Урок по теме Православные святыни малой родины
Модель урока по теме
« Православные святыни малой родины »
Эпиграф
«Народ умирает, когда становится населением, когда забывает свою историю, культуру. Пусть же каждое новое поколение, оглядев родную землю, поймет, что народилось оно не в чистом поле, а там, где пролиты кровь и пот, талант миллионов сынов наших?»
Р. Абрамов
Цель: реализация краеведческого компонента базисного учебного плана через проектную деятельность на уроках истории
Задачи1.Образовательные:
Создать условия по усвоению знаний об особенностях русского храмового зодчества, его значении в жизни русского народа. (Познакомить с назначением, внешним видом и устройством православного храма);
ознакомить с древнейшими и современными христианскими памятниками Кобрского сельского округа.
2.Развивающие:
развивать мотивацию к изучению православной культуры; обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
презентовать накопленный материал, используя современные информационные технологии;
уметь выступать публично, литературно выражая свои мысли;
побудить учащихся к размышлению о православных ценностях.
3.Воспитывающие:
воспитывать любовь к малой родине, гордость за свой край;
воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
формировать эмоционально-личностное отношение к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке;
Тип урока: интегрированный урок
Форма проведения урока:
паломническое путешествие по святым местам малой родины (Кобрской земле).
Применяемые технологии:
(на уроке и при подготовке домашнего задания, в основном, использовались технологии развивающего обучения).
Проектная технология;
ИКТ – технологии;
личностно-ориентированный подход;
4.технология коллективных способов обучения и групповая работа
Методы, используемые на уроке:
словесные;
наглядные;
проблемно-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая;
индивидуальная.
Технические средства:
1.Компьютер, мультимедийный проектор;
2.экран для просмотра слайдов;
3.фотоаппарат, видеокамера, сканер.
Программное обеспечение:
1. Операционная система Windows 2000/XP/Vista.
2. Офисный пакет MicrosoftOfficeXP/2010.
Оборудование и оформление:
карта Даровского района, эпиграф, ключевые слова, комплект открыток с изображением храмов, видеоролики, презентации.
Основные понятия:
икона – живописное изображение;
храм - особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы.
иконостас -сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма;
Царские врата - в христианских храмах двустворчатая дверь в центре иконостаса, соединяет алтарь с остальным храмом;
Алтарь -это священное место, где является людям Сам Господь Иисус Христос. Это бывает во время Божественной Литургии - Богослужения, в котором хлеб и вино становятся Телом Христовым и Его Кровью.
Описание: разрабатываются и презентуются работы, в которых собран материал о сятынях Кобрской земли.
Учебно-методические материалы:
материалы из библиотек района;
из личных собраний;
воспоминания участников описываемых событий,
собственные видео,фото и аудио материалы;
программы для создания и редактирования видео, аудио и фотографий;
материалы из интернет.
Ключевые понятия урока: храм, церковь, святыни, иконостас, Царские врата, алтарь, Родина, память, малая родина.Урок является продолжением проекта «Святыни малой родины» выполненного учащимся 9 класса Кузнецовым Антоном, Кокориной Светланой, Игошиной Анастасией и учителем Шубиной Еленой Васильевной
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на уроке здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!
Есть в России святые места,
Если вдруг тебя в горе кинет,
Если вдруг на душе пустота,
Ты пойди приложись к святыне.
Сегодня у нас урок необычный, а интегрированный - урок истории и духовного краеведения одновременно.
Во-вторых, это будет урок - паломничество по родному краю.
В – третьих, в основу урока вошёл материал совместной проектной деятельности учителей и учащихся 9 класса.
А урок мне будет помогать вести, ваша одноклассница, Света Кокорина.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова:
«Народ умирает, когда становится населением, когда забывает свою историю, культуру. Пусть же каждое новое поколение, оглядев родную землю, поймет, что народилось оно не в чистом поле, а там, где пролиты кровь и пот, талант миллионов сынов наших?»
