Конспект урока по окружающему миру на тему Золотое кольцо России ( 3 класс)


Учитель: Сорокина М.В.
Класс: 3 «Г» Дата: 24.02.2012г.
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Золотое кольцо России»
Место данного урока в теме – 2
Единица содержания образования на данном уроке:
выдвигать и доказывать гипотезу разными способами.
Цели урока:
Обучающий аспект:
уметь выдвигать гипотезу, обосновывать или опровергать её;
уметь осуществлять поиск и выделение информации об основных достопримечательностях городов Золотого кольца России;
уметь использовать полученные сведения при подтверждении или опровержении гипотезы;
Развивающий аспект:
развивать логическое мышление при анализе объектов, установлении их связей;
развивать умения делать выводы и умозаключения при доказательстве или опровержении гипотезы;
развивать память и внимание;
Воспитывающий аспект:
воспитывать уважение к истории и чувство гордости за свою страну;
воспитывать ценности бережного отношения к культурно-историческим памятникам;
формировать навыки совместной деятельности (в групповой работе);
объективное оценивание своей деятельности на уроке.
Учебный материал урока:
тема «Золотое кольцо России» в учебной программе по окружающему миру (автор А. А. Плешаков);
рабочая тетрадь по курсу « Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, 3 класс, 2 часть;
карта «Золотое кольцо России», карточки с названиями городов, иллюстрации храмов и гербов городов Золотого кольца России;
презентация «Золотое кольцо России»;
учебник «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, 3 класс, 2 часть;
карточки-схемы с краткими сведениями об основных достопримечательностях городов Золотого кольца России.
Тип урока: - урок комплексного применения знаний (в форме урока-исследования)
Структура урока:
Проверка домашнего задания - ПдПодготовка к активной учебно-познавательной деятельности – ПгПрименение – ПрКонтроль и самоконтроль знаний – Кт (вариативный)
Итог на рефлексивной основе – ИтХОД УРОКА:
I этап. Проверка домашнего задания (время - 6 мин.)
Задачи этапа:
Подготовить учащихся к работе на занятии;
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися;
Воспитывать культуру слушания.
Форма работы: фронтальная
Метод работы: репродуктивный
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Ребята, за окном холодная, морозная погода, а у нас в классе тепло и уютно. Давайте улыбнемся новому дню, друг другу, окружающим нас людям. Ведь улыбка – это залог успеха и хорошего настроения. Дети приветствуют друг друга улыбкой.
Проверка домашнего задания
Готовы ли вы к работе? Готовы.
Начинаем урок окружающего мира. На прошлом уроке мы с вами говорили о древних городах России. О каких городах мы узнали? Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир.Давайте вспомним, какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке. Найти информацию о гербах городов Золотого кольца России.
Давайте послушаем, что вам удалось узнать. Ответы детей.
Когда вы искали информацию о гербах городов Золотого кольца, какими источниками вы пользовались? Ответы детей.
Может быть, кому-то удалось узнать что-то интересное об этих городах, чем вам хотелось бы со всеми поделиться. Ответы детей.
Подведем итоги нашей работы на первом этапе. Критерии оценивания:
сообщение о гербе, интересные факты – 1 балл,
отсутствие ответа – 0 баллов. Учащиеся оценивают себя в «Листе оценивания»

