Ответы к вопросам для подготовки к олимпиаде по литературе 11 класс
МИНИСТЕРАСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе
11 класс 22 февраля 2014 г.
Литературный тур (максимальная оценка 50 баллов)
Задание 1 (2 балла)
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
1. Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и вечно бороться и лишаться, а………… - душевная подлость». Это кредо является правилом жизни и положительных героев романа « Война и мир».
Что (по Толстому) является «душевной подлостью»? (Равнодушие? Терпение? Эгоизм? Спокойствие?)
2. Рисуя этого персонажа в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой показал его не только жестоким бретером (человеком, готовым драться на дуэли по всякому поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом.
Кто этот персонаж? Назовите фамилию и имя.
Ответ:
1. Спокойствие (1 балл).
«… А спокойствие — душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного, не человеческого, а оттуда».
2. Долохов (0,5 балла). Федор (0,5 балла).
1
Задание 2 (3 балла)
Прочитайте отрывки из текстов.
Назовите произведение и автора.
1. С полверсты он прошел полем. Кладбище обозначалось вдали темной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота... При лунном свете на воротах можно было прочесть: «Грядет час в онь же...» ( ОН) вошел в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и черные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и черное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым. Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны. На первых порах (ЕГО) поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое, — мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем…
И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом. Он едва нашел ворота, — уже было темно, как в осеннюю ночь, — потом часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей. « Я устал, едва держусь на ногах», — сказал он Пантелеймону. И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: «Ох, не надо бы полнеть!»
2. И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. « Он не может умереть!» — с радостью сказали люди.
3. Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.
Ответ:
5.1. А.П. Чехов «Ионыч»
5.2. М. Горький «Старуха Изергиль»
5.3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
2
Задание 3 (12 баллов)
Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создает Игорь Северянин в стихотворениях из сборника сонетов «Медальоны». Назовите первое и последнее произведение (сборники) этих авторов.
1.
Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает четки.
Осенней ясностью в ней чувства четки.
Удел — до святости непоправим…
2.
Его улыбка — где он взял ее? —
Согрела всех мучительно влюбленных,
Униженных, больных и оскорбленных.
Кошмарное земное бытие…
3.
Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и веселым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком…
4.
Путь конквистадора в горах остер.
Цветы романтики над ним нависли.
И жемчуга на дне — морские мысли —
Трехцветились, когда ветрел костер.
Ответ:
1. А.А. Ахматова (1балл)
Сборник стихов "Вечер"1912(1 балл) - Сборник стихов "Бег времени"