Воспитание гражданско-патриотических качеств учащихся во внеучебной деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
«Воспитание гражданско-патриотических качеств учащихся во внеучебной деятельности»
Автор: Калиберная Викторина Васильевна
классный руководитель 9 а класса
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района
Белгородской области»
Вейделевка, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте ..3
2. Технология опыта...5
3. Результаты опыта10
Литература ..11
1. Описание опыта.
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
«Иду к детям!» Из года в год миллионы учителей произносят эту фразу. С чем? Для чего и, главное, для кого? Чего учитель ожидает от них? Как сделать общение источником радостного и вдохновенного труда учащихся, школой по формированию идей гражданственности, патриотизма, гуманизма?
Поиск ответа на эти вопросы заставил меня обратиться к изучению теории по формированию патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность МОУ «Вейделевская СОШ», являясь неотъемлемой частью программы «Славным традициям дедов будем верны». Он отражает педагогическую деятельность автора в качестве классного руководителя, а также преподавателя предмета история и обществознание (стаж работы 13 лет).
Условия возникновения, становления опыта.
В школе созданы все условия для формирования нравственных качеств личности, таких как чувство истинного патриотизма, формирование в молодом человеке гражданско-активностных, социально-значимых качеств.
Меня заинтересовала проблема повышения гражданской активности и тесно связанная с ней категория патриотизма. Основными показателями патриотизма является любовь к Отечеству, к людям; преданность Отечеству, людям, готовность служить Отечеству.
Для изучения исходного состояния сформированности патриотизма была использована методика доктора педагогических наук Н.Е. Щуровой «Размышление о жизненном опыте».
Результат диагностики показал, независимо от предметных приоритетов учащиеся показывали следующее распределение по уровням сформированности у них гражданско-патриотических качеств.
Любовь к Отечеству, к людям: высокий – 14%, средний -26% ,низкий -60% .
Преданность Отечеству, людям: высокий -13% , средний -20% ,низкий -57% .
Готовность служить Отечеству: высокий -9% , средний -30% ,низкий -61% .
В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности гражданско-патриотической позиции учащихся определялась необходимость активизации их патриотического воспитания.
Идея патриотизма во все времена занимает особое место в духовной жизни обществ. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является отправной точкой для его становления и формирования. В настоящее время все больше начинают говорить о патриотизме, о патриотических чувствах россиян. Любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Не случайно сегодня в искусстве, в театре, кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням.
Однако, вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий по совершенствованию гражданско-патриотических качеств учащихся путем интеграции учебной и внеучебной деятельности, что позволяет сформировать в подростках патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу в рамках уроков истории и внеклассных занятий.
Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня гражданско-патриотического воспитания личности и недостаточными возможностями традиционного подхода к воспитанию была разделена на несколько этапов:
1 этап – констатирующий – февраль 2006 - май 2006гг.
2 этап – формулирующий – сентябрь 2006-сентябрь 2009гг.
3 этап – контрольный – сентябрь 2009- январь 2011гг.
Работа по данной теме охватывает период с февраля 2006 года по январь 2011года.
Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у учащихся. На формулирующем этапе была проведена апробация в условиях образовательного учреждения. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств личности на уроках и внеурочной деятельности.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты [19]. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович [14], Т.А. Касимова [9], Н.К. Беспятова [3], Буторина Т.С. [4], Т.А.Орешкина [6] и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Новизна моего опыта состоит в создании системы методов и приемов, нацеленных на формирование гражданско-патриотических качеств учащихся. В комбинировании элементов следующих технологий: технологии проектного обучения, технологии обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления.
2.Технология опыта.
В настоящее время в школе сложилась система патриотического воспитания учащихся. Личность гражданина-патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявление любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны.
Цели гражданско-патрииотического воспитания:
повышение эффективности существующей в школе системы патриотического воспитании школьников;
формирование личности гражданина - патриота Родины на героической тематике, на боевых традициях Русской и Советской Армии, на традициях славном военно-историческом прошлом России; воспитание на примерах мужества и героизма защитников Отечества; Тема опыта охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становятся возможным через решение следующих задач:
Задачи:
отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края
углублять знания об историческом наследии своей семьи.
Направления работы учителя по формированию устойчивой гражданско-патриотической позиции учащихся:
Связь поколений.
Растим патриота и гражданина России.
Мой край родной.
Я и семья.
Направления работы с учащимися: Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы. Подготовка художественно-документальных программ на основе документов истории школы. Исследовательская деятельность. Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися школы. Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, вручение паспортов, КТД. Дней воинской славы России. Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по Городам-Героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ. Оказание методической помощи школам района в совершенствовании форм работы школьных музеев по патриотическому воспитанию. Издательская деятельность.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его. Важной стороной содержательной зрелости организации гражданско-патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:
№
п/п
Группа методов
Методы
Свойства методов
I.
