внеурочная деятельность, программа, кружок «Танцевальный»
Художественно-эстетическое направление
Кружок «Танцевальный»
Пояснительная записка
Кружок «Танцевальный» является одной из дисциплин цикла «Эстетическое развитие», введенных в образовательные учреждения.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Музыкально–ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.
Танец – это искусство, развивать артистические способности, поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей.
Цели:
-Активация творческой деятельности, развитие артистизма, пропаганда национальной культуры и чувство патриотизма.
-Развитие координации движений, внимания;
-Развитие творческих способностей детей, умение воплощать музыкально-двигательный образ.
Задачи:
1). Развитие музыкальности:
-развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержания;
-развитие музыкального слуха, чувства ритма;
-развитие музыкального кругозора;
-развитие музыкальной памяти.
2). Развитие двигательных качеств и умений:
-развитие ловкости, координации движений;
-развитие гибкости и пластичности;
-воспитание выносливости, развитие силы;
-формирование правильной осанки, красивой походки;
-развитие умение ориентироваться в пространстве;
-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3).Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
-развитие творческого воображения и фантазии;
-развитие способности импровизации.
4).Развитие и тренировка психических процессов:
-развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
-тренировка подвижности нервных процессов;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;
5).Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
-воспитание умение сопереживать другим людям и животным;
-формирования чувство такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
В процессе занятий дети изучают основные элементы музыкальной грамоты и передачу их в движениях пластике тела, рук, ног и головы; учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с комплексом движений на развитие групп мышц и подвижность суставов.
В ансамбле дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются ассоциативная память, внимание, творческие способности, осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. У детей развивается творческая инициатива, воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движения.
Требование к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка , обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию , была удобной для двигательных упражнений.
Музыка должна быть:
-время звучания (1,5минут средних до 3-4 минут для старших) т.е. небольшой по объему;
- умеренно по темпу;
-2-х или 3-х частной формы (контрастная по звучанию, ясной фразировкой);
-музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должен быть понятен детям.
В ансамбле сопровождают подлинные народные мелодии, популярные песни для детей и воспитанию интереса к музыкальному искусству, выявление индивидуальных предпочтений к музыке, что позволяет формировать художественный вкус.
Требования к подбору движений
Движения должны быть соответствовать музыкальному материалу,
-доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности пластичности );
-понятными по содержанию игрового образа ( например, для средних групп мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов ; для старших групп – герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).
-разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа , на четвереньках , на коленках и пр.
Характеризуя доступность танцевальной композиции в целом, необходимо проанализировать следующие параметры:
-объём движений.
-переключаемость движений;
-интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от подпора движений. Наиболее нагрузочным являются темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки, приседание, выполняемые в умеренно быстром темпе.
Контроль за самочувствием детей.
Во время занятий необходимо руководствоваться общей заповедью «не навреди!».
Во время занятий нужно следить за состоянием детей на протяжении всего урока.
Нужно следить за чистотой зала, его проветриванием , а также удобством одежды и обуви детей для занятий . Особое внимание уделяется на покрытие пола ( с точки зрения предотвращения травм - не скользкий ли пол , не торчат ли гвозди и т . д.).
Организация общения педагога с детьми.
Создания теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения ребенка и взрослого – одно из основных условий полноценного развития детей. В этом отношении важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности. Необходимо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения , излишней дидактики (указаний , пояснений , замечаний и т.д.).
Самое главное – не только результат деятельности, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Необходимо дать возможность ребенку почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к творчеству самовыражению под музыку.
При выборе танца следует иметь в виду и состав коллектива. Если в нем одни девочки, то разучивать с ними надо танцы, предназначенные для девочек, мальчики должны танцевать мальчишеские танцы. В танцах для смешанной группы ни в коем случай нельзя допускать девочек в мальчиков, а мальчиков в девочек. Имеет значение также, где будут выступать дети. На широкой площадке можно танцевать массовые танцы с большим количеством исполнителей. На маленькой сцене уместнее исполнять танцы с небольшим количеством участников. Руководитель должен сам хорошо знать тот танец, который он будет разучивать с учащимся, и продумать методику разучивания. Опыт лучших педагогов и свой собственный подсказывает как быстрее и правильнее разучить тот или иной танец с учащимися. При этом необходимо помнить основное педагогическое правило: начинать разучивать следует сначала более простые движения, а потом более трудны.
Каждое движение танца нужно детально разобрать и тщательно отработать сначала в медленном темпе, а потом в более быстром. Когда все движения усвоены, можно приступать к разучиванию остальных фигур танца, а потом ко всему танцу.
