Конспект урока по окружающему миру Золотое кольцо России ( №3 класс)
Конспект урока
Тема урока
Золотое кольцо России
Предмет
«Окружающий мир»
Класс
Дата
3 А
08.04.14.
Автор урока (ФИО, должность)
Харламова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов
Тип урока
Изучение нового материала, урок-путешествие (виртуальная экскурсия)
Цели урока
Познакомить учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.
Задачи урока
Учить вести исследовательскую работу.
(Доступ, интеграция)
Развивать способность правильно формулировать мысли в процессе общения.
(Определение, создание)
Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
(Определение, создание)
Познакомятся с достопримечательностями городов Золотого кольца России, закрепят умение находить нужную информацию в источниках и работу в группах.
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, мультимедийная установка + мультимедийная презентация, карты Золотого кольца России для каждой группы, маршрутные листы с заданиями по городам в соответствии с маршрутом, листы с кроссвордом для каждой группы.
Урок
Мотивация учащихся
Организационный момент.
Ребята, мы начинаем урок окужаещего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения гостям и друг другу. Поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую добрую улыбку и подарите радость друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.
Урок я хотела бы начать со стихотворения.
Над Темзой плывут туманы,
Над Европой нависли тучи,
А где-то шумят океаны,
Водопады срываются с кручи.
Но что до заморских диковин,
Коль не познаны русские дали?
Перезвоны святых колоколен
Меня в дорогу позвали.
Я могла бы их вечно слушать,
Ни о чём другом не просить.
Сам господь мне надел на душу
Золотое кольцо Руси.
Ход и содержание урока
Проверка домашнего задания.
(Интеграция)
Проходит в форме тестирования.
Перед работой над тестом провести пальчиковую физ.минутку.
Сообщение темы и целей урока.
(Доступ)
- Ребята, что вы больше всего любите?
(Подвести детей к ответу – путешествовать, ездить на экскурсии)
- А какими видами транспорта вы любите путешествовать?
- Но сегодня мы не будем ехать на автобусе или поезде, лететь на самолёте или плыть на корабле. Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию. Экскурсию по древним городам России. (Слайд 1)
Изучение нового материала. (Определение, управление)
-Гимнастика для глаз
- Сегодня на уроке вы будете самостоятельно изучать, наблюдать, исследовать. Значит мы с вами не просто экскурсанты, а исследователи. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит то, что необходимо в любом путешествии – карта. Тетрадь с.53(Слайд 2)
Заранее мы подготовили экскурсоводов, которые сегодня и проведут для нас экскурсию.
1 группа – Сергиев Посад
2 группа – Переславль-Залесский
3 группа – Ростов Великий
4 группа – Углич
5 группа – Ярославль
6 группа –Кострома
7 группа – Плес
8 группа – Иваново
9 группа – Суздаль
10 группа – Владимир
- В путешествие мы отправимся из главного города нашей страны. Как он называется? (Москва)
Москва
Рассказывают дети, так как это материал программы 2 класса. Учитель дополняет рассказы детей.
Итог: Москва
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Москва находится в центре европейской части [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Дата основания – 1147 год. Основал Москву- Юрий Долгорукий. Столица Российской Федерации с 1991 года. Достопримечательности: Красная Площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ.
Учитель: Мы покидаем столицу нашей Родины – Москву и отправляемся дальше. Следующий на нашем пути – Сергиев Посад. (далее логические переходы между городами делает учитель.) (Слайды 3)
Сергиев Посад (Слайд 4)
Выступление учащихся 1 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего крупнейший в России монастырь Троице-Сергиеву лавру.
Переславль-Залесский (Слайды 5, 6)
Выступление учащихся 2 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Основан в 1152 г. на пересечении торговых путей князем Юрием Долгоруким. На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого Петра I, основателя военного флота России.
Ростов Великий (Слайды 7,8)
Выступление учащихся 3 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Один из древнейших русских городов. Известен с 862 года. Известен своими колокольными перезвонами, а также финифтью.
Углич (Слайды 9,10)
Выступление учащихся 4 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Ярославль (Слайды 11,12)
Выступление учащихся 5группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Основан Ярославом Мудрым в 1010 году. Родина первого русского общедоступного театра.
Кострома (Слайд 13,14)
Выступление учащихся 6 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году как крепость для защиты.
Есть в России уголок на Волге,
Сердцу самый близкий и родной,
Городок уютный, хлебосольный
И зовётся город - Костромой.
Славен лесом, льном, грибами, рыбой,
Славен девушками, здесь невест - не счесть.
Славен храмами, старинными церквами,
Все красоты в нашем крае есть.
Плес (Слайд 15,16)
Выступление учащихся 7 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Иваново (Слайд 17,18)
Выступление учащихся 8 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Суздаль (Слайд 19,20,21)
Выступление учащихся 9 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры.
Владимир (Слайд 22, 23)
Выступление учащихся 10 группы.
Экскурсовод дополняет ответы детей и подводит итог:
Назван в честь основателя – Владимира Мономаха. Издавна славился Владимир иконописным промыслом.
О град Владимир! Стар и молод,
Давно стоишь ты на земли,
При Мономахе был основан,
Столицей прежде был Руси.
На трёх холмах тебя слагали,
Велику силу даровали,
Победами крестили град,
И каждый видеть тебя рад!
Разросся город и вознёсся,
Дома растут и ввысь и вширь,
Мой город, ты – как песня льёшься,
Владимир – русский богатырь!
Всё хорошеешь год от года
на благо своего народа.
- Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу окончено.
Физкульт минутка:
Поднимает руки класс это раз
Завертелась голова это два
3- руками три хлопка
На 4 руки шире
5- руками помохать
6- на место тихо сесть.
Проверка и оценивание ЗУНК
Обобщение и систематизация знаний.
(Создание, доступ)
- Теперь проверим, как вы запомнили то, о чём мы говорили на уроке.
1. Игра «Найди город». (Слайд 24)
Ростов, Кострома, Сергиев Посад, Владимир, Углич, Суздаль, Ярославль, Переславль Залесский, Плес.
- Кто из вас был внимательным, какой город не изображен на этой карте? (Иваново).
2. Разгадывание кроссворда (Листы с кроссвордом раздаются каждой группе). (Слайд 25)
1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)
5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)
3. Игра «Узнай город по описанию».
4. Игра «Соедини линиями».
5. Игра «Своя игра».
“Своя игра”
- История.
Кто был основателем Сергиева Посада? (Сергий Радонежский)
В виде чего расположены улицы в Костроме? (В виде веера)
Кто основал город Владимир? (Владимир Мономах)
- Достопримечательности.
Какой город знаменит своими колоколами? (Ростов)
Какая церковь является гордостью Костромы? (Церковь Воскресения)
При постройке какой достопримечательности придавило 12 человек? Где она находится? (Золотые ворота во Владимире)
- Народные промыслы.
Что такое финифть? Какой город ей славится? (Эмаль для покрытия металлических изделий. В Ростове)
Какой город славится резьбой по дереву? (Сергиев Посад)
В каком городе расписывалась деревянная посуда? (Во Владимире)
- Математика.
Через сколько входов можно попасть в кремль Ростова? (Через 2)
Каков вес самого большого колокола Ростова? (2000 г)
В 1960-ом году основали Музей деревянного зодчества в Суздале. Сколько лет ему исполнится в этом году? (50 лет)
Рефлексия деятельности на уроке
Итог урока.
(Создание)
- Наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске: (Слайд 26)
Сегодня я узнал
Мне было интересно
Было трудно
Я научился
Теперь я могу
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось
- В конце урока хотелось поблагодарить сегодняшних экскурсоводов. Спасибо большое за отличную работу. Урок окончен.
Домашнее задание
Домашнее задание: подготовить сообщения о других городах, входящих в Золотое кольцо Росии, не изученных на уроке.
Дополнительная информация
Парты поставить таким образом, чтобы учащимся было удобнее работать группами по 3-4человек.
Для более слаженной работы предложить учащимся самостоятельно разделиться на группы.
Обоснование
В презентации есть фотографии, которых нет в учебнике «Окружающий мир» и это помогает получить расширенные знания о достопримечательностях городов Золотого кольца России.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Этим уроком даётся старт к следующему уроку – виртуальной экскурсии «Путешествие по городам и странам».
Рисунок 23НђЗаголовок 215