Рабочая программа по дисциплине Основы материаловедения для нпо
МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский политехнический техникум»
Утверждаю
Директор техникума
_________________/_________
«____»__________20__ г.
Номер регистрации __________________
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия, среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Рузаевский политехнический техникум»
Автор: Ферафонтова Т.В., преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО «150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выполнять механические испытания образцов материалов;
-использовать физико-химические методы исследования металлов;
-пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
-выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
-наименование, маркировку и свойства обрабатываемо материала;
-правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
-основные сведения о металлах и сплавах;
-основные сведения о неметаллических ,прокладочных ,уплотненных и электротехнических материалах, стали ,их классификацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
45
в том числе:
лабораторные занятия
6
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. Задачи предмета, перспективы развития
Содержание учебного материала
2
1
Значение и содержание дисциплины «Материаловедение» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.
История развития материаловедения в решении важнейших технических проблем снижения материалоемкости изделий, повышения прочности, надежности и долговечности механизмов и приборов.
Перспективы развития производства металлов. Новейшие достижения в производстве и обработке материалов и сплавов.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений об ученых-металловедах
1
Раздел 1 Строение металлов
14
Тема 1.1 Атомно-кристаллическое строение металлов
Содержание учебного материала
2
Понятия о металлах и сплавах. Типы связей и их влияние на свойства материалов.
Атомно-кристаллическое строение металлов. Строение реальных металлов
Тема 1.2 Кристаллизация металлов
Содержание учебного материала
2
Кристаллизация металлов, этапы кристаллизации. Механизм процесса кристаллизации, формы кристаллических образований, модифицирование. Строение слитка. Аморфные материалы
Тема 1.3 Методы изучения свойств металлов и сплавов
Содержание учебного материала
2
Основные свойства металлов. Методы изучения структуры металла: макроскопический, микроскопический анализ, рентгеноструктурный. Методы механических испытаний. Физические методы исследования и контроля качества металлов.
Лабораторные работа 1. Микроскопический анализ металлов и сплавов
2
Лабораторные работа 2. Определение твердости материалов методами Бринелля и Роквелла
2
Самостоятельная работа:
Рефераты: «Свойства металлов». Составление тестов.
2
Тема 1.4 Основы теории сплавов. Диаграммы состояния сплавов
Содержание учебного материала
2
2
Понятие о сплаве, компоненте, фазе и системе. Структурные образования при кристаллизации сплавов: твердые растворы, механические смеси, химические соединения, условия образования и свойства
Понятие о диаграммах состояния сплавов, их практическое значения и принцип построения. Типы диаграмм состояния. Связь между свойствами сплавов и типом диаграммы состояния.
Тема 1.5 Диаграмма состояния системы железо-цементит
(Fe – Fe3C)
Содержание учебного материала
2
Компоненты и фазы диаграммы Fe – Fe3C: феррит, цементит, аустенит, перлит, ледебурит. Диаграмма состояния и ее структурные составляющие. Классификация железоуглеродистых сплавов в соответствии с диаграммой Fe – Fe3C.
Самостоятельная работа
Превращения в структуре сталей и чугунов при нагревании и охлаждении. Построение кривых охлаждения и нагревания*.
2
Раздел 2 Термическая и химико-термическая обработка
8
2
Тема 2.1 Основы теории термической обработки
Содержание учебного материала.
Основы теории ТО. Определение и классификация видов термической обработки. Превращение перлита в аустенит. Распад аустенита. Основное оборудование для термической обработки.
2
Тема 2.2 Технологические процессы термической обработки
Содержание учебного материала.
Технология термической обработки стали: отжиг, закалка, отпуск закаленных сталей. Технология проведения и область применения. Дефекты термической обработки и методы их предупреждения.
2
Лабораторная № 3 Термическая обработка стали
2
Тема 2.3 Химико-термическая обработка металлов и сплавов
Сущность и назначение химико-термической обработки металлов. Процессы, протекающие при химико-термической обработки: диссоциация, адсорбция, диффузия. Виды химико-термической обработки: цементация, азотирование, цианирование и нитроцементация, сущность и назначение. Диффузионное насыщение сплавов металлами. Ионное азотирование.
Поверхностная закалка, виды, применение
2
Самостоятельная работа
Термомеханическая обработка: виды, сущность и область применения
2
Раздел 3 Материалы применяемые в машиностроении
21
2
Тема 3.1 Стали
Содержание учебного материала
Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. Классификация углеродистых сталей: стали обыкновенного качества, качественные стали. Маркировка сталей по ГОСТ.
Влияние легирующих элементов на свойства стали. Маркировка легированных сталей по ГОСТ.
Конструкционные стали общетехнического назначения. Маркировка конструкционных сталей, применение
4
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой, применение и маркировка углеродистых и легированных сталей
1
Тема 3.2 Чугуны
Содержание учебного материала
2
Общие сведения о чугунах. Виды чугунов. Влияние элементов примесей на структуру чугуна. Микроструктура и свойства чугунов. Легированные чугуны.