Очень важно, чтобы руководитель продумал все возможности облегчить учащимся разучивание танцев. Пояснение к танцу или отдельным движениям необходимо давать точные и ясные. Показ движений должен быть четким и выразительным, так как ребенок копирует взрослого.
Тематический план 1-го года обучения.
№ Наименование темы Количество часов Практика Дата проведения
1 Вводное занятие. 1 1 2 Постановка корпуса рук, ног, головы. 1 1 3 Элементы музыкальной грамоты и передача в движении. 1 1 4 Упражнения этюды на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов. 1 1 5 «Маленький танец» 1 1 6 Танцы-игры на развитие творческих способностей. 1 1 7 Танец «Птички и ворона». 1 1 8 Русский танцевальный фольклор. 1 1 9 Связь музыки и движения на примерах игровых этюдов, образов. 1 1 10 Эвенкийский танцевальный фольклор. 1 1 11 Ритмическая разминка «Разноцветная игра» 1 1 12 Упражнения и танцы на развитие художественно творческих способностей детей. 1 1 13 Музыкальная разминка «Колобок». 1 1 14 Подвижные игры с элементами спорта. 1 1 15 Танец «Веселые путешественники» 1 1 16 Истоки народного хореографического искусства. 1 1 17 Основные позиции и положении рук и ног, положение головы и корпуса вовремя исполнения народного танца. 1 1 18 Шуточный танец «Неваляшки». 1 1 19 Название изученных движений народного танца. 1 1 20 Композиция «Разноцветная игра». 1 1 21 Изучение позиции ног. 1 1 22 1,2,3,4,5 открытые позиции ног. 1 1 23 1,2,3,4,5 свободные позиции ног. 1 1 24 Изучение позиции рук. 1 1 25 Русский народный танец «Светит месяц». 1 1 26 Типы хороводов (игровые, фигурные). 1 1 27 Подскоки на месте с продвижением вперед. 1 1 28 «Танец снеговиков» 1 1 29 Изучение якутских народных танцев на занятиях. 1 1 30 Танец «Полька». 1 1 31 Пляска-игра «Чебурашка». 1 1 32 Медленный вальс по 6 позиции. 1 1 33 Связь музыки и движения на примерах игровых этюдов, образов. 1 1 34 Танец «Весенний вальс». 1 1 Содержание
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Движение детей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Задачи:
-воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
-развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпом музыки;
-обогащение умение слушать, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Календарно - тематический план 1-го года обучения
Период проведения Наименование темы Программные задачи Репертуар
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь Постановка корпуса кур, ног, головы.
Элементы музыкальной грамоты в передаче движениями. Главная задача подготовительной части- организовать внимание учащихся, подготовить мышцы, суставы, связки к интенсивной физической работе.
Задачами основной части являются: формирование осанки (постановка корпуса, рук, ног, головы); развитие силы, выносливости, начальных элементов координации посредством освоения тренированных и танцевальных движений, музыкального и выразительного их исполнения.
«Маленький танец»
«Птички и ворона»
«Колобок»
«Разноцветная игра»
«Неваляшка»
Тематический план 2-го года обучения
№ Наименование темы Количество часов Практика Дата проведения
1 Вводное занятие 1 1 2 Элементы музыкальной грамоты и передача их движений. 1 1 3 Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве. 1 1 4 Простые шаги и фигуры народного танца в традиционном стиле. 1 1 5 Танец «Сударушка» 1 1 6 Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц. 1 1 7 Танец «Куклы» 1 1 8 Упражнения для развития мимики и пантомимики. 1 1 9 Танец «Осенний листопад» 1 1 10 Упражнения игры, активизирующие внимания. 1 1 11 Этюд «Змейка» 1 1 12 Несюжетные, сюжетные подвижные игры с элементами спорта. 1 1 13 Истоки народного хореографического искусства. 1 1 14 Танец «Русский лирический». 1 1 15 Танцы- игры активизирующие внимание. 1 1 16 Танец «Вьюги и снежинки». 1 1 17 Танец «Снеговиков». 1 1 18 Этюды на закрепление мышц рук, ног, мимики лица. 1 1 19 Элементы бального танца «Фигурный вальс». 1 1 20 Танец «Ча-ча-ча». 1 1 21 Название изученных движений бального танца. 1 1 22 Изучение русских народных танцев на занятиях ритмики. 1 1 23 Хоровод «Березка» 1 1 24 Русский танец «Светит месяц». 1 1 25 Эвенкийский танцевальный фольклор. 1 1 26 Изучение якутских народных танцев на занятиях ритмики. 1 1 27 Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях. 1 1 28 Элементы классического танца. 1 1 29 Классический танец «Музыкальная шкатулка». 1 1 30 Парные композиции. 1 1 31 Народный танец «Танец моряков». 1 1 32 Музыкальная разминка «Аквариум». 1 1 33 «Набор танцевальных элементов, разучивание вращений, прыжков. 1 1 34 Танцевальная игра – «Змейка» статичные позы и движения. 1 1 Содержание
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Задача:
-выбирать и использовать соответствующие навыки, действия и идеи, применение которых должно координироваться и контролироваться ими;
-копировать, изучать, повторять, и запоминать движения, соединяя их таким образом, чтобы они соответствовали данным видам двигательной деятельности.
