Разработка урока по произведениям П.П.Бажова Каменный цветок и Горный мастер
Изучение сказов Бажова П.П «Каменный цветок» и «Горный мастер».
Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера.
( Д.Бедный )
Цели урока: 1. Раскрыть тайну каменного цветка.
2.Убедиться в том, что мастер и мастерство - главные герои бажовских
сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства.
3. Понять в чем различие сказок и сказов.
4. Воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым
людям, хранителям красоты.
Ход урока.
I. Зачитывается отрывок из сказа «Синюшкин колодец» ( Уч-ль)
«...На поляночке окошко круглое, а в нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода будто чистая, только сверху синенькой тенеткой подернулась и посредине паучок сидит, тоже синий.
Илюха обрадовался воде, отмахнул рукой тенетку и хотел напиться. Тут у него голову и обнесло, чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел».
-Ребята, откуда это? - (из сказа Бажова «Синюшкин колодец», который мы читали в
5 классе)
Каждый раз, дойдя до этого места «Синюшкина колодца» П.Бажова, я невольно останавливалась и представляю наши с вами колодцы в огородах.
- Какой он, колодец? Что вас влечет к нему, завораживает? - ( глубокий, темный, узкий,
таинственный, будто живой; вода в нем поблескивает, манит. Хочется узнать, сколько ведер можно вычерпать оттуда, есть ли дно у колодца, а что на самом дне?)
«Глубокий, сказывают, тот... колодец. Страсть глубокий, Еще добытчиков ждет» -так говорится в сказе о Синюшкином колодце. А для нас такие колодцы - все сказы Бажова, в которых «богатства всякого» «доверху набито». Только не увидеть его сразу...
А постичь богатство бажовских сказов мы сможем, лишь читая их.
II.Нацеливание: вот и сегодня нам предстоит побеседовать о сказах
Павла Петровича Бажова «Каменный цветок» и «Горный
мастер», а темой урока будут слова пословицы: «Не то дорого, что
красно золото, а то, что доброго мастерства». Эпиграфом мы
взяли слова Демьяна Бедного: «Найдут чему здесь поучиться
любого дела мастера». Мы будем говорить о мастерстве, о красоте, о
таланте
- Каковы цели нашего урока?
раскрыть тайну каменного цветка, поговорить о судьбе Данилы и Кати,
убедиться в том, что мастер и мастерство - главные герои бажовских
сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства.
Понять в чем различие сказок и сказов.
Воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым
людям, хранителям красоты.
Работать мы будем сегодня в группах. Дома вы должны были прочитать сказы
«Каменный цветок» и «Горный мастер».Также было групповое и
индивидуальное задание.
Чтобы лучше понять сказы, давайте перенесемся в те исторические времена
III.Историческая справка ( Д/З 1 группы)
В начале 18 века Россия стала могучей державой. Но чтобы охранять свои границы
нужна была сильная армия, а значит и пушки, ядра, ружья и прочее снаряжение. Поиски железных и медных руд на Урале велись давно. И вот 200 лет назад сподвижниками Петра I Татищевым и Никитой Демидовым на Урале было открыто 20 первых медеплавильных заводов и рудников. Работали на них крепостные крестьяне.
IY. Географическая справка. ( Д/З I 1 группы) ( слайд-карта и изделия из малахита, на столах
образцы камней)
Урал- горная страна, протянувшаяся от побережья Карского моря до степей Казахстана
Протяженность Уральских гор с севера на юг – более 2000 километров. Они поражают богатством своих недр. Недаром Урал называют подземной кладовой страны. Основное богатство Урала – руды, железные, никелевые, медные и др. Славится драгоценными и поделочными камнями. Это аметисты, топазы, изумруды, змеевики. Особую известность получил малахит. Это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией ярко-зеленый камень.
Он образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зеленого цвета
С различными оттенками.
(Показать образцы камней)
- ребята, посмотрите, сколько нового мы узнали из сообщений.
Y. Работа со словарем. (слово-ответ)
- При чтении сказов мы встречаем много профессиональных и старинных диалектных слов
Дома вы должны были найти значения этих слов.