Методы
формирования
сознания
личности
Убеждение, внушение, беседы, лекции,
дискуссии,
метод примера
Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II.
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения
Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов
Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III.
Методы стимулирования деятельности и поведения
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха
Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
В процессе работы в данном направлении было установлено, что реализация модели гражданско-патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических требований:
ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников и учителей;
обеспечение взаимосвязи воспитания школьников, совершенствование сотрудничества родителей, тренеров, школьников, педагогов и администрации, развитие их творческих способностей;
формирование готовности, стремления и умения школьников реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях;
обеспечение единства управленческого формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса гражданского воспитания школьников, что требует осуществлять диагностику школьников, результаты которой служат основанием для разработки вариантов гражданско-патриотического воспитания каждого школьника.
Формирование гражданско-патриотических качеств воспитанников историко-краеведческого кружка «Вейделевская старина»
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника. Меня, как историка волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина и патриота должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Движение «Отечество» было введено в 2001г. как самостоятельный региональный конкурс юных краеведов. Оно позволяет учащимся изучать историю края, социально–экономическое развитие, жизнь «малой родины» в разные периоды истории, знакомит с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Цель движения - показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, формирует навыки исследования. Воспитывает уважение к его прошлому и настоящему.
Для учащихся 7-11 классов организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории поселка, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и районного краеведческого музея, собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Пламя», краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «1943- в жизни нашего района», «Партизаны села Кубраки», «Гимн русской печки», «Семья Костенко», «История храма Покрова в поселке Вейделевка», «Учителя Вейделевской средней школы военной поры» все работы были направлены на районный конкурс исследовательских работ по краеведению. Работы принимали участие в областных конкурсах. Исследовательская работа «Партизаны села Кубраки», «Семья Костенко», «История храма Покрова в поселке Вейделевка» была отправлена на всероссийский конкурс. Исследовательская работа «Партизаны села Кубраки» вошла в десятку лучших работ.
В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Формирование активной гражданской позиции через вовлечение учащихся в работу Клуба будущих избирателей.
Вовлечение учащихся в движение волонтеров, как средство формирования патриотического воспитания
Важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения является молодежной политики страны, связи, с чем Правительство РФ утвердило проект «Вовлечение молодежи в социальную политику». В рамках этого проекта на базе 7-10 классов была создана волонтерская организация (приложение №1). Деятельность организации носит добровольный характер. Ее участники ведут активную работу в форме социального служения, осуществляемая по своему волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местах, способствующая личностному росту граждан. На начальном этапе своей деятельности в этом направления уделила большое внимание гуманистической мотивации добровольчества, которая является не самой распространенной в молодежной среде. Таким образом, мной были разработаны принципы мотивации молодых граждан к участию в волонтерской деятельности и возможные направления работы.
Современная молодежь теряет интерес к социальному служению, таким образом, волонтерское движение поднимет статус молодежи в обществе, привлечёт к общественной деятельности и сформирует их патриотическую и гражданскую позицию. С октября 2009 года на базе МОУ «Вейделевская СОШ» действует волонтерское движение. Сроки работы очень маленькие, но результаты есть. Волонтеры активно принимали участие в восстановлении и уходе за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Проявили себя и в социальном патронаже пожилых людей участников Великой Отечественной войны. Волонтерами МОУ «Вейделевская СОШ» разработаны направления волонтерского движения, права и обязанности волонтеров.
3. Результаты опыта.
В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве классного руководителя и преподавателя истории и обществознания по теме «Воспитание гражданско-патриотических качеств учащихся путём интеграции учебной и внеучебной деятельности»
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.
Одним из критериев результативности опыта является диагностика оценка мотивации к творческой деятельности, творческой активности учащихся основанной на методике Т.И. Шамовой и Е. Торренса. Результативность опыта отслеживалась на всех этапах работы посредствам констатирующей, текущей и итоговой диагностики.
Результат диагностики показал, что независимо от предметных приоритетов учащиеся показывали следующее распределение по уровням сформированности у них гражданско-патриотических качеств.
Любовь к Отечеству, к людям: высокий – 84%, средний -16% ,низкий -0% .
Преданность Отечеству, людям: высокий -73% , средний -20% ,низкий -7% .
Готовность служить Отечеству: высокий -89% , средний -0% ,низкий -1% .
Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников историко-краеведческого кружка «Вейделевская старина», а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность. Показана работа волонтерского движения, которое предоставляет возможности для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Результаты работы определяются факторами и условиями. При осуществлении планирования гражданско-патриотического воспитания в МОУ «Вейделевская СОШ» учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:
наличие четких целей и нормативных требований;
аргументированность гражданско-патриотического воспитания школьников;
планирование воспитательно-образовательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников с учётом результатов диагностики;
учет личностных особенностей учителей и учащихся.
Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:
методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся;
соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;
применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности;
разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;
применение новых подходов к подготовке учителя;
взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
Литература
1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380
6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.