Ваши интересные рассказы погрузили нас в историю древних русских городов.
Мы узнали совсем немного… Ответы детей.
А хочется ли вам узнать больше? Да!
Тогда мы переходим к следующему этапу нашего урока. II этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (4 мин.) Задачи этапа:
Уметь формулировать учебную задачу.
Мотивировать детей на принятие учебной задачи.
Мотивировать детей на учебную деятельность.
Воспитывать интерес к истории родной страны.
Воспитывать культуру слушания.
Форма работы: фронтальная
Метод работы: репродуктивный
Следующий этап нашего урока я предлагаю начать с двух словосочетаний: золотое кольцо, золотой человек. Объясните, как вы их понимаете. Золотое кольцо – украшение, имеющее форму круга, сделанное из золота.
Золотой человек – ценный, важный.
Золотое кольцо – прямое значение, а золотой человек– переносное значение.
Напомните мне тему нашего урока. Золотое кольцо России.
Давайте разберемся, все ли слова в теме вам понятны? Золотое – сделанное из драгоценного металла, золота.
Кольцо – имеет форму круга.
Россия – название страны, в которой мы живём.
Отдельные слова понятны. А вместе? Не очень понятно.
Можем ли мы, основываясь на своих знаниях и жизненном опыте предположить (т.е. выдвинуть гипотезу) почему девять древнейших городов образуют Золотое кольцо России? Можем.
Что на ваш взгляд мы будем делать дальше? Проверять наши предположения, т.е. доказывать или опровергать их.
Давайте попробуем сформулировать учебную задачу. Научиться выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их.
«Я слышу, и я забываю.Я вижу, и я помню.Я делаю, и я понимаю.»Конфуций
III этап. Применение (20 мин.)
Задачи этапа:
1.Научиться выдвигать гипотезы, обосновывать или опровергать её.
2.Уметь осуществлять поиск и выделение информации об основных достопримечательностях городов Золотого кольца России.
3.Уметь использовать полученные сведения при подтверждении или опровержении гипотезы.
4.Развивать логическое мышление при анализе объектов, установлении их связей (сборка информации об основных достопримечательностях городов Золотого кольца России).
5.Развивать умения делать выводы и умозаключения при доказательстве или опровержении гипотезы (организация информации, выводы по итогам работы каждой группы).
6.Воспитывать уважение к истории и чувство гордости за свою страну.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Метод работы: продуктивный, исследовательский
Давайте повторим учебную задачу еще раз. Выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их.
Вернемся к теме урока. Золотое кольцо России.
Как вы думаете, в прямом или переносном значении употреблено данное выражение?
Итак, предположите, почему же девять древнейших городов образуют Золотое кольцо России? Думаем, что в переносном.
Ценными и важными для России являются сами города, которые расположены по кругу.
Мы выдвинули гипотезу. Давайте проверим правильность нашего предположения.
Какая форма работы на ваш взгляд будет самой продуктивной? Групповая.

Почему? Вместе легче получить информацию.
Вспомним основные правила работы в группе. Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать.
Выслушать мнение каждого.
Прийти к единому мнению.
Выбрать того, кто представит работу группы.
Соблюдение правил работы в группе будет являться критерием оценивания. Учитель объясняет детям задание, задает вопросы на понимание, фиксирует время работы. Ребята делятся на три группы по желанию.
Задание для группы № 1.
1. Используя карточки-названия городов, установите последовательность их расположения, согласно карте «Золотое кольцо России». Отправной точкой является город Москва, Покровский собор на Красной площади. Двигаться следует на северо-восток (по часовой стрелке).
2. Рядом с названием карточки каждого города расположите герб.
3. Посмотрите, что у вас получилось. Сделайте вывод. Оцените выдвинутую гипотезу как правильную или ложную.
4. Представьте результаты работы в виде схемы и устного сообщения.
Круг получился символическим.
Речь идет о замкнутом пространстве.
Задание для группы № 2.
1. Внимательно изучите текст учебника, стр. 89-95.
2. Рассмотрите карты-схемы, познакомьтесь с текстом «Золотое кольцо России».
3.Занесите основные достопримечательности городов в таблицу. Обратите внимание на дату основания каждого города.
4. Проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод. Подтвердите или опровергните выдвинутую гипотезу.
5. Представьте результаты работы в виде таблицы и устного сообщения. Учащиеся работают с текстом учебника. Заполняют таблицу, готовят устное сообщение.

Задание для группы № 3.
1. Внимательно познакомьтесь с презентацией «Золотое кольцо России».
2. Рассмотрите иллюстрации книги Нины Орловой «Золотое кольцо России» (издательство «Белый город», М., 2004г.), обратите особое внимание на годы постройки храмов, церквей и соборов. Прочтите первый абзац из вступления стр.2.
Составьте небольшое сообщение о Троице-Сергиевой лавре (стр.4-9).
3. Проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод. Подтвердите или опровергните выдвинутую гипотезу.
4. Представьте результаты работы в виде устного сообщения. Учащиеся работают с презентацией и текстом книги.

Идет работа в группах.
Представление работы групп, обсуждение результатов.
Ребята, вы должны внимательно послушать рассказ лидера группы, чтобы задать вопросы на понимание. Дети слушают и задают вопросы на понимание.