Балодка- одноручный молот; блазнить- казаться, мерещиться; глядельце- разлом горы,
глубокая промоина; голк- шум, гул; забой- место в руднике, где вырубают руду;
запон- фартук; малуха- избушка-мастерская; околтать- обтесать камень, придать ему
основную форму; пимы- валенки; полер навести- отшлифовать; пониток- верхняя одежда
из домотканого сукна; приказчик- представитель владельца на заводе.
YI. Слово учителя об уральских мастерах, их трудной жизни, о сказителях, о П.П.Бажове.
В семье одного из мастеров такого завода и вырос будущий собиратель фольклора, писатель Павел Петрович Бажов. С детства он видел и узнавал нравы и обычаи уральских рабочих, слушал и запоминал их рассказы о даровитых мастерах, о тяжелом труде на рудниках.
Сама уральская земля рождала их. Все, кто был связан своим трудом с ее природными богатствами: старатели, рудобои, медеплавильщики, чеканщики, камнерезы, искали объяснения этим сокровищам Урала и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь русских людей к родной земле. Сказы и легенды передавались из уст в уста.
Тихими вечерами полевский сторож Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или девке-Азовке, о бабке Синюшке. Он знал множество загадочных и таинственных историй...
Бажов вспоминал, как это происходило: «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: "Сказку, говоришь? Сказки это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку до золото яичко, про лису с петухом и протча. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщина прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказку!"».
YII. Отличие сказок от сказов
В самом деле, сказы отличаются от сказки.
-Заметили ли вы это отличие? В чем же оно? Запись в Т и на Доске
Сказка Сказ
1.Есть традиционный зачин. 1.Зачина нет
2. Нет образа рассказчика 2.Слышится голос рассказчика
3. Волшебные герои или добрые, или злые 3.Нет деления на добрых и злых (чудеса объясняют
Непонятные явления природы
4. Чтобы произошло волшебство, герою надо 4.Волшебная сила присуща героям изначально
произнести заклинания
5. Не имеют реальной основы 5.Люди верят в события, происходящие с ними
Сказ- это литературный жанр, в основе которого лежит истинное происшествие. (запись в тетрадях)
В сказах Бажова присутствует дедушка Слышко, его устами и ведется рассказ. Рассказчик выступает как человек бывалый, знающий все тонкости горных профессий, он сочувствует труженикам, восхищается мастерством камнерезов и рукодельниц, мечтает о красоте. Его отношение к событиям и героям всегда чувствуется в повествовании и придает ему особую достоверность.
YIII. Самой знаменитой книгой сказов является «Малахитовая шкатулка» Бажова, над которой он работал с 1936 года до конца своих дней, все время пополняя ее новыми произведениями. Эта книга принесла ему всенародную известность, за нее писателю была присуждена Государственная премия.
- Вам понравились сказы? Чем?
IX. Блиц-викторина ГР.
- Вот мы сейчас и посмотрим какая группа лучше знает сказы Бажова.
Я раздам иллюстрации к разным сказам, а вы должны угадать их и дать название каждому эпизоду, который изображен на картинке.)
(1, 2, 3,4,5 – «Кам. Цветок» 6,7,8,9 – «Гор. Мастер»)
X. - Так кто же является главными героями сказов «Каменный цветок» и «Горный
мастер»?
-А каким ремеслом занимались Данило, Прокопьич?
Да, Данило и Прокопьич были камнерезами. Труд камнерезов нелегкий, кропотливый.
- Много ли было среди камнерезов мастеров высокого класса? Почему вы так думаете?
Ученик:
(«У них ведь у малахитчиков дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а столько он над ней сидит!»), быстро отнимает здоровье и силы («...кругом в этом деле худо. Присадочный вар готовить пыли не продохнешь, щебенку колотить глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить парами задушит»), оттого быстро стареют мастера, «зелень» в глазах их проглядывать начинает, болеют и умирают. Однако есть и радость творчества в этом «мешкотном» деле. Большинство жителей уральских поселков заняты камнем: кто добывает его, кто обрабатывает, кто каменную красоту творит. Однако настоящих мастеров не так много больше ремесленников, имена искусных камнерезов у всех на слуху, работа их ценится особенно высоко
- Разве могут быть целые армии настоящих художников?
Нет. Это люди одаренные, талантливые, мастера своего дела.
Вот потому-то и был на виду мастер Прокопьич: «По этим делам первый.
Лучше его никто не мог».
- Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков? (Хотело заводское начальство, чтобы не
ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастера Только не держались у него ученики.
- Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел их учить, или еще в чем-то?
(Учил Прокопьич «шибко худо»: «Все у него с рывка да с тычка». Но, вероятно, дело было не только в том, что Прокопьич не умел научить. Не хотели ребятишки учиться этому ремеслу, некоторые нарочно портили работу, «чтобы Прокопьич их прогнал». Видел сразу старый мастер, у кого «глаз... неспособный, рука не несет», да и не старался особо учить этих парнишек.)
- Только Данило Недокормыш пришелся ему по душе.
- Почему? Чем выделялся Данило среди других ребятишек? Что подчеркивает
Бажов в его характере?
(Данилко сироткой круглой был. Годов 12-ти. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.
Взяли его сначала в казачки при господском доме. Но он был «тихоходом»
И в подпаски он не годился- потеряли коров, зато и наказание было.
Его влекла красота: «Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у нее желтенько выглядывает а листок широконький... по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили...»)
- Бажов подчеркивает в своем герое поэтичность, умение видеть красоту.
- Почему из всего, чему учили Данилку, по душе ему пришлась только игра на рожке?
Музыка несла в себе красоту, дарила радость творчества и гармонию с
природой, поэтому и играл пастушок с самозабвением:
«И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит». Отдаваясь игре, Данилушка забывал обо всем на свете, «ровно и коров нет». Данило умел чувствовать природу
(Сравнения.)
- Почему приказчик после этого случая решил отдать Данилку на ученье к Прокопьичу?
Необыкновенное терпение, волю и мужество проявил Данилка в сцене наказания: «Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали». Вот и решил приказчик, что снесет этот парнишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в ученье.
- Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравился старому мастеру новый ученик. Чем?
(Прокопьич сразу увидел, что у него зоркий и точный взгляд художника: ведь мальчик, только подойдя к рабочему месту камнереза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и простота Данилки еще больше расположили старика к нему.)
XI. Составление рассказа по картине ( слайд Мастер и ученик)
Рассмотрите картину и расскажите об этом эпизоде подробнее.
( Так как Данилушка пришел к Прокопьичу худеньким, он решил прежде всего откормить его. поправить его здоровье («С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль, отрава живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет»). Одел его, обул, «а к делу своему не подпускал до времени». Однако Данилушко «к мастерству... присматривался».
(Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить.)
На картине Данилушка внимательно рассматривает малахитовую досочку, сделанную Прокопьичем. Кажется, он покачивает головой, видя, что узор будет нарушен. Прокопьич же удивленно прислушивается к словам нового ученика, он даже готов наступить на свою гордость признанного лучшего мастера, потому что понимает, что Данилушка прав. Малахит в руках обоих героев говорит об общем их деле, которое оба любят.)
- Как бы Прокопьич не пытался уберечь своего названого сына от тяжелого труда, ему это не удалось. Ведь оба они были крепостными. Прознали про сноровку и умение Данилушки.
. Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая чаша.
XII.Работа с текстом по группам ГР.
1 гр. – Найдите в тексте, как работает Данило над барской чашей, а
2.гр – над своей
1 гр- «Одно ему не по нраву трудности много, а красоты ровно и нет».
(Он лишен свободы творчества, он закован крепостным правом в рамки заказа и прихоти, что особенно угнетает талантливого человека.)
В случае с барской чашей Данило видит надуманность замысла, сложность работы, которая в конечном итоге не покажет «полной силы» камня, то есть его красоты. Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена, Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ на похвалы мастеров говорит: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни есть плохонький, а глядишь на него сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она?..»
Важно для Данилы в его изделиях? не сложность, удивляющая других, а красота, которой будет радоваться сердце.
Он хочет сделать такое изделие, «чтобы камень полную силу имел» и приносил людям радость.
2 гр.-( «Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит живой цветок-от хоть рукой пощупать».
Изящная, красивая получается чаша, но закончить ее Данило не может: «Ну, а как до верху дошел тут заколодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял».)
- Где он старается найти образ чаши?
(Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу. И в конце концов решает создавать ее по образцу дурман-цветка.)
- Почему не получилась у Данилы дурман-чаша? Ведь и в лес, и на покосы он
ходил, и над чашей подолгу сидел, придумывал, как бы поправить, лучше
сделать. «Видно, не подняться мне выше-то, не поймать силу камня»- говорит
он.
(Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии, не придал ему частику самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому), остается только подражанием и не несет души.)
- Почему у Данилы появилась мечта увидеть каменный цветок?
(старые мастера рассказали о волшебном цветке)
- Что означало увидеть каменный цветок?
( понять секрет красоты)
Вывод: талант тянется к красоте, к красоте каменного цветка, но даже в нем должна быть душа.
- Кто помогает ему в осуществлении замысла?
(Медной горы Хозяйка, которая подарила ему замечательный камень: «Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется...»)
XIII. Образное рисование Хозяйки медной горы и сравнение с видением
художника.
- Какой вы ее представляете?
( красивой, умной,.царственной, вся в драгоценных камнях и т.д.)
ГР.
- А теперь поработаем в группах. Сравните Медной горы Хозяйку на картинах художников П.Караченцова и И.Пчелко и худ-ка Н.Кочергина
На иллюстрации Караченцова и Пчелко Хозяйка похожа на настоящую колдунью, у нее взгляд искусительницы, на лице хитрая улыбка. Черная толстая коса, переброшенная на грудь, и красные сережки, ярко выделяющиеся на ее фоне, усиливают это впечатление. Есть в этой Хозяйке что-то ведьминское.
Хозяйка же Кочергина скорее величавая русская красавица, серьезно и пытливо смотрят ее глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждет от тех, кто встретился ей, чего-то важного и ответственного.
Вывод: у каждого свое видение, представление о красоте. А какой вы изобразили
Малахитницу на своих рисунках.?
Хозяйка Медной горы является хранительницей природных богатств и тайн
красоты. «В поэтическом образе Хозяйки Медной горы воплощена сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество», - пишет Л.Скорино
XIV. Давайте прослушаем диалог Данилы и Хозяйки медной горы.
- Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
- Не вышла, - отвечает.
- А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим
мыслям.
- Нет, - отвечает, - не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи
каменный цветок.
- Показать-то, - говорит, - просто, да потом жалеть будешь.
- Не отпустишь из горы?
- Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.
- Покажи, сделай милость! Она еще его уговаривала:
- Может, еще попытаешь сам добиться! - Про Прокопьича тоже помянула: -
Он-де тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. - Про невесту
напомнила: - Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.
- Знаю я, - кричит Данилушко, - а только без цветка мне жизни нет.
Покажи!
- Когда так, - говорит, - пойдем, Данило-мастер, в мой сад
- Ну, Данило-мастер, поглядел? - спрашивает Хозяйка.
- Не найдешь, - отвечает Данилушко, - камня, чтобы так-то сделать.
- Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу. -
Сказала и рукой махнула.
-Так какой же он каменный цветок? ( причитать описание)
«И вот подвела та девица Данилушку к большой полянке. Земля тут, как
простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие
зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют»
- Почему Хозяйка отказывается дать ему камень?
Хозяйка Медной горы приходит на помощь Даниле, так как знает о его муках творчества, но в то же время она хочет сказать ему, что дорогу к совершенству надо искать самому. Потому-то и отказывается она второй раз дать Даниле камень. Она предостерегает мастера о возможности остаться в горе, так как все. кто видел красоту каменного сада, остаются здесь, напоминает о Прокопьиче, о Кате она полна сочувствия к Даниле-мастеру.
Данило же одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета. Мы видим его здесь как художника-творца, неудовлетворенного своим искусством и стремящегося к совершенству.
-Как себя чувствует Данило после посещения каменного леса?
«Ровно на похоронах» (Он словно похоронил свое мастерство, которое оказалось бессильным превзойти природу.)
-Почему он разбил свою чашу, а чашу, сделанную по чертежу, не тронул - только плюнул в середину?
Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа, в которую он вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу, будто уничтожает свое несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств.
Ушел Данило. « Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять сказывал - Хозяйка взяла его в горные мастера.»
В горе он надеялся освоить тайны настоящего камнерезного искусства.