Календарно-тематический план 2-го года обучения
Период проведения Наименование темы Программные задачи Репертуар
Сентябрь
Октябрь Ноябрь
Декабрь Элементы музыкальной грамоты в передаче движениями.
Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве.
Простые шаги и фигуры народного танца в традиционном стиле.
Главная задача заключается в том, что снятия физического и нервного напряжения, подъем эмоционального тонуса посредством игры.
Этюды- импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.
При выполнении шага «шассе» повернуться лицом к партнеру, взявшись за обе руки, затем пристанными шагами перемещаться боком к центру круга, начиная ближней круга.
«Сударушка»
«Куклы»
«Змейка»
«Русский лирический»
«Вьюга и снежинки».
Календарно - тематический план 3-го года обучения
Период проведения Наименование темы Программные задачи Репертуар
Сентябрь Октябрь
Ноябрь
декабрь Планирование и безопасное выполнение простых двигательных навыков; демонстрация способов контроля при их объединении.
Совершенствование движений посредством отработки двигательных навыков детьми индивидуального и в парах. Главная задача разнообразие двигательных действий. Разнообразные, движения способствуют повышению интереса к танцу исполнителей и зрителей.
Указание педагога, сопровождаемые наглядной демонстрацией, помогают детям понять его требования и хорошо выполнять «Наездники»
«Приветственный»
«Цыганочка»
«Фламенко»
Тематический план 3-го года обучения
№ Наименование темы Количество часов Прак тикаДата проведения
1 Вводное занятие 1 1 Сентябрь
2 Планирование и безопасное выполнение простых двигательных навыков демонстрация способов контроля при их объединении. 1 1 Сентябрь
3 Совершенствование движений посредством отработки двигательных навыков детьми индивидуально и в парах. 1 1 Сентябрь
4 Основные элементы тувинского танца. 1 1 Сентябрь
5 Тувинский танец «Наездники». 1 1 Октябрь
6 Обучение способам передвижения, прыжкам, изменению направления жестикуляции и умению оставаться не подвижным, контролируя себя, сохранять равновесие и правильную осанку. 1 1 Октябрь
7 Основные движения якутского танца «Приветственный». 1 1 Октябрь
8 Якутский танец «Приветственный». 1 1 Октябрь
9 Связь музыки и движения. 1 1 Ноябрь
10 Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях. 1 1 Ноябрь
11 Изучения основных движений танца «Цыганочка». 1 1 Ноябрь
12 Танец «Цыганочка». 1 1 Ноябрь
13 Развитие подвижных групп мышц и подвижности суставов. 1 1 Декабрь
14 Изучение образных танцев. 1 1 Декабрь
15 Изучение основных движений танца «Пингвины». 1 1 Декабрь
16 Танец «Пингвины». 1 1 Декабрь
17 Изучение основных движений Испанского танца..1 1 Январь
18 Изучение классических бальных танцев. 1 1 Январь
19 Изучение основных движений танца «Ча-ча-ча». 1 1 Январь
20 Танец «Ча-ча-ча». 1 1 Февраль
21 Изучение основных движений танца «Фигурный вальс». 1 1 Февраль
22 Танец «Фигурный вальс». 1 1 Февраль
23 Танцы - игры на развитие творческих способностей. 1 1 Февраль
24 Подвижные игры с элементами спорта. 1 1 Март
25 Изучение движений танца «Берлинская полька». 1 1 Март
26 Танец «Берлинская полька». 1 1 Март
27 Изучения танцев в современных ритмах. 1 1 Март
28 Изучения основных движений танца «Самбарино». 1 1 Апрель
29 Современный танец «Самбарино». 1 1 Апрель
30 Диско-танцы «Паровозик», Буратино». 1 1 Апрель
31 Изучение массовых композиций: «Вальс шаров», «Цирковые лошадки». 1 1 Апрель
32 Классические композиции «Музыкальная шкатулка». 1 1 Май
33 Изучение основных движений танца «Веснянка». 1 1 Май
34 Украинский народный танец «Веснянка». 1 1 Май
Содержание
В этом возрасте школьник достигает кульминации в развитии движений, которая выражает в особой грации, легкости, и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений- из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Задачи:
- развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пластику и воображения.
