открытый урок по предмету Самопознанию Поделись улыбкою своей (6 класс)


-8737603810-994410-567690АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БУРАБАЙ АУДАНЫТема 
Златополье орта мектебі
ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗНООБРАЗНЫЕЦВЕТА ПРИ РИСОВАНИИ
ПОДГОТОВИЛИ педагог-психолог:
Марущак Я.В
Учитель ИЗО:
Шарипова А.Ж
-994410635
2014-2015 учебный год
Цель: Показать зависимость выбора цвета краски при рисовании на заданную тему от психологического состояния человека, создающего рисунок.
Задачи:
А)дидактически. Формировать психологические знания о смысловом значении цветов и их оттенков. Ознакомить с техникой смешивания красок, нанесения краски на влажный лист. Закрепить знания о теплой и холодной цветовой гамме, умение работать с красками.
Б) развивающие. Учить выражать настроение, мысли, чувства через цвет. Развивать восприятие, логическое мышление, творческое воображение. Формировать навыки рефлексии.
В)воспитательные. Воспитывать эмпатию, вежливость, умение учесть мнение и интересы собеседника, желание учиться у другого, общаться со сверстниками и получать удовольствие от общения
Ход урока
Учитель ИЗО: сегодня ребята у нас необычный урок, а необычный он потому что поможет мне его проводить наш психолог Марущак Я.В.
Ребята давайте вспомним что такое цвет? Для чего он применяется? Какие виды цветов вы проходили? Какие цвета являются основными? Какие цвета получаются при смешивании основных цветов? (дети отвечают)
Психолог. Здравствуйте ребята. Сегодня тема нашего урока «почему человек использует разнообразные цвета при рисовании».
Цель нашего урока увидеть зависимость выбора цвета при рисовании на заданную тему от психологического состояния человека, создающего рисунок.
Каждый человек, когда садится рисовать испытывает какое-то определенное настроение, и он передает свое настроение в цветах выбираемых им. Если в рисунке присутствуют яркие цвета красный, оранжевый, желтый, розовый какое у человека настроение?
Если человек использует голубой, зеленый? Это спокойствие, умиротворение.
Если человек использует темные цвета черный, коричневый – то испытывает плохое настроение и что-то происходит в жизни.
Прежде чем начать наше занятие я предлагаю провести психологический настрой на урок, для этого на листочках предлагаю написать небольшое приветствие, что бы вы пожелали себе на предстоящее занятие (ребята пишут приветственное письмо. Психолог собирает их, перемешивает и раздает ученикам. Каждый встает и читает приветственное письмо). Я думаю что у каждого из вас настроение хорошее и мы продолжаем наш урок.
Сейчас я прошу каждого из вас встать и назвать свое имя и любимый цвет, который соответствует вашему настроению (каждый встает и называет цвет).
А теперь я предлагаю ответить на вопрос «почему человек использует разнообразные цвета при рисовании? (ответы ребят).
Да вы все отвечали правильно, так как выдумайте, а сейчас мы с учащимися покажем вам рассказ, в котором вы многое узнаете о цветах и о том, что несет в себе каждый цвет, как можно с помощью цвета выражать настроение в рисунке.
В маленькой коробочке жили краски. Они тоже были маленькие, но очень яркие. Краски были совсем новые и поэтому не знали, какого они цвета. Через прозрачные стенки своих домиков они видели друг друга, но не видели самих себя. Это огорчало маленькие краски, потому что главной целью своего существования они считали необходимость узнать свои способности и служить добру в соответствии со своими свойствами. Каждая краска мечтала понять какого она цвета.
В один из вьюжных зимних вечеров маленькая девочка Аня открыла свою заветную коробочку, и краски посмотрели на нее своими разноцветными глазками.
Аня я нарисую страничку лета сказала девочка и достала из коробки одну из красок.
Зеленая краска Ой! Как волнительно
Аня макнула в краску влажную кисточку, а затем провела ею по листу, краска тихо захихикала, уж очень ей щекотали бока беличьи шерстинки, из которых была сделана кисточка.
И краска стала осознавать, что растекаться по листу – это увлекательное занятие. Краске показалось, что ее мечта, узнать какого она цвета, начала сбываться. Девочка накладывала ее на лист ровным, густыми мазками. Краска приобрела окрас травы.