Какую гипотезу мы доказывали? Ценными и важными для России являются сами города, которые расположены по кругу.
Можно ли считать нашу гипотезу доказанной? Можно.
Что помогло нам доказать гипотезу? Ответы детей.
Вы обратили внимание на даты основания городов и постройки храмов? Да, обратили.
Как вы считаете, что нужно делать для того чтобы сохранить эти древнейшие достопримечательности на долгие времена? Ответы детей.
Подведем итог третьего этапа и оценим его. Решение об оценке работы в группе принимает лидер группы.
Критерии оценивания:
Внимательно слушал – 1 балл.
Высказывал собственное мнение – 1 балл.
Участвовал в подготовке и представленииработы– 1 балл.
Выступление лидера группы – 1 балл.
IV этап. Контроль и самоконтроль знаний (вариативный, 3 мин.)
Задачи этапа:
1. Организовать самопроверку учащимися умения применять знания об основных достопримечательностях городов Золотого кольца на конкретных примерах.
2. Зафиксировать достижения индивидуального успеха.
3. Развивать память и внимание при самостоятельной работе с контрольным заданием.
Форма работы: индивидуальная
Метод работы: репродуктивный
Учебный материал: А.А. Плешаков. Окружающий мир, рабочая тетрадь, 3 класс, 2 ч., стр. 47
Карточказадание «Узнай город по описанию» Учащиеся индивидуально выполняют задание в рабочей тетради.
Ребята, проверьте себя по эталону на доске (даны правильные ответы). Учащиеся проверяют свои работы.

Подведем итоги четвертого этапа и оценим его.
Критерии оценивания:
нет ошибок – 2 балла,
одна ошибка – 1 балл,
две и более – 0 баллов. Учащиеся заносят свои результаты в «Лист оценивания»
V этап. Итог на рефлексивной основе (10 мин.)
Задачи этапа:
1. Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
2. Рефлексия способов деятельности учащихся.
3. Определить степень важности умения выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их.
4. Воспитывать ценности бережного отношения к культурно-историческим памятниками.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Метод работы: репродуктивный
Назовите тему нашего урока. Золотое кольцо России.
Какую учебную задачу мы ставили? Выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их.
Нам удалось решить поставленную задачу? Да.
Докажите. Ответы учеников.
Как нам удалось получить эти знания? Работали индивидуально и группами.
Работали с различными источниками информации (тексты, карты-схемы, презентация, иллюстрации, карта Золотого кольца России).
Давайте попробуем мысленно вернуться к началу урока и воспроизвести этапы нашей работы после проверки домашнего задания. Что мы сделали сначала? Этапы работы над исследованием.
Создание проблемной ситуации (проблема, вопрос гипотеза).
Исследование (по предварительному планированию).
Обмен информацией.
Связывание информации.
Подведение итогов.
Рефлексия.
? Постановка новых вопросов
Какой вид учебной деятельности напоминает вам проделанная работа? Проектная деятельность.
Ребята, сегодня мы с вами провели урок-исследование. Я надеюсь, что эта работа пригодится вам при написании исследовательских проектов. Как вы думаете, можно ли доказать или опровергнуть гипотезы, которые мы сформулировали сегодня иначе? Можно.
Каким образом? Например, индивидуальные поездки, фото, видеоматериалы.
Уверена, что сейчас наступил момент, когда каждому из вас хочется подвести итог своей работы, поделиться своими мыслями. Работает свободный микрофон «Хочу сказать …» Свободные высказывания детей.
Никита Мяльдзин : «Я хочу сказать, что когда я искал информацию о гербе Ярославля то меня заинтересовал этот город, и путем семейного обсуждения, мы решили, что поедем в Ярославль во время весенних каникул».
Шипицына София: «Я хочу сказать, что мне очень понравился урок. После него у меня появилось желание – побывать в Плесе и посмотреть дом – музей великого русского художника Левитана И.И.»
Гурьева Людмила: «Я очень хочу поехать со всем классом в город Суздаль».
Синицын Иван: «Я хочу сказать, что был в Угличе, но после этого урока мне вновь захотелось там побывать».
Мешек Александра: «Я хочу сказать, что мы могли бы съездить всем классом в Суздаль, потому что в этом городе много музеев и храмов».
Ежова Ольга: «мне очень понравился урок, и я хочу поехать со своей семьей в один из городов Золотого кольца России».
Репина Елизавета: «мы могли бы поехать в один из городов Золотого кольца России и узнать о нём больше».
Изотова Ангелина: «очень понравился урок, я узнала о самых древних городах России».
Епишкова Екатерина: «Я хочу сказать, что хотела бы вместе с одноклассниками поехать в Ростов Великий и посетить Кремль».
Положите перед собой оценочный лист, подведем общий итог работы.
7-10 баллов – «5»
4-6 баллов – «4»
Менее 4 - «3» Учащиеся подводят итоги работы, оценивают свою деятельность на уроке.

Поднимите руку те, кто поставил себе «5». Объясните почему. Учащиеся объясняют объективность выставления отметки.
Поднимите руку те, кто поставил себе «4». Объясните почему. Учащиеся объясняют объективность выставления отметки.
«Дорогие ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке и надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в жизни. Ваши желания посетить города Золотого кольца России и их достопримечательности осуществятся и вы, придя домой захотите поделиться со своими близкими информацией, полученной на уроке».