-развитие умение выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании.
-развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях. Тематический план 4-го года обучения.
№ Наименование темы Количество часов Практика Дата проведения
1 Вводное занятие 1 1 Сентябрь
2 Ритмическая разминка с элементами современного танца. 1 1 Сентябрь
3 Связь музыки и движений на примерах игровых этюдов. 1 1 Сентябрь
4 Мини-этюд «Танец Скакунов». 1 1 Сентябрь
5 Подвижные игры с элементами спорта «Большой дом, маленькая мышка». 1 1 Октябрь
6 Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов. 1 1 Октябрь
7 Изучение основных движений танца «Самбо». 1 1 Октябрь
8 Бальный танец «Самбо». 1 1 Октябрь
9 Подвижные игры с элементами спорта. 1 1 Ноябрь
10 Музыкальная разминка «Змейка». 1 1 Ноябрь
11 Упражнения с танцевальным инвентарем венок. 1 1 Ноябрь
12 Изучение основных движений татарского танца. 1 1 Ноябрь
13 Татарский лирический танец. 1 1 Декабрь
14 Классический танец «Снежинки». 1 1 Декабрь
15 Хлопки и хлопушки в мужском характере. 1 1 Декабрь
16 Танец «Моряков». 1 1 Декабрь
17 Дроби на русском характере одинарные, двойные, тройные дроби. 1 1 Январь
18 Танец «Русская плясовая». 1 1 Январь
19 Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов в области стопы, пальцы ног. 1 1 Январь
20 Положение рук в сольном танце. 1 1 Январь
21 Основной русский танцевальный ход (Академический). 1 1 Февраль
22 Положение рук в массовых парных танцах. 1 1 Февраль
23 Изучение основных движений русского народного танца «Светит месяц». 1 1 Февраль
24 Русский народный танец «Светит месяц». 1 1 Февраль
25 Основные движения долганского танца .1 1 Март
26 Изучение прыжков на месте с вытягиванием носка и повороты на месте. 1 1 Март
27 Долганский народный танец 1 1 Март
28 Выражение и передача мыслей и чувств посредством движений (радость, грусть). 1 1 Март
29 Музыкальная разминка «Ритмическая мозаика». 1 1 Апрель
30 Изучение основных движений танца «Сакура». 1 1 Апрель
31 Китайский танец «Сакура». 1 1 Апрель
32 Изучение образных танцев. 1 1 Апрель
33 Танец «Топотки». 1 1 Май
34 Массовые композиции «Непоседы». 1 1 Май
Содержание
Особенностью содержания работы по музыкально- ритмическому воспитанию школьников является включение этого вида деятельности в учебной процесс, установление различных дисциплин ах- как эстетического цикла: музыки, ритмики, изобразительной деятельности, выразительного чтения- так и других (Математика, природоведения) , в стимулировании развития основных психических процессов- внимания, памяти, воли, образного мышления- средствами музыки и выразительного движения.
Задачи:
-укрепления психического и физического здоровья средствами ритмики в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.);
-поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой;
-развитие художественно- творческих способностей.
Материально- техническое обеспечение
№ Наименование учебного оборудования
1 Книгопечатная продукция
Учебно-методические комплексы: -программа; -книги о ритмике; -методические пособия
2 Инвентари и атрибуты: -скакалка; -мячик
3 Учебное оборудование: зеркала, учебный стол, учебный стул
4 Технические средства: компьютер, телевизор, музыкальный центр.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. (Внимание: дети). - М.: Ральф, 2000.
2. Базарова Н, Мей В. Азбука классического танца. – Л..: Искусство, 1983.
3. Бекина С. И др. Музыка и движение – М.: Просвещение, 1984.
4. Васильевна Т. Балетная осанка. Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств.
5. Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец.
Учебно-методическое пособие. – М.: Искусство, 1976.
6.Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие. – М.: ПБОЮЛ Монастырская М.В., 2003.
7. Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
8. Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое пособие. –Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
9. Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь; ОЦХТУ «Росток», 2005.
10. Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие. –Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.