Зеленая краска Трава зеленая значит и я тоже зеленая! Ура теперь я знаю какая я и какой мой цвет. Интересно? а что бы я еще смогла нарисовать, что бы смогла украсить кроме травы
Аня услышала ее тихий голос и решила помочь найти ответ на ее вопрос. Аня таким же тихим голосом прошептала
Аня А ты попробуй осознать свое настроение. В психологии каждый цвет несет в себе определенный смысл и настроение.
Зеленая краска Мое настроение… мой смысл… Мое настроение гармоничное. Я несу смысловой оттенок сострадания и исцеления. Если человек желает изобразить в рисунке умение ставить себя на место другого, входить в его мир переживаний, мыслей, чувств, понимать и помогать другому, то по моему мнению он может выбрать меня
Аня слушала монолог краски затаив дыхание
Аня Спасибо тебе зеленая краска, за то что ты открыла мне свой внутренний мир.
(берет другую краску) - Небо должно быть чистым, мирным, спокойным. Голубая краска очень подходит для того, чтобы передать мои представления об идеальном небе: кристально чистом, светлом и добром. (рисует) Замечательно!
Сказала она и поставила краску в коробочку. Затем она взяла голубую краску, так как хотела нарисовать небо.
Аня Небо должно быть чистым, мирным, спокойным. Голубая краска очень подходит для того, чтобы передать мои представления об идеальном небе: кристально чистом, светлом и добром.
Она провела кисточкой по верхней части листа, едва касаясь листа, нанесла несколько тонких линий. Линии стремительно расплывались по бумаге, создавая эффект воздушных перышек.
Аня Замечательно!
Синяя краска замечательно быть небом. Что ты чувствуешь глядя на созданное тобой небо?
Аня я чувствую, как уходит напряжение, которое было у меня, когда я начинала рисовать, ведь я так хотела, чтобы рисунок получился красивым! Теперь когда я вижу что он получается таким каким я хотела его нарисовать, я чувствую расслабление и покой.
Синяя краска ты умная девочка, умеющая тонко чувствовать. Художник использует меня в рисунке тогда, когда хочет передать состояние умиротворения.
Аня А для того чтобы подчеркнуть выразительность голубого цвета и усилить его смысловое значение я добавлю несколько капелек белого
Макнула в белую краску и осторожно капнула краску на лист. И на лазурном небе сразу же образовались легкие кудрявые облака.
Белый цвет Белый цвет – это синтез всех цветов, поэтому он считается идеальным, «цветом мечты», этот цвет никогда не отталкивает.
После этого в центре листа Аня изобразила себя. Прежде чем выбрать цвет своей одежды она на минуту задумалась.
Аня (Аня рисует себя) (задумалась) одежда отражает характер человека, его внутренний мир. А какая я? Я жизнерадостная, сильная, оптимистичная. Для своего наряда я выберу красный цвет. Он мне очень подходит и хорошо передает мое летнее настроение. (красит сарафанчик)
И макнув кисточку в краску разукрасила сарафанчик. Полюбовавшись работой, девочка решила нарисовать своих друзей. Справа от своего изображения на рисунке девочка нарисовала темноволосую подругу Индиру.
Аня (Рисует друзей) я так много нового узнала о цвете и его значении, и хочу разукрасит наряд подруги так чтобы он подходил к ее характеру. Индира тихая, вдумчивая девочка, она любит сочинять песенки, рассказы и стихи. У нее хорошо развита интуиция. Она любит аромат луга, пение птиц, сияние ласкового солнышка! Какой же цвет подойдет ей?
Вдруг Аня услышала писк
Желтая краска Возьми меня ! именно меня предпочитают люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью.
Чтобы придать рисунку летнее настроение девочка нарисовала цветы на лугу. Впервые в жизни юная художница посмотрела на цветы, как на маленькие существа, живущие своей маленькой жизнью, имеющие разное настроение и предназначение в природе (Аня разукрашивает платье индиры)
Аня (рисует цветы) нарву кА я букет мне нравятся вот эти оранжевые цветочки.
Аня нарисовала три цветка.
Аня Какое у вас настроение цветочки?
Цветочек Бодрое, радостное, эмоционально приподнятое, именно такой цвет несет в себе оранжевый цвет
Аня Пусть у Индиры в руках будут цветы.
