
4.Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.[16] Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов «автократический», «диктат», «доминирование») все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль -сотрудничество родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
А.Я. Варга и В.В. Столин отмечают, что важно учитывать прежде всего материнский стиль общения с детьми в семье. Под влиянием материнского отношения к детям у последних развиваются определенные черты личности. Авторы, изучая материнское отношение к детям, выделили пять типов разнообразных чувств, которые демонстрируются по отношению к ребенку:
1. «Принятие – отвержение». Этот тип отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
Принятие – матери нравится ребенок таким, какой он есть. Она уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Отвержение – мать воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ей кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. И ребенок впоследствии может демонстрировать такое поведение.
2. «Кооперация» - социально-желательный образ материнских отношений. Мать заинтересована в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему; высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него; поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком, мать стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: мать ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни; она постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ей маленьким и беззащитным.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В материнском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Мать требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины; она старается навязать во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом мать хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка матерью. В материнском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Мать видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся матери детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Таким образом мать проецирует эти качества на своего ребенка.
В процессе воспитания ребенка главной целью должно являться формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге всего общества. Поэтому так важно учителю и психологу проводить работу по формированию общего воспитательного «поля» вокруг ребенка , обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) действий взрослых (учителей, родителей ,психологов).Именно согласованность является важнейшим условием эффективной работы по преодолению недостатков семейного воспитания. Причин несогласованности действий родителей и педагогов несколько.
Прежде всего нужно отметить недостаток или полное отсутствие у родителей знаний о закономерностях развития детей, о трудностях, которые могут возникнуть по мере их роста и взросления. Кроме того, быстрая смена социально-экономических условий в стране приводит к тому, что подход некоторых родителей в воспитании «воспитываю так, как меня воспитывали мои родители» становится абсолютно неэффективным. В особенности это касается людей с высоким статусом и уровнем дохода, у которых отсутствует опыт воспитания детей в новых обстоятельствах.
Необходимо отметить, что во взаимодействии с ребенком у родителей могут актуализироваться собственные проблемные зоны, например, восприятие школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности. и, наконец, для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают сына или дочь только в семье, а ведь в школе он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям столь важно принять участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Это не менее необходимо и для педагогов школы. Психологам, например, часто недостает сведений о том, как ребенок себя проявляет вне школы. Знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать ему более эффективную поддержку.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи работы с родителями:
Согласование ценностных основ воспитания. то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят привить ребенку взрослые;
Согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
Согласование поведенческих воздействий в отношении детей, >о есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение, кому и как воздействовать на ребенка в школе и дома, чтобы
· добиться желаемых перемен.
Такая обоюдная работа по формированию единых ценностей, идеального образа ребенка и воспитательных воздействий особенно необходима в современной России, где представлены культуры различных этносов и социальных групп, что может стать причиной возможных рассогласований в вопросах воспитания ребенка.
Однако, говоря о взаимодействии родителей и психолога, следует признать, что активной стороной здесь является именно психолог. Он организует работу с родителями и предлагает им для освоения свое информационное «поле», в котором выделены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии. представляющие интерес и ценность для семьи.
Работа с родителями будет эффективной, если она строится с опорой на следующие принципы:
1. Обеспечение эмоциональной безопасности родителей («Если родитель
отказывается от взаимодействия с психологом, значит, у него на это есть причины»)
Деятельность психолога как область, родителям неизвестная, может вызывать у них страх неопределенности, новизны. А, как известно, перемены у современных россиян не всегда вызывают позитивные чувства. Поэтому вначале работа должна быть организована через знакомые, понятные формы.
2. Открытость, или конгруэнтность, психолога и умение избегать негативного переноса на родителей («Если родитель испытывает в отношении психолога негативные чувства, это не означает, что работа с ним бесперспективна»)
Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства„поэтому может быть открытым в отношениях с родителями. А возникающие обиду. раздражение. злость, страх умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он дает родителям право скептически относиться к своим советам, возможность иметь и проявлять самые разные эмоции.
3. Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами («Если родитель не приходит на встречу к психологу. это означает, что его неправильно позвали»)
Как уже говорилось, большинство людей ничего не знают о роли психолога и его возможностях. Поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг специалист увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости. И в том, и в другом случаях появляется стремление избежать общения. Мотивирование необходимо еще и потому, что взаимодействие с психологом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому мотивация к взаимодействию должна быть сильнее их собственного сопротивления совместной работе.
Немаловажным обстоятельством в работе с родителями является то, насколько практический психолог смог четко определить подготовленность родительской аудитории к восприятию психологических знаний. Одним из путей, позволяющих донести без потерь информацию до адресата это дифференцированный подход к родительской аудитории. Не все родители подготовлены к психолого-педагогическому всеобучу в равной степени. Одним из них необходима лишь направляющая помощь, другие нуждаются в систематическом обучении, а есть и те, чей опыт родительской педагогики может служить примером для остальных, то есть обладающие педагогическим потенциалом.
Под педагогическим потенциалом понимается своеобразная психолого-педагогическая основа воспитания и общего психического развития индивида в семье, складывающегося на базе типа воспитания ребенка и типа эмоционального контакта, как адекватного, регулирующего деятельность ребенка сопереживания, поступающего извне (от другого лица) и несущего те или иные оценки мотивов, поступков и действий ребенка.
На основе этой характеристики можно выделить три типасемьи: педагогически активную, педагогически пассивную и педагогически негативную.
Педагогически активная семья реализует один (или сочетание) из типов воспитания: правильный с точки зрения педагогики, эгоцентрический, гиперсоциальный (или более распространенный термин "гиперсоциализация"). При работе с этим типом семьи необходима объективная информация родителям о состоянии нравственной воспитанности школьников и успешности их учебной деятельности. Для части семей. где преобладают эгоцентрический тип воспитания и гиперсоциализация, необходима работа по формированию у родителей адекватной оценки уровня воспитанности и общего психического развития их ребенка, реальных перспектив развития его личности и социальной адаптации в дальнейшем. Основное направление в работе с такими семьями-психолого-педагогическое просвещение педагогически активных семей средствами пропаганды этических, психолого-педагогических и санитарно-гигиенических знаний, взаимообмен опытом семейного воспитания.
Педагогически пассивная семья, как правило, реализует в своей "семейной педагогике" не реализует в полной мере потенциальных педагогических возможностей. В таком типе семей реализуется сочетание или один из типов семейного воспитания;
авторитарный, либеральный или дезорганизовано -конфликтный. Педагогически пассивная семья объект более пристального внимания школы. Вне планомерной работы с семьей воспитание, реализуемое такими семьями, способно привести к нравственной деформации личности школьника. Эффект в работе достигается через повышение психолого-педагогической культуры родителей средствами психологического просвещения. Кроме этого необходим учет рациональных зерен воспитания в таком типе семей, внедрение в них опыта семейного воспитания педагогически активных семей.
Педагогически негативная семья Данный тип семьи не имеет возможностей для полноценного развития и воспитания детей, поскольку родители и взрослые представители семьи не имеют бытовых педагогических способностей, отличаются недостаточным потенциалом общего развития и низким уровнем социальной адаптации. В этом типе семей реализуются типы воспитания (или их сочетание): авторитарный, дезорганизованно -конфликтный. обедняющий, непринятие. Для повышения эффективности реализации своих социальных функций педагогически негативная семья нуждается в большем и более адресном объеме работы. Здесь более целесообразным является индивидуальное психологическое просвещение в сочетании с другими мероприятиями педагогической и социально-педагогической помощи.
С первой и второй категорией семей наиболее адекватны активные групповые методы работы. В этом случае возможен обмен опытом между педагогически грамотными родителями и передача его семьям, имеющим проблемы в воспитании детей.
В работе с разными категориями семей ( педагогически активными ,пассивными и негативными) а так же с семьями, применяющими различные способы общения , нами было отмечено наличие проблемы общения между детьми и родителями- это компьютер. Многие родители высказывали мнение, что компьютер заменил их детям друзей ,что они предпочитают общаться в Контакте нежели с родителями . Было решено опытным путем проверить так ли это. С целью выяснения влияния компьютера на общение ребенка в семье было проведено небольшое исследование , в котором приняли участие ученики 5 –х, 7-х,8-х классов МБОУ СОШ № 15 и МБОУ СОШ №169. Общее количество опрошенных -171 учащийся.Им было предложено ответить на вопросы ,касающиеся их пользования компьютером.
