Сборник методического и дидактического материала
Пояснительная записка
В данном сборнике представлен опыт работы воспитателя
1 квалификационной категории Абросимовой Анны Михайловны.
Актуальность:
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Обучение детей ПДД в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Решение же программных образовательных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
С каждым годом на улицах не только городов, но и деревень увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Чтобы решить поставленные мною задачи, я составила сборник методического и дидактического материала, который разработан в соответствии со следующими законами: Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]; закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании» [2]; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образова-тельного стандарта дошкольного образования"[3]; Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан»[4]; санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях [Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года №26», [5], а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Цель:
Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей и родителей.
Формировать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде через организацию разных видов деятельности: организационно-образовательной , игровой, продуктивной.
Задачи:
Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр.
Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей МБДОУ№12.
Налаживание систематического взаимодействия МБДОУ№12 и ГИБДД.
Примерный тематический план изучения
правил дорожного движения в разновозрастной группе
для слабовидящих детей.
Тема 1. Ориентация в пространстве и времени
Понятия: мл. возраст-«большой-маленький»,
«узкий-широкий»,
« длинный-короткий»,
ст. возраст-«близко-далеко»,
«прямой- волнистый»,
«реже-чаще»,
«быстро-медленно»,
«приближается-удаляется».
Цель: Формирование основных понятий, умений, навыков ориентации в пространстве.
Тема 2. Ориентация на местности,сравнение
предметов.
Понятия: мл. возраст-«вперед -назад»,
«ниже -выше».
ст.возраст-« впереди -позади»,
«направо -налево»,
«здесь -там»,
«вверху -внизу».
Цель: Развитие пространственной ориентации
и умения сравнивать предметы по
размерам.
Тема 3. Формы предметов.
Цвет предметов.
Понятия: мл. возраст- «круг»,
«треугольник»,
«квадрат».
Ст. возраст- «круглый»,
«треугольный»,
«квадратный».
Цель: Формирование умения сравнивать предметы по форме, по цвету.
Тема 4. Дорога. Транспорт. Пешеход.
Понятия : мл. возраст-«скользкая дорога».
ст.возраст- «тормозной путь».
Цель: Понимание опасности на дорогах.
Расширение знаний о дороге и правилах
поведения на ней .
Тема 5. Светофор.
Понятия: «Сигнал».
Цель: Познакомить с сигналами светофора и
со значением каждого сигнала.
Научить пользоваться сигналами
светофора для обеспечения безопасности
перехода проезжей части.
Тема 6. Городской общественный транспорт.
Посадка в общественный транспорт.
Выход из общественного транспорта.
Понятия: мл. возраст-«общественный
транспорт».
ст. возраст-«места остановки
общественного транспорта».
Цель: Формирование понятия«общественный
транспорт»,расширение знаний о его
видах.
Формирование основ культуры поведения
в общественном транспорте.
Тема 7. Знаки , предупреждающие водителяи
пешехода об опасности на дороге.
Понятия: ст. возраст-«предупреждающие
знаки».
Цель: Расширение знаний о дорожных знаках. Научить детей пользоваться дорожными знаками, как источниками информации
об улице .
Тема 8. Информационно-указательные знаки.
Знаки сервиса.
Понятия: ст. возраст- «указательный знак»,
«знак сервиса».
Цель: учить детей различать дорожные
знаки по внешнему виду и познакомить с
их названиями.
Тема 9. Изучение запрещающих знаков .
Предписывающие знаки.
Цель: Общее ознакомление детей с некоторыми запрещающими и
предписывающими знаками.
Тема 10. Поведение детей на дорогах и улицах.
Велосипед и пользование им.
Понятия : мл. возраст- «дорога»,
«места для игр».
ст.возраст-«безопасность
окружающих людей»,
«площадь».
Цель: Формирование культуры поведения
детей на улице. Расширение знаний о
поведении на улицах и дорогах.
Тема 11-12.Экскурсии.
Цель: Обобщение и систематизация
представлений о действиях по
выполнению Правил дорожного
движения, формирования навыков
безопасного поведения на дорогах.
ДОСУГ
«Путешествие
в сказочный город»
Программное содержание: закрепить основные правила безопасности на дороге: переходить улицу в специальных местах, по пешеходной дорожке на зелёный свет светофора. Воспитывать внимание, соблюдать осторожность в опасных ситуациях. Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, регламентирующие
движение пешеходов, а также значение сигналов светофора.
Вызвать доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа: изучение правил безопасного поведения на дорогах. Знакомство с дорожными знаками: настольная игра «Светофор», чтение Р.Кутуй «Весёлый светофор».
