РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит

Министерство образования Республики Башкортостан
 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»
 
 
 
 
 
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
учебной дисциплины

ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит

  Специальность СПО: 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".

 



 Программа подготовки
Базовая
 
 
Форма получения образования
очная
 
 



 Уфа-2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".
 
 
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»

 
Разработчики:
 Киселева М..В., преподаватель ГБОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники».
 
Рекомендована Экспертным советом _______________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №____________от «____»__________200__ г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






 
 
 СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".
Рабочая программа может быть использована в профессиональной подготовке работников по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" и дополнительном профессиональном образовании при наличии среднего (полного) образования.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» относится к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность финансов, их функции и роль в экономике;
принципы финансовой политики и финансового контроля;
законы денежного обращения,
сущность, виды и функции денег;
основные типы и элементы денежных систем,
виды денежных реформ;
структуру кредитной и банковской системы,
функции банков и классификацию банковских операций;
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
структуру финансовой системы,
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
виды и классификация ценных бумаг,
особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
характеристику кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы.




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часа.




2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46

в том числе:


практические занятия
26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
23

в том числе:


Работа с информационными источниками, конспектирование
23

Итоговая аттестация в форме экзамена












2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Финансы

26


Тема 1.1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике
Содержание учебного материала
6



1.
Понятие финансов. Определение финансов. Сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в экономике.
1
2


2.
Взаимосвязь финансов с экономическими категориями. Влияние финансов на воспроизводственный процесс.
1



Практические занятия
2



№1.
Характеристика роли финансов в экономике.
1



№2.
Кредитно-финансовое понятие и категории, их влияние на воспроизводственный процесс
1



Самостоятельная работа
Конспектирование: происхождение термина «финансы»; признаки финансов; принципиальные отличия финансовых отношений от кредитных.
2


Тема 1.2 Принципы финансовой политики и финансового контроля
Содержание учебного материала
11



1.
Сущность и содержание финансовой политики. Финансовая политика Российской Федерации.
2
2


2.
Общие понятия об управлении финансами. Органы управления финансами. Финансовый контроль.
1



Практические занятия
4



№3
Характеристика финансовой политики Российской Федерации.
2



№4
Методы управления финансами и финансового контроля.
2



Самостоятельная работа
Конспектирование: цель и значение финансовой политики; методы и цели управления финансами; определить различия между предварительным, текущим и последующим финансовым контролем.
4


Тема 1.3 Финансовая система.
Содержание учебного материала
10



1.
Понятие финансовой системы. Структура финансовой системы. Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства. Социально-экономическая сущность Государственного бюджета. Доходы и расходы Государственного бюджета.
2
3


2.
Территориальные бюджеты. Финансы хозяйствующих объектов и населения. Государственные внебюджетные фонды.
1



Практические занятия
3



№6
Структура финансовой системы.
1



№8
Анализ структуры Государственного бюджета.
2



Самостоятельная работа
Конспектирование: назначение централизованных финансов; сущность бюджета как экономической категории; этапы составления проекта Федерального бюджета; цели создания внебюджетных фондов.
4


Тема 1.4 Виды ценных бумаг.
Содержание учебного материала
9



1.
Виды и классификация ценных бумаг. Определение размера дивидендов на одну акцию. Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
2
2


Практические занятия
4



№9
Определение размеров дивидендов на одну акцию.
2



№10
Классификация ценных бумаг по степени доходности и риска..
1



№11
Характеристика функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг.
1



Самостоятельная работа.
Конспектирование: функции фондовой биржи; клкассификация ценных бумаг; характеристика основных вкладов ценных бумаг.
3


Раздел 2. Деньги и денежное обращение..

19


Тема 2.1 Сущность, функции и виды денег.
Содержание учебного материала
10



1.
Сущность и происхождение денег. Виды денег.
1
3


2.
Функции денег. Виды денежных реформ. Основные типы и элементы денежных систем.
2



Практические занятия
5



№13
Характеристика денежных реформ.
2



№14
Анализ основных типов и элементов денежных систем.
3



Самостоятельная работа.
Конспектирование: теории денег, первые монеты; значение бумажнцых денег; электронные деньги на базе карт.
2


Тема 2.2 Денежное обращение и денежная система.
Содержание учебного материала
9



1.
Понятие денежного обращения. Законы денежного обращения. Денежная система и ее элементы.
2
3


2.
Денежная система Российской Федерации. Инфляция и формы ее проявления.
1



Практические занятия
4



№15
Анализ показателей, связанных с денежным обращением.
2



№16
Характеристика денежной системы Российской Федерации.
2



Самостоятельная работа.
Конспектирование: функции Банка России в части организации наличного денежного обращения; цель использования наличных денег; значение бумажных расчетов; элементы денежной системы; пичины инфляции.
2


Раздел 3. Кредит

14


Тема 3.1 Банковская система.
Содержание учебного материала
8



1.
Структура кредитной и банковской системы. Функции банков и классификация банковских операций. Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики.
2
2


Практические занятия
2



№17
Определение структуры кредитной и банковской системы.

·