Ответы ребят были достаточно искренними.(Приложение № 1,2)
Результаты анкеты показали, что компьютер прочно вошел в семьи учащихся. Подростки значительное количество времени проводят за компьютером. Но , несмотря на их желание общаться в Контакте со своими одноклассниками , большинство предпочитают встречаться со своими друзьями в компании и общаться « живьем» , а не через компьютер. Это исследование развенчивает миф о том, что наши дети не хотят общаться. Нужно только помочь правильно организовать их общение.
К сожалению , многие педагоги и психологи отмечают нарушение такого общения между детьми и родителями.
Психологи считают, что самое важное в современных нелегких условиях воспитания детей –это поддерживать с ними эмоциональный контакт. Что это такое?
В общении с подростками, как младшими, так и старшими есть важные правила, которые становятся простыми , если входят в привычку. Они помогают родителям:
Знать о своем ребенке все , не следя за ним специально
Отпускать его в компанию ,не допрашивая его о тех ,кто с ним будет
Замечать, что с ребенком не все в порядке раньше, чем он пожаловался.
Вот эти правила:
1.Разговаривайте друг с другом.
У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Если общения не происходит, нарастает непонимание, и дети отделяются от родителей. У них остается возможность найти отклик у кого- то другого, кто способен повлиять на них. Обычно это дворовые компании.
Выслушивайте подростка
Способность слушать – ключ к нормальному общению, это не просто. Если человек умеет слушать, то ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
Рассказывайте им о себе
Подросткам часто трудно представить, что их родители были молодыми. Не бойтесь говорить им о своем детстве, молодости, о тех ошибках, которые сами когда- то совершали. Если вы можете поделиться с ребенком своими удачами и неудачами, он увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым он может поделиться своими проблемами. Приучите себя и своего ребенка, что проблемы можно обсуждать.
Умейте ставить себя на их место
Подростку часто кажется, что с его проблемами никто раньше не сталкивался. Хорошо, если у вашего ребенка не будет сомнений, в том, что вы его понимаете. Посмотрите на мир его глазами. Это поможет разделить его чувства.
Будьте рядом
Конечно быть рядом всегда не получится, но важно, чтобы ребенок знал, что дверь к вашему сердцу открыта, и у него есть возможность поговорить или просто быть с вами.
Будьте тверды и последовательны
Твердость – не значит агрессия. Это значит, что ребенку известны ваши взгляды на жизнь и ваше желание, чтобы их уважали. Не меняйте свои позиции под влиянием ситуации, не выставляйте детям условия, которые не можете реализовать. Хорошо, если в семье есть правила и традиции, которые выполняются всеми и лишь немного меняются с возрастом ребенка. Например, возвращение домой не позднее 9 часов вечера. Обязательно звонить, если задерживаешься. Вместе отмечать дни рождения и семейные праздники.
Старайтесь больше времени проводить вместе
Важно не просто быть вместе с ними, но планировать общие интересные дела ,походы, посещение музеев, театров, спортивных соревнований. Развивайте круг интересов ребенка, что бы дать им альтернативу, если вдруг им предстоит выбрать вариант алкоголя, табака или наркотиков. Чем старше становятся дети, тем труднее создавать традиции общения и совместного проведения досуга.
Дружите с его друзьями
Убедитесь в том, что вы знаете с кем дружит ваш подросток. Общайтесь с его друзьями. Пусть они приходят к вам в дом или вам должно быть известно место, где они собираются.
Помните, что каждый подросток особенный
У каждого человека есть сильные и слабые стороны, у каждого ребенка есть способности, даже если кажется, что это не так, помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается. Чем больше занят полезным делом ребенок, тем меньше у него времени на анти социальные занятия.
Показывайте личный пример.
