Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творческих способностей
младших школьников
на уроках литературного чтения
Научить младшего школьника понимать авторское произведение, видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано, легче при творческой организации урока и ещё легче при вовлечении детей в творческий процесс практической направленности. Этому помогает личностно ориентированное обучение.
Работа учителя становится не навязчивой, а увлекательной, вызывающей у ребят интерес к поставленной автором в произведении проблеме и поиску её решения. У школьников зарождается потребность попробовать свои силы в творческой деятельности, дети становятся писателями и поэтами.
Творческие способности и проблемы их формирования.
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.
Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Как и когда начинается развитие творческих способностей ребенка, т.е. каковы «тайны его творчества», с давних пор вызвало огромный интерес у педагогов. Решение этого вопроса имеет огромное практическое и профессиональное значение. Если в детском возрасте ребенок научиться творить, то заложит основы продуктивного отношения взрослого человека к любому делу, каким бы он не занимался. Учиться и творить – два дела человека, которые сопровождают его всю жизнь.
Современное образование в наших школах, в основном, сосредоточено главным образом на заботе о развитии общих способностей детей, лежащих в основе репродуктивной деятельности. Ввиду этого методика образовательного процесса основывается на передаче уже существующего. Поэтому учебная деятельность ребенка направлена на освоение и воспроизведение готовых способов и образцов деятельности. В то же время устремленность ребенка в душе заставляет перестраивать образование в направлении развития творческих способностей, которые обеспечивали бы его адаптацию к изменяющимся социальным условиям.
В научной литературе развитие творческих способностей рассматривается во взаимосвязи с качествами интеллекта.
Психологи утверждают, что творческие способности дифференцируются в зависимости от характера умственной деятельности человека, и выделяют семь видов умственной деятельности:
язык;
логика и математика;
пространственное мышление;
музыка;
мышечно-двигательная структура (танцы и атлетика);
самопознание;
межличностные отношения (лидерство, социальные способности)
Каждая из этих способностей влияет на развитие творческого потенциала личности.
Знакомство с художественными произведениями, безусловно, создает достаточно широкий простор для индивидуального творческого поведения ребенка. Анализируя литературные произведения, ребенок не только погружается в духовные ценности, но и «проживает» совместно с автором творческий процесс рождения замысла и художественного воплощения его в тексте. Он открывает «открытое» автором. «Прочитывает» в авторском тексте значение собственных переживаний и ощущений. И все же такая работа с авторскими текстами не может в полной мере воспроизвести весь процесс самостоятельного решения творческих задач. Ребенок может создать собственную интерпретацию произведения, но ее недостаточно для формирования индивидуального творческого поведения. Для этого нужна самостоятельная практика порождения и воплощения собственных творческих замыслов.
Комплексное решение этих проблем предлагаю строить на развитии творчества детей, опираясь на культурные формы, исторически выработанные в традиции художественной деятельности. Культурная традиция требует и обучения, и ознакомления с произведениями искусства, и творчества на основе принципа органичного единства учения и творчества самих детей.
Единство обучения и творчества обеспечивается взаимосвязанностью трех видов совместной деятельности учителя и учащегося: оценочной -обсуждение художественных достоинств произведения; учебной - решение учебных задач, совместный поиск учениками и учителем новых общих способов художественной деятельности; самостоятельности - творческое применение открытых способов по собственному замыслу ребенка.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Литература как средство развития творческих способностей
у младшего школьника
Процесс чтения сам по себе является творческим, поскольку требует не просто процесс раскодировки графической информации в звуки, слова и предложения, а включает процесс воображения, ассоциативного мышления, рассуждения, создания в своем воображении времени, места действия описываемых событий, внешнего и внутреннего мира персонажей и т.п. Иначе говоря, предполагает сотворчества с автором произведения
В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание “маленького писателя”, обучение эстетическому восприятию действительности и развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.
Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной литературы, в формировании их художественного вкуса. Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.
Младшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: ''страшно'', ''смешно''; читатель шести-восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.
Формы и методы развития творческих способностей учащихся.
Цель уроков по развитию творческих способностей - это воспитание творческой личности.
Такие уроки способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. На таких уроках каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку.
В целях повышения интереса детей к учению, к предмету, для развития творческих способностей используются следующие этапы работы:
1). Создание особой творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время.
Задача создать такую атмосферу в классе, при которой дети чувствовали бы себя комфортно и уютно, чтобы они постоянно ощущали доверие и уважение, внимание к своим интересам, склонностям, к своему здоровью со стороны учителя и одноклассников.
2). Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей. Фантазировать у Даля-это «мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно». И эта сила дана нашим детям от природы. Они легко заходят в воображаемый мир и также легко выходят из него в мир реальный. Ребенок младшего школьного возраста фантазер, он живет в мире своих фантазий, верит в него и обычное становится необычным и удивительным.
Нужно обучать детей умению наблюдать и фантазировать. Начать можно с игры «Что на что похоже?»
Ход игры: ученик выходит за дверь, класс загадывает слово; вошедший пробует отгадать слово по нашим эмоциям; - то, что мы задумали, похоже на листочек, тучку, ягодку.
Умению фантазировать и анализировать развитию творческого воображения, памяти и внимания поможет игра «Завиральные истории».
Материал: тексты знакомых детям сказок.
Инструкция: учитель читает сказку, немного видоизменяя её. Дети услышав в сказке ошибку, хлопают в ладоши.
Для развития фантастических гипотез можно использовать игру «Что было бы, если бы».
Техника фантастических гипотез очень проста.
Детям раздаются различные тексты (вырезки из газет), они их прочитывают, выбирают первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.
3). Формирование у учащихся чувства любви, переживания, сострадания и т. д.
Большое значение здесь имеет работа над устными и письменными сочинениями.
Ставя на первое место задачу общего развития детей в процессе обучения по программе Л. В. Занкова большое значение придается сочинениям, как одному из важных средств, развития кругозора учащихся.
Эта программа предоставляет ребенку свободно излагать свои мысли. Не навязывать детям своего плана, а поощрять лишь умение ребенка наблюдать, составлять предложения, последовательно излагать свои мысли.
4).Сочинение сказок.
Переработка известной сказки в связи с введением нового элемента. Ребятам предлагается ряд слов (или картинок), которые напоминают хорошо известную им сказку.
Если включить в этот ряд слово, не относящееся к содержанию данной сказки, то оно будет воспринято как «чужое», «лишнее». Наличие такого слова требует уже иных ходов, иного развития повествования. Ребятам предлагается определенный набор функций сказочных персонажей, который может служить своеобразным каркасом будущей сказки. По одному и тому же набору функций можно создавать новые и новые сюжеты, т. е. неограниченное число сказок. Составление сказки по опорным словам. Продолжение сказки до логического и эмоционального конца.
5). Знакомство с построением стиха.
На этом этапе стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передать в стихах свое настроение, свои представления об окружающем мире.
Уроки литературного чтения стали первой ступенью в освоении знаний по теории стиха.
Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха. С греческого «ритм» переводится как «стройность, соразмерность». Дети хорошо чувствуют природу ритма и легко понимают, что в окружающем мире происходит ритмично.
Заключение
Успехи в постижении произведений искусства трудно отразить, так как они связаны с перестройкой внутреннего мира человека и проявят себя позднее, при обучении в последующих классах. Но уже сейчас заметно, что дети все чаще высказывают свои мысли о прочитанном, все ярче читают лирические произведения, быстрее находят нужные характеристики героев в эпических произведениях, пробуют писать стихи, рассказы, а самое главное -любят уроки литературного чтения, любят читать.
15