Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР И ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР И ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Хвостова Л.Г. (МАОУ гимназия № 2 г. Новороссийск)
Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению английским языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, другими словами - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения английскому языку.
Использование ИКТ и электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. На мой взгляд, использование ИКТ и ЭОР на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.
Методика преподавания английского языка с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
повысить темп урока;
увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
углубить степень отработки практических умений и навыков;
вести дифференцированную работу с каждым учеником;
выявить пробелы в его грамотности;
выработать умение составлять алгоритмы.
Использование ИКТ и ЭОР на уроках английского языка позволяет мнеразнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учеников, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают его более интересным. На уроках применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами школьники в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности.
На своих уроках с помощью компьютера я решаю целый ряд задач:
формирование навыков и умений чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
совершенствование умений аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
совершенствование умений письменной речи;
пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного английского языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на уроке.
В своей педагогической практике я применяю "проникающую" технологию и опираюсь на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализацию. Исходя из классификации типов уроков, я применяю ИКТ, которые предполагают различные формы работы с ЦОР, такие, как фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Для введения нового материала я использую презентации, интерактивные плакаты, таблицы, аудио и видео записи. На мой взгляд, презентация удобна и для учителя, и для учащихся. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Поурочные презентации, составленные в программе интерактивной доски StarBoard, позволяют дозировано подавать материал, акцентируя внимание учащихся на том, что важно в данный момент. Это способствует повышению эффективности урока, сокращает время введения нового материала. Составление требует большой подготовки преподавателя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления и т.дПри проведении контроля знаний учащихся я использую дистанционные формы обучения, такие как электронный журнал и свой персональный сайт. Повышая мотивацию обучающихся к практическому овладению письменной речи, я использую электронную почту. Учащиеся отправляют на мой почтовый ящик письма на английском языке по темам программного материала и получают персональный комментарий в ответ.
На уроках обобщения и закрепления изученного материала использование ИКТ и применение ЭОР также приводят к положительным результатам. Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность учителя, его видение материала. Одно неоспоримо: эти программы стали важным подспорьем в работе по обучению английскому языку. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учащихся, их способности, уровень обученности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. Применение презентаций на уроках дает возможность применения анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении построения вопросительных предложений в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме того, в презентации можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
Какую помощь может оказать Интернет, зависит от того, для решения каких дидактических задач вы его используете. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и преподавателям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Школьники могут принимать участие в разноуровневых тестированиях, в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д.
Таким образом, использование ЭОР и применение ИКТна уроках английского языка позволяет:
улучшить эффективность и качество образования;
ориентироваться на современные цели обучения;
повысить мотивацию учащихся к обучению;
использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности;
учитывать страноведческий аспект;
сделать занятия запоминающимися и эмоциональными;
реализовать индивидуальный подход;
усилить самостоятельность учащихся;
повысить качество наглядности;
излагать материал более доходчиво, за меньшее время;
находить основные и дополнительные материалы для уроков;
экономить время для речевой практики;
организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;
упростить контролирование учебной деятельности учащихся
Электронные учебные пособия помогают учащимся:
развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
приобрести навыки работы с компьютером;
основательно подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ.
Используемая литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». II. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. III. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. IV. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждено Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. ПР-271. V. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
2. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1http://www.zavuch.info/metodichka/inostrann/english/jjkkkkkkk
3.Ширинова Н.В. «Варианты использования средств ИКТ». Интернет-журнал «Z завуч.инфо». 25.03.2011 http://dev.zavuch.info/metodichka/inostrann/english/variv-ispol-sreds
4. Ионов А.В. «ИКТ на уроках английского языка». Интернет-сайт сетевого образовательного сообщества «Открытый класс». 06.08.2011http://www.openclass.ru/node/232044