Очень трудное правило, хочется полежать на диване, заняться, чем- то своим, отдельно от ребенка. Не забывайте, что дети видят вас и ваши поступки, которые копируют.. Никакие беседы о вреде алкоголя и курения не подействуют, если вы сами курите или ребенок видел вас неоднократно в нетрезвом состоянии. Найдите время, что бы сделать что- то полезное для дома своими руками вместе с вашим ребенком. Дайте ему почувствовать радость созидательного труда, которую испытываете сами.
Хочется закончить словами Амонашвили Ш. Л.: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.»
Приложение№1
Результаты анкеты: «Ты и компьютер»
Общее количество опрошенных: 171 учащийся МБОУ СОШ №15,МБОУ СОШ №169
1.Сколько времени ты проводишь за компьютером:
5-е классы (66ч)
7-е классы (55ч)
8-е классы (50 ч)
1 час
52-78%
1731%-
12- 24%
2-3 часа
10-15%
29- 53%
27 – 54%
4 и >
4 -7%
9 – 16%
11- 22%
13 EMBED Excel.Chart.8 1415
2.В компьютере ты выбираешь информацию:
5-е классы
7-е классы
8-е классы
Для учебы
35 -53%
23 -42%
21- 42%
Общаюсь с друзьями
24- 36%
27- 49%
20- 49%
Смотрю к/ф
11 -17%
10- 18%
5- 10%
Качаю и играю в игры
6 -9%
12- 22%
9 – 18%
13 EMBED Excel.Chart.8 14153.Как 3.Часто ли ты общаешься в Контакте:
5-е классы(66уч.)
7-е классы(55уч)
8-е классы(50уч.)
Вообще не общаюсь
11- 16%%
8 – 15%
8 – 16%
2-3 раза в неделю
36- 54%
24 – 43%
11 -22%
1-3 часа в день
15 – 24%
13 – 24%
19 – 38%
>4-5 часов в день до поздней ночи
4 – 6%
10 – 18%
12 – 24%
13 EMBED Excel.Chart.8 1415
4.Общаясь в Контакте, я получаю информацию:
5-е классы
7-е классы
8-е классы
Новости от друзей
36 – 55%
30 – 54%
29 – 54%
Узнаю домашние задания
26- 39%
21 -38%
16 – 36%
Общаюсь с учителем
4 - 6%
0
0
Другое
0
2 – 3%
5 – 10%
13 EMBED Excel.Chart.8 1415
5.Что бы ты предпочел:
5-е классы
7-е классы
8-е классы
Общение в Контакте
4- 6%
5 – 9%
5 – 10%
Встретиться в компании, погулять, поболтать, поиграть в игры
62 -94%
50 – 91%
45 -90%
13 EMBED Excel.Chart.8 1415
Вывод: В результате опроса учащихся двух школ ( МБОУ СОШ №15 и МБОУ СОШ
№169) оказалось, что подростки значительное количество времени проводят за компьютером. Но , несмотря на их желание общаться в Контакте со своими одноклассниками , большинство предпочитают встречаться со своими друзьями в компании и общаться « живьем» , а не через компьютер. Это исследование развенчивает миф о том, что наши дети не хотят общаться. Нужно только помочь правильно организовать их общение.
К сожалению , многие педагоги отмечают нарушение такого общения между детьми и
родителями. Психологи считают, что самое важное в современных нелегких условиях воспитания детей –это поддерживать с ними эмоциональный контакт.
Педагог-психолог: /Т.С. Тураханова/
Приложение №2
Анкета:
1.Сколько времени ты проводишь за компьютером?
а.) 1час в день
б) 2-3 часа в день.
в) 15 мин. в день.
2).В компьютере ты берешь информацию:
Для учебы
Читаю книги
Общаюсь с друзьями
Смотрю фильмы
Играю в игры и качаю игры
Смотрю запрещенные сайты
3.)Как часто ты общаешься в контакте:
Вообще не общаюсь
Два-три раза в неделю
Каждый день 1-3 часа
Больше 4 часов ,до поздней ночи
4.)Общаясь в контакте я получаю информацию:
Новости от друзей
Узнаю домашнее задание
Общаюсь с учителем
Другое
5.)Что бы ты предпочел:
Общение в контакте с друзьями
Встретиться с друзьями на улице, пойти погулять с ними, поболтать, вместе поиграть в спортивные игры.
Диаграмма 1Root Entry