Вдруг Аня услышала что в комнату вошла Индира (заходит индира)
Аня Индира заходи я рада тебя видеть. Помнишь как мы гуляли летом по цветущему лугу. И в холодный зимний день я решила устроить тебе праздник и нарисовать любимое время года – лето! Вот я а вот ты. У меня оранжевые цветы а какие любишь ты?
Индира Психолог в школе говорила нам, что через цвет можно выразить свои чувства. Мой любимый цвет фиолетовый. Он помогает изобретать. Можно я сама нарисую цветы.
Индира взяла кисточку и принялась рисовать цветы. Когда букет был завершен она сказала( Рисует)
Индира немного грустно, сто сорванные цветы скоро завянут. Помнишь нашего друга Сергея? Если бы он знал, что мы грустим, то , наверное что-нибудь придумал. Он всегда знает, как поднять нам настроение.
Сергей сплети венок
Раздался голос Сергея. Девочки так увлеклись рисунком что даже не заметили, как вошел их друг
Аня Точно венок. Нарисуем и Сергея
Индира Сергей ты хочешь сам нарисовать себя
Сергей принялся разукрашивать и рассказывать девочкам об увлекательных превращениях маленьких красок.
Сергей конечно с удовольствием! (Рисует себя и говорит) девочки а вызнаете что в основе красок лежат всего 3 цвета: красный, синий и желтый. Смешивая эти цвета можно получить новые оттенки. Например если смешать красный и желтый, то получится оранжевый оттенок. Если смешать красный и синий, то фиолетовый. У радуги различные цвета, из них три это основные, а остальные 4 появились от соединения этих красок
Аня Ты так много знаешь о красках. ты меня приятно удивил.
Сергей я часто смешиваю краски на палитре, а затем разукрашиваю рисунок нарисованный карандашом. Моя главная цель при смешивании – получить дополнительные цвета. Недавно у меня получились оттенки теплых тонов: желтый, оранжевый, розовый, красный коричневый. Когда смотришь на такую цветовую гамму, чувствуешь тепло, этими цветами я нарисовал натюрморт: композицию из фруктов. А сегодня утром я создал гамму холодных оттенков: зеленый, голубой, синий, фиолетовый и нарисовал ими зимний пейзаж.
Поделился своими знаниями с подругами и показал рисунки, которые принес с собой.
Аня Эту гамму называют холодной, смотря на нее чувствуешь легкий холодок, бодрящий зимний морозец и свежесть.(смотрит на рисунок) словно слышится хрустальный звон замерзших иголочек, скрип снега под ногами.
Размышляла глядя на рисунок
Индира Если ты создаешь новое из хорошо знакомого тебе ранее, значит, ты творческий человек. Желаю тебе успехов в этом начинании. И предлагаю тебе раскрасить свой костюм в синий цвет потому что синий цвет это – творчество
Сережа раскрасил свой костюм в синий цвет. И вот рисунок готов. Друзья довольны своей работой. У низ хорошее настроение потому что они провели день вместе, узнали много нового и интересного о волшебных красках, значении цвета, вспомнили любимое лето и просто прожили еще один день своей жизни насыщенно и плодотворно.
Рефлексия Психолог проводит беседу по сказке и предлагает нарисовать свое настроение. Психолог делает акцент на том, что при работе должны учитываться полученные знания о смысловом значении цвета и техники работы с красками.
Работа над проектом Мое настроение»
Защита проектов
Заключительное слово психолога. Ребята вот и подошло к концу наше занятие. Посмотрите пожалуйста на наши рисунки, рисунки нашего настроения. Я думаю у каждого из вас поднимается настроение, и хочется сделать что-то доброе. Я желаю вам на сегодняшний день хорошего яркого настроения. Спасибо вам за урок.
Памятка о смысловом значении цвета
Красный цвет – жизнеспособность, сила, выносливость
Оранжевый цвет – бодрость, радость, эмоциональность.
Желтый цвет – тонко чувствующий и вдохновляющий, способствует развитию интуиции.
Зеленый цвет – исцеление, гармония, сострадание. Способствует развитию эмпатии и любви к ближнему.
Голубой цвет – спокойствие. Способствует снятию напряжения и расслаблению.
Синий цвет – творчество. Помогает найти больше творческих идей.
Фиолетовый цвет – вдохновение. Помогает создавать новые идеи, изобретать.