Р. Абрамов
Очень хочется, чтобы с каждый из вас задумался сегодня над вопросом о том, бережем ли мы наследия своих предков, храним ли их традиции, а что мы оставим своим потомкам, ведь и наше время когда-нибудь станет историей.
Формулировка темы и цели урока. Постановка проблемы.
Приложение 1, (урок начинается песней в исполнении Г. Заволокина «Погляди на храм, о душа моя»).
Сейчас мы услышали песню в исполнении Г. Заволокина «Погляди на храм, о душа моя») И это не случайно, ведь тема нашего урока: «Православные святыни малой родины»
Рядом с нами есть места, способные обогатить нашу душу красотой, это наши духовные родники
На уроке вы познакомитесь с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Предлагаю с чистыми помыслами, любящим сердцем совершить паломничество по святым местам нашей местности.
ВОПРОС:
Знакомо ли вам слово паломничество? Что оно означает? (Ответ уч-ся)
Учитель обобщает ответы уч-ся.
Паломничество на Руси с древнейших времен было делом богоугодным и святым. Его совершали на престольные праздники к святым мощам, чудотворным иконам, к святым и целебным источникам, в монастыри. В советский период многие храмы закрылись или были разрушены. В наше время духовная потребность людей вновь заставила восстанавливать разрушенное, строить новые храмы. Прикоснемся и мы к доброй традиции наших предков.
Задание 1.
Работа по актуализации опорных знаний:
Назовите по два слова, с которыми у вас ассоциируется слово «храм». (Схема оформлена на доске). Приложение 4
храм ХРАМ
Следующее задание: опираясь на все слова-ассоциации, записанные на доске, дать определение слову «храм». (Итог работы подводит учитель).
Храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы. В православной культуре храмом мы можем назвать и собор, и церковь, и часовню. Все эти слова обозначают помещение, в котором происходит христианское богослужение.
Часовня – это небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря, главного места в храме.
Собором называют храм, где богослужения совершает духовенство нескольких храмов.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
Новый материал
Звучит музыка Приложение 2На фоне музыки учащиеся читают стихотворение
Путь к храму
Столетьями водилось на Руси,
Чтоб зодчий, прежде чем построить город,
Широким осенив себя крестом,
Храм возводил, чтобы молиться богу.
И был тот храм источником добра
Во все эпохи войн, восстаний, бедствий-
Благословлял на правый бой солдат
И людям он вселял надежду в сердце.
Туда шёл каждый со своей бедою,
С надеждой на защиту и любовь,
Делиться с Богом радостью и болью
И уходил, чтобы вернуться вновь,
Потом пришли другие времена:
Мужик российский начал церкви рушить,
Не ведая, что оскверняя храм,
Он убивает собственную душу.
Но вера не угасла навсегда,
И снова человек приходит к Богу.
Д.Бобылёв Музыка (Приложение 2) продолжение музыки после стихотворения
Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Издавна храмы строили в самых красивых местах, Чаще всего расположенных близ воды на высоких живописных холмах, чтобы величественные золотые купола были видны издалека, а звон колоколов помогал уставшим путникам даже во время тумана или в сильную метель безошибочно найти дорогу к храму. Перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается размеров, пропорций, украшений и цветового оформления, формы купольных завершений и их количества.
Сейчас Света Кокорина расскажет об архитектурных особенностях православного храма. (Учащиеся класса получают задание).
У каждого из вас на столе есть листочек со схемами. Ваша задача на протяжении Светиного выступления дополнить эти схемы. HYPERLINK "Приложение%20№3%20схема.docx" Задание №2. (Приложение 3)
Виды и форма православных храмов (Приложение 5) Презентуется работа Кокориной Светланы
Фрагмент презентации выступления в основной презентации ( слайды 17-46)
Виды и форма православных храмов ( Приложение 5)
Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с вертолета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды
Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти Диавола, Крестом открывают вход в Рай.
Храмы в форме круга - вечность Церкви и Царства небесного
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос.
Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, ковчег спасения для верующих
Существовали и смешанные типы храмов.
Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила и до наших дней.
И если мы с вами далеко не всегда обращаем внимание на то, как построен храм,то пройти мимо церкви с золотыми куполами, устремленными ввысь, и не остановиться просто невозможно. Купол - это символ неба, его венчает глава с крестом. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их количество тоже всегда символично.
Одноглавый купол знаменует собой единство Бога.
Два купола символизируют два естества Бого человека и Иисуса Христа
Три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
Семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.
Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.
Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.
Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.
По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм.
Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу
Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице
Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон колокола. Приложение 5.1Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Приложение 6Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. Приложение 7Большое значение имеет и цвет храма.
Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
Красный - посвященный мученику
Зелёный - преподобномуЖёлтый – святителю
Давайте перенесёмся во внутрь храма на некоторое время.
Приложение 8 / Видеоролик «внутреннее устройство храма/
Задание №3.
В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны. Вашему вниманию предлагается задание-тест. (Приложение 9.)2 часть урока Презентуется материал из проекта
Описание жизни человека называется биография, у каждого человека она своя. И у каждого храма своя биография, своя история. Сегодня мы познакомимся с историей некоторых памятников православной культуры нашей малой родины, Кобрской земли
При подготовке к сегодняшнему уроку учащимся были предложены мини-проекты: (Материал из проекта. Слово участникам проекта.)Темы проектов:
- Церковь Введения во храм Божий- с.Кобра; HYPERLINK "Приложение%20№10" Приложение 10
- Церковь Божией матери «Скоропослушницы» - с. Порели; Приложение 11-Молебенный дом, построенный в честь последней царской семьи –
с. Кобра;
-Святой источник – с.Кобра
Приложение 12-Святой источник – д. Верхняя Кармановщина Кобрского округа Приложение 13Задание: на карте Кобрского поселения отметьте места, которые мы сегодня посетили, и соедините их линией. Начните от с. Кобра и замкните кольцо тоже в нем. Приложение17Выступления завершает видеоролик «Святыни Даровского района»
HYPERLINK "Приложение%2014%20фильм%20святыни%20малой%20родины.mpg"Приложение 14 Выборочный показ
Заключительная часть урока
В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.
Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы уч-ся))Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.
К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Вот эти правила. (Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для посещающих храм.)
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
V. Подведение итогов урока
Вот и подходит к концу сегодняшний урок. Я надеюсь, что он оставил в душе каждого из вас хороший след, заставил задуматься над словами эпиграфа к уроку /слайд эпиграфа/
Из рассказа Светы Кокориной мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души».Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
Рефлексия:
Давайте своё отношение к уроку выразим с помощью синквейна. Памятки на столах. Ключевое слово СВЯТЫЕ МЕСТА Приступаем к работе. HYPERLINK "Приложение15.docx" Приложение 15
Музыка- песня «Колокола» Приложение № 16Проверяем работы.
А ещё можно сделать вывод, что каждый храм имеет свою историю, свою тайну или загадку. Все они являются не только памятниками архитектуры, но и памятниками человеческой души. Мы должны беречь и сохранять то, что имеем. Мы должны сделать так, чтобы достояние нашей земли видели и знали наши дети, внуки, правнуки.
И завершить наше занятие мне хочется словами Архиепископа ИСИДОРА
«Делами добрыми послужим ближним своим, трудами честными составим благополучие отчего края, миром и любовью покроем любое настроение, разлад или вражду, в учёбе, в кругу семьи. Станем беречь самое ценное наше достояние – Святую веру Православную.
Мы, молодые, должны продолжить традиции своего рода, нашего края, нашего народа. Эстафета поколений переходит к нам, теперь мы за всё в ответе.
Прежде чем проститься, я хочу поблагодарить вас, ребята, за работу, гостям подарить на память небольшие сувениры.
Д/З Написать сочинение « Мои впечатления от урока» Раздаём памятки. Приложение18.Урок окончен, до новых встреч!