Для всех Данило будто умер. По сути своей это недалеко от истины. Ведь еще с древних времен был известен обряд инициации (то есть введения совершеннолетие), в связи с которым молодых людей посвящали в какие-то взрослые тайны, приобщали к таинствам. Во время этого обряда юноши должны были уйти далеко от дома (в горы, в лес, в пустыню и т.п.). пережить мнимую смерть и воскреснуть уже для новой жизни. Нечто подобное происходит и с Данилой: он исчез, будто умер, но на самом деле мы знаем, что он в горе у Хозяйки Медной горы познает секреты красоты.
XY. Беседа о Кате
Одна Катя догадывалась о тайне Данилы и не хотела верить в его смерть
- Ребята. Вот о Кате-то мы с вами еще ничего не говорили. Что мы знаем о ней? Из какой она семьи?
Катя любила Данилу давно и готова была ждать его хоть всю жизнь. А родители ее умерли. Но родственников было много: три брата женатых да сестер замужних сколько-то.
-Что пришлось пережить Кати в отсутствие Данилы? Просто перечислите.
Сватовство парней, насмешки. сплетни, обидное прозвище « мертвякова невеста»
Но ее любовь к Даниле, вера в его возвращение помогли справиться со всем этим,
не потерять чувства собственного достоинства и гордости. Ребята, а ведь имя
Екатерина означает –«чистая», а у Кати душа чистая.
-С чем можно сравнить чистоту Катиной души? – с каплей росы, дождя, со
светлой слезой.
Катя ушла к Прокопьичу, чтобы быть еще ближе к Даниле, да и старый Прокопьич
занемог.
-Почему Катя решила обратиться к ремеслу камнереза?
(Обрабатывая малахит, она словно видела своего жениха, разговаривала с ним: «Поглядел бы, какой тут новый мастер объявился».)
_Как вы думаете ей кто-то в этом помогал?
Данилушко будто посылал ей подходящие камни из Медной горы, а мысли о нем помогали Кате создавать простые, но изящные изделия.)
-Вспомните, какой узор был на первых бляшках, а какой на вторых? Есть ли в этом какой-то тайный смысл? ( Работа с текстом)
XYI .Описание леса
(На первых «...узор редкостный. Будто из середины-то дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица». На вторых «птица с дерева книзу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит». Безусловно, и тот и другой узор со значением. Птицы символизируют Данилу и Катю, и если на первой малахитовой досочке они разделены «верхом» (землей) и «низом» (горой) и тоскуют друг о друге, то на второй птицы уже летят навстречу друг другу, потому что не в силах жить врозь.
- Катя дважды видит лес Малахитницы, восхищался этим лесом и Данило. Ребята опять два взгляда, два видения. Давайте и мы побываем в каменном лесу и сравним, каким видит лес Катя. А каким Данило.
«Деревья стоят высоченные, только не такие,
как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и голк дают, как галечками кто подбрасывает. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная... разная... Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет.»
« Катя идет, как ей привычно, на горку. Взглянула, а лес кругом какой-то
небывалый. Пощупала рукой дерево, а оно холодное да гладкое, как камень шлифованный. И трава понизу тоже каменная оказалась, и темно еще тут. Катя и думает: "Видно, я в гору попала".
Данило видит каменные деревья живыми. Он смотрит на все как художник, и потому камень полон для него жизни. За тем он и пришел в гору.
Катя же пришла в гору за Данилой. Поэтому она видит только безжизненный камень.
- Вспомните эпизод встречи Хозяйки медной горы, Данилы и Кати.
- Какими предстают здесь герои? Почему Данило не согласился остаться в горе? Почему Хозяйка не стала отнимать у него память о секретах ремесла горного мастера, но каменный сад велела «накрепко» забыть?
Катя в этом эпизоде предстает перед нами смелой, решительной, готовой бороться за свою любовь. Она бесстрашно требует у могущественной Хозяйки своего жениха: «Только не боюсь тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь!» Данило-мастер не в силах противостоять любви и жизни они оказались сильнее камня, и он выбирает любовь. Сама же Хозяйка радуется выбору и действиям героев («улыбнулась светленько»), она не обижается на настойчивость Кати, ее напористость вызывает у Малахитницы веселый смех. Даже «за удалость и твердость» Кати Хозяйка делает им обоим подарок: оставляет в памяти Данилы секреты горного мастерства, но каменный сад велит «накрепко» забыть, потому что хочет, чтобы Данило нашел собственную дорогу, не повторял что-то виденное, а придумал свое.
- Ребята, кем стал Данило? Выстройте мне цепочку, показывая рост Данилушки.
Данилка Недокормыш – Данилко – Данилушко – Данило – Данило-мастер
-Что же значит мастер? Мастерство?
Я просила вас найти значение этого слова по словарю.
МАСТЕР.
1. Квалифицированный работник в какой–н. производственной области.
2. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле.
3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого–н. производства.
4.. Человек, к-рый умеет хорошо, ловко делать что–н., мастак.
· Дело мастера боится посл. о том, что дело ладится в умелых руках.
« Вот и стали Данило с Катей в своей избушке жить. Хорошо, сказывают,
жили, согласно. По работе-то Данилу все горным мастером звали. Против него
никто не мог сделать. И достаток у них появился. Только нет-нет - и
задумается Данило. Катя понимала, конечно, - о чем, да помалкивала.»
Почему мастер Данило, вернувшись от Хозяйки и являясь лучшим мастером, все-таки продолжал задумываться? Как вы думаете, о чем ?
(Вероятно, он пытался вспомнить о том, что видел в горе о совершенстве и красоте камня. И это рисует его нам как настоящего мастера, который никогда не останавливается на достигнутом и мечтает подняться на новую ступень мастерства.)
XVII. - Ребята, так какой вывод напрашивается:
Красота подвластна лишь настоящему художнику, который умеет не только в точности повторить живую натуру, но внести в эту натуру свой взгляд, выразить через нее мысль или чувство. Об этом говорит пример Данилы. В Данилушкиной душе живет стремление к гармонии и совершенству: «Вот мне и припало желанье так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать».
Но Данила- крепостной, а потому не имеет свободы в творческом труде. Но любовь к искусству, к труду оказывается сильнее ударов судьбы, и, несмотря ни на что. красоте суждено жить.
Итак, сказы «Каменный цветок» и «Горный мастер»- это сказы о мастере Даниле и его мастерстве, об искусстве и жизни, труде и доброте. Бажов поэтизирует труд, который способен подарить людям глубокие и сильные переживания, чувство взлета.
-О чем нам надо задуматься?
Красота живет в нас и вокруг нас, не все ее способны увидеть. Но кто увидит и сумеет воссоздать, тот становится настоящим художником и хранителем ее. Благодаря ему, мы видим тихую красоту полевого цветка, нежные капли росы на листке репейника, сверкающие блики солнца в жестких лакированных крылышках жучка... И мир нам кажется необыкновенно прекрасным и бесконечно разнообразным...
Однако красота хрупка, и любое неосторожное слово, неловкое движение, циничный оценивающий взгляд могут разрушить ее в одно мгновение.
. Недаром Д.Бедный писал о сказах Бажова:
«Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера.»
. Недаром Д.Бедный писал о сказах Бажова:«Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера.»
«Глубокий, сказывают, тотколодец»- бажовские сказы. До сих пор черпают в нем вдохновение талантливые люди. По сказам ставят спектакли, снимают фильмы, мультфильмы, композитор С.Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке», а композитором К.Молчановым была написана опера «Каменный цветок».Настоящей малахитовой сокровищницей является Эрмитаж, который находится в г.Санкт-Петербурге.
XVIII. Д/З: 1. Прочитать сказ «Хрупкая веточка»
2. В чем отличие Митина мастерства от мастерства Данилы?
3.Что объединяет все три сказа?
XIX. Оценки.
Словарь диалектных, старинных и профессиональных слов, встречающихся в сказах Бажова
Балодка одноручный молот.
Блазнить казаться, мерещиться.
Глядельце разлом горы, глубокая промоина, выворотень от упавшего дерева, где видно напластование горных пород.
Голк шум, гул, отзвук.
Забой место в руднике, где вырубают руду.
Запон, зопончик фартук.
Малуха избушка-мастерская, где работали с малахитом.
Околтать обтесать камень, придать ему основную форму.
Пимы валенки.
Полер навести отшлифовать.
Пониток верхняя одежда из домотканого сукна.
Посыкиваться намереваться.
Приказчик представитель владельца на заводе, главное лицо.
Приискаться придраться.
Сок, соковина шлак от медеплавильного и доменного производства.
Сурьмяный окрашенный в черный цвет.
Фаску, фасочку снять обточить грань.
Хезнуть слабеть.
15