Маркировка чугунов по ГОСТ. Термическая обработка чугунов.
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой, маркировка чугунов
1
Тема 3.3 Стали и сплавы с особыми свойствами
Содержание учебного материала
2
1
Нержавеющие стали: хромистые стали, хромоникелевые аустенитные стали. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы.
Стали и сплавы с особыми электрическими свойствами: металлы высокой проводимости, сплавы с высоким удельным электрическим сопротивлением, термоэлектродные сплавы, стали и сплавы с особыми магнитными свойствами. Сплавы специального назначения: сплавы с особыми упругими свойствами, износостойкие стали, сплавы с памятью формы
Тема 3.4 Инструментальны стали и сплавы
Содержание учебного материала
2
1
Классификация инструментальных сталей по назначению и свойствам. Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченные сплавы, сверхтвердые материалы. Стали для измерительных инструментов.
Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением: стали для молотовых штампов, стали для штампов горизонтально-ковочных машин и прессов.
Самостоятельная работа.
Маркировка инструментальных сплавов.
1
Тема 3.5 Цветные металлы и сплавы
Содержание учебного материала
2
Медные сплавы. Алюминиевые сплавы. Магниевые сплавы. Титановые сплавы. Маркировка сплавов
Самостоятельная работа.
Маркировка цветных металлов и сплавов.
1
Тема 3.6 Материалы для сварки и пайки
Содержание учебного материала
2
Материалы для сварки: материалы для сварки сталей, материалы для сварки чугуна и цветных металлов.
Материалы для пайки металлов: пайка металлов, припои, флюсы, термическая обработка паянных деталей.
Тема 3.7 Неметаллические материалы
Содержание учебного материала
4
Материалы на основе полимеров: пластмассы, строение и свойства, эластомеры и резины. Стекло и древесина. Общая характеристика и свойства. Применение неметаллических материалов в промышленности.
Композиционные материалы. Общая характеристика, дисперсно-упрочненные композиты, волокнистые композиты
Самостоятельная работа
1. Работа с учебной литературой, с интернет источниками
2.Подготовка рефератов, презентаций
1
Тема 3.8 Горюче-смазочные материалы
Содержание учебного материала
2
Классификация топлив. Горючие смеси и энергетические показатели топлива. Свойства топлива. Альтернативные топлива.Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам. Моторные масла. Твердые и пластичные смазки
Итоговая контрольная работа
1
Всего:
45
Внеаудиторная самостоятельная работа
12
Максимальная учебная нагрузка
57
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедения, метрологии, стандартизации и сертификации».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест кабинета:
компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
методические пособия.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
столы для приборов и оборудования;
прибор для измерения твердости материалов методом Бринелля ТШ;
универсальный прибор для измерения твердости сплавов различными методами;
печь муфельная;
металлографический микроскоп;
лупа;
образцы из сталей и чугуна различной твердости;
емкости для охлаждающих жидкостей;
химические реактивы и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка). Учебник НПО. М «Академия»2009-288с.
2 Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) УП НПО «Академия»2008-224с.
Дополнительные источники:
Заплатин В.Н.. Основы материаловедения (металлообработка). УП НПО. М 2009-256с
2.Марочник сталей и сплавов 2-е изд. Доп. и исп. Под. Пед А. С. Зубченко М. « Машиностроение» 2003-784 с.
3.Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка): раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования /Е.Н. Соколова.- М.: Издательский центр «Академия»,2007-96с.
Интернет-ресурсы:
http://materialu-adam.blogspot.com/
http://www.twirpx.com/files/machinery/material/
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Анализировать технологические свойства металлов и сплавов применительно к своей профессии.
Реферат. Тестирование.
Расшифровать марки чугунов и сталей.
Контрольная работа.
Анализировать по заданной диаграмме происходящие структурные процессы в чугунах и сталях при нагревании и охлаждении.
Тестирование.
Классифицировать легированные стали в зависимости от процентного содержания легирующих элементов.
Домашняя работа. Зачет
Определять по марке стали к какой группе свариваемости она относится.
Тестирование. Зачет
Знать методы изучения структуры металлов
Лабораторная работа
Знать методику измерения твердости металлов и сплавов.
Лабораторная работа
Знать механизм процессов, протекающих при затвердевании сплавов.
Реферат.
Классифицировать стали по различным признакам (химическому составу, назначению, качеству, способу раскисления).
Тестирование. Зачет
Знать свойства и назначение основных машиностроительных марок сталей.
Зачет
Знать сущность и назначение термической обработки, основные ее виды.
Лабораторная работа. Домашнее задание. Тестирование.
Знать, как влияет скорость охлаждения на характер фазовых превращений и структуру стали.
Лабораторная работа
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
80 ч 89
4
хорошо
70 ч 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения учебной дисциплины.
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 115