Декорации и оборудование: ширма, на одной стороне которой изображен детский сад, на другой-«Сказочный город»; на полу – макет проезжей части и тротуара; набор знаков по дорожному движению; рисунки детей на тему:» Что будет, если нарушать правила дорожного движения».
Ход:
Ведущий: Ребята, мы живем в красивом
городе с зелеными, широкими ули-
цами. По ним движется много
легковых и грузовых автомашин,
едут автобусы.
Ребята, мы знаем как перейти с
одной стороны улицы на другую,
знаем значения сигналов светофо-
ра и вот сегодня я предлагаю вам
отправиться в путешествие по
Сказочному городу.
Давайте закроем глаза и произнесем
волшебные слова.
/В это время ширму поворачивают
обратной стороной, на которой
изображен Сказочный город/.
Ведущий: Вот мы и в Сказочном городе.
/слышится чей-то плач/.
Ведущий: Да это же голосок гномика Вилли!
Давайте спросим, почему он плачет?
Дети: Почему ты плачешь, Вилли?
/Появляется гномик Вилли/.
Вилли: Я плачу, потому что в нашем городе
злая волшебница заколдовала свето-
фор, исчезли пешеходные переходы,
пропал Регулировщик.
Ведущий: Вы готовы помочь Вилли и жите-
лям Сказочного города вернуть на свои
места знаки дорожного движения,
расколдовать светофор?
Дети: Да! Поможем!
/Дети продолжают путешествие
по Сказочному городу, ведущий обра-
щает внимание на указатель, на кото-
ром написано название улицы:
улица Цвета/.
Ведущий: Ребята, скажите, зачем нам нужен
светофор?
/Ответы детей/.
Чтобы расколдовать светофор, нужно
рассказать, что обозначают цвета
светофора.
Дети: Хоть у вас терпенья нет –
Подождите - красный свет!
Жёлтый свет на пути –
Приготовься идти!
Свет зелёный впереди –
Вот теперь – переходи!
/Текст сопровождается движениями,
имитирующими переход улицы по сиг-
налу светофора/.
/Появляются ребёнок, одетый в кос-
тюм светофора и три ребёнка, оде-
тых в разноцветные костюмы –
сигналы светофора.
Дети исполняют танец «Красный,
жёлтый, зелёный».
Светофор: Спасибо большое, я помогаю людям.
И транспорту.
Скажите мне пожалуйста, сколько
У меня глаз?
/Ответы детей/.
Какого цвета мои глаза?
/Ответы детей/.
Что означает красный ,желтый,
Зеленый цвет?
/Ответы детей/.
Светофор заработал.
/Вилли благодарит детей и предлагает
поехать на следующую улицу на автобусе/.
Ведущий: Мы на улице Чудес оказались на
перекрестке, но так как злая волшебница заколдовала весь город и исчезли все пешеходные переходы, мы должны определить, где должен находиться пешеходный переход.
/Ответы детей/.
Ребята, давайте покажем Вилли, что
вы знаете дорожные знаки,- поиграем
В игру «Собери знак».
Игра «Собери знак».
/Дети из отдельных деталей собирают
все известные им знаки и рассказыва-
ют, что они обозначают.
На месте пешеходного перехода выкла-
дывают через дорогу белые полосы из
бумаги и ставят знак «Пешеходный
переход»/.
/На улице Чудес детей встречает Волшебник/.
Волшебник: Здравствуйте ребята, я-
Волшебник. Так как вы восстановили
дорожные знаки и отметили пешеходный переход, выполню одно ваше желание.
Ведущий: Давайте попробуем вернуть на улицу Регулировщика.
Волшебник: Нет проблем! Сейчас скажем волшебные слова: Раз, два, три!
Регулировщик вернись!
Появляется ребенок в костюме
Регулировщика и загадывает загадку:
«Посмотри силач какой,
На ходу одной рукой,
Останавливать привык
Пятитонный грузовик!»
Ведущий: Ребят, перейти с одной стороны
улицы на другую не просто .Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый.
А за порядком следит Регулировщик, который сейчас на месте. Он управляет движением.
Регулировщик: Здесь на посту в любое время Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой!
Ведущий: Ребята, мы оказались на улице Знатоков.
/Выходят Незнайка и Знайка. Они
спорят. У Незнайки нога в гипсе./
Вилли: Что с тобой случилось ?
Знайка: Я же предупреждал тебя, Незнайка,
что нельзя играть вблизи проезжей
части. Но ты не послушал, поэтому
тебя и сбила машина!
Незнайка/упрямо/: Это водитель машины не умеет ездить, иначе не сбил бы меня. Я играл в мяч не на проезжей части , а на тротуаре. Мяч неожиданно выскочил на дорогу, я бросился за ним,а тут этот бестолковый водитель.
Ведущий: Это не водитель бестолковый, а ты, Незнайка. Разве можно играть вблизи проезжей части? Как вы считаете, ребята?
/Дети показывают Незнайке свои рисунки , которые они нарисовали по
теме “ Что может случиться, если не соблюдать правила дорожного движения”/.
Незнайка раскаивается и признается, что не знает правил дорожного движения.
Ведущий: Наши дети знают правила дорожного движения , они тебя научат.
/Дети рассказывают о правилах дорожного движения/.
Ребенок: Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения:
На мостовой-не играть , не кататься!
Если ты хочешь здоровым остаться!
/Дети прощаются с Незнайкой и Знайкой. Вилли благодарит всех за помощь его городу и вручает детям
удостоверение Знатоков правил дорожного движения.
Ведущий: Нам пора возвращаться в свой родной город и наш детский сад.
/ Дети вместе с ведущим произносят
волшебные слова с закрытыми глазами .
В это время ширму поворачивают
обратной стороной, на которой изображен детский сад/.
Ведущий: Вот мы и дома. На этом наше необычное путешествие закончено.
/Фонограмма-шум дороги. Дети переходят дорогу и уходят./
Жила – была в одной группе большого детского садика очень красивая игрушечная машина по имени Би-би. Она много путешествовала по дорожкам групповой комнаты. Дети смотрели ей в след и говорили: «Какая блестящая, яркая машина!» Ей очень нравились такие слова и однажды машина так разогналась , что выехала на большую дорогу. Ехала по дороге, не обращая никакого внимания на знаки.
Проезжала на красный свет, выезжала на встречную полосу движения, а другие машины гудели и тормозили, но Би-би думала, что все восторгаются её красотой. Вдруг из-за поворота показалась грузовая машина. Би-би очень испугалась и едва успела свернуть в сторону. Она подумала: «Ведь я чуть не попала в аварию.Почему?»
Красивая машина решила вернуться в детский сад к детям.
На обратном пути ехала она медленно, соблюдая все правила дорожного движения: не обгоняла другие машины, не выезжала на встречную полосу движения, была внимательна на перекрёстках.
Дети были очень рады возвращению красивой машины Би-би в группы. А она рассказала им свою историю и провела с детьми беседу о правилах дорожного движения. Задала детям некоторые вопросы:
- Для чего на дорогах нужен светофор?
Дети дружно отвечали:
«Помогает с давних пор
Пешеходам светофор.
Он сигнал нам подаёт:
Ждать или идти вперёд.
Светофор, светофор –
Наш помощник с давних пор!»
Дети теперь знают, почему пешеходный переход называют «зеброй»; какой нужен знак для того, чтобы машины были готовы притормозить перед пешеходным переходом.
Маленькая красивая машина и дети пришли к выводу: необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения.
«Красный, жёлтый, зеленый»
Цель: Научить различать цвета.
Материал: Большие и маленькие круги красного, желтого, зеленого цветов.
Игровые правила: Воспитатель раздаёт детям, стоящим в кругу
кружочки разного цвета и размера.
Например, показывает большой кружок красного цвета. К нему подходят
те дети, у кого в руке такой же круг. Ребёнок называет размер и цвет своего круга.
Игра продолжается до тех пор, пока к воспитателю не подойдёт последний ребёнок. Ошибки исправляются по ходу игры.
«Строим дорогу»
Цель: Закрепить умение сравнить предметы по ширине, использовать слова «шире», «уже».
Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Узкие и широкие полоски одного цвета.
Игровые правила: Двум участникам игры воспитатель предлагает построить узкую (широкую) дорогу, (перед детьми лежат узкие и широкие полоски одного цвета). Выиграл тот, кто использовал все узкие (широкие) полоски для «строительства дороги».
« Летим, плывём, едем»
Цель: Научить детей различать виды транспорта. Закрепить знание понятий и терминов: «автомобильный транспорт», «водный транспорт», «воздушный транспорт».
Материал: Картинки с изображением автомобильного транспорта, водного транспорта, воздушного транспорта (автобус, пароход, лодка, самолёт, вертолёт, грузовик, трамвай, троллейбус).
Игровые правила: В игре могут участвовать несколько человек или вся группа детей.
Воспитатель показывает картинку с изображением какого-либо транспорта. Если это автомобильный транспорт: дети движением рук «рулят». Если это водный транспорт: дети движением рук «показывают волну – плывут». Если это воздушный транспорт: движением рук показывают «взмах». Кто показывает неверное движение - выходит из игры. Аплодисменты самому внимательному.
Кроссворд «Светофорик»
1.
Что за чудо синий дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином. / автобус/
2.
Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала, побежала.
Глядите , побежала
Телега без коня /грузовик/
3.
Вагончики зеленые
Бегут , бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук да тук , да тук. /поезд/
4.
Многолюден, шумен, молод
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. /метро/
5.
Вот загадка, словно птица
Мчится в небе голубом.
Города , моря , границы
И загадка под крылом. /самолёт/
6.
Если ждете вы совета.
Вам тогда поможет он,
Знак указывает где-то
Совсем рядом телефон. /телефон/
7.
На реке домок
Из трубы дымок. /пароход/
8.
Конь стальной овса не просит
А пашет и косит. /Трактор/
9.
Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю
Упадет он без меня. /велосипед/
10.
Зачерпнуло ветра
Белое крыло.
Нас с тобой кататься
В море унесло. /парусник/
с
в
е
т
о
ф
о
р
и
к
Ну, ответь-ка, теперь,
Что рычит, как дикий зверь?
Что в машине всех главней?
Не поедете на ней,
Коль в машине до сих пор
Не поставили (мотор)
Едем, едем мы, и вот
Надо сделать поворот.
Путь вперёд сейчас закрыт,
И патруль на нас глядит.
Чтоб не задержал патруль,
Поворачиваем (руль)
Этот мой вопрос простой:
Что пробьёт туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?
На машине их две пары
Догадались? Это - (фары)
Человеку, чтобы жить,
Надо есть и надо пить.
Пища есть и для машин –
Называется бензин.
Эта пища не пустяк,
Ей заполнен (бензобак)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
1.
М
О
Т
О
Р
3.
Ф
А
Р
Ы
У
Ш
Л
И
Ь
Н
Б
Е
Н
З
О
Б
А
К
5. 2.
4.
Кроссворд «Машина»
Железные избушки
Держаться друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дом по улице идёт
На работу всех везёт
Не на курьих ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус)
Это ясно всем вокруг
У тебя есть верный друг
Он горит тремя огнями
И понятен даже маме. (Светофор)
Два колёсика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. (Велосипед)
Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала, побежала.
Глядите, побежала
Телега без коня. (Грузовик)
Кнутом не гонят,
Овсом не кормят;
Когда пашет –
Семь плугов тянет. (Трактор)
Кроссворд «Дорога»
1.
П
О
Е
З
Д
2.
А
В
Т
О
Б
У
С
3.
С
В
Е
Т
О
Ф
О
Р
4.
В
Е
Л
О
С
И
П
Е
Д
5.
Г
Р
У
З
О
В
И
К
6.
Т
Р
А
К
Т
О
Р
Консультация для родителей
«Личный пример взрослого в обучении ребенка
Правилам дорожного движения»
Научить ребят правильно вести себя на улице невозможно без участия родителей. Дети во всем берут пример со своих пап и мам. Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый, появляясь с ребенком на улице, постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения, и действовать один на улице будет точно также.
Поэтому, выходя с ребенком на улицу, крепко держите его за руку. Двигаясь по тротуару, придерживайтесь правой стороны, каждый раз останавливаюсь перед переходом дороги. Переходя ее, внимательно наблюдайте за машинами, но не разговаривайте, а командуйте, что и как правильно делать.
Помните, что Ваш малыш учится у вас, когда он этого хочет и когда он об этом не думает. Дайте возможность ему видеть: показывайте знаки, машины, людей, соблюдающих и нарушающих ПДД: дайте возможность ему говорить (кроме случая, когда он на проезжей части): пусть анализирует дорожные ситуации, вспоминает название знаков, правила безопасного поведения, пусть осуждает поведение людей, которые нарушают ПДД: дайте возможность слушать: постоянно напоминайте о правилах, объясняйте, что делаете.
Рассказывая, чем может, кончится ПДД, приводите примеры, приучайте ребенка слышать звуковые сигналы транспорта, шум машин, т.к. не все они видны ребенку. Побуждайте ребенка думать, чувствовать, переживать, задавая вопросы: «Как бы ты поступил?», «Что может случиться?», постоянно проговаривайте фразы: «Какая огромная машина, лучше подождем, пока она проедет», «Как быстро мчится!», «Ну зачем так спешить, ведь можно попасть под машину!» и.т.п.
Убеждаем взрослых в необходимости постепенно учить детей быть внимательными и осторожными на улице, знакомить с правилами Дорожного Движения.
- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании»
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года №26
5.Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
6. Володарская В.Н., Мальцева Е.А. «Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для дошкольников»
7. Саулина. Т.Ф. « Три сигнала светофора»
8. Стихи С. Михалкова, Л.Волковой
9. Клименко Р.В.. «Обучайте дошкольников правилам движения».
10. Шаехова Р.К.Региональная программа дошкольного образования.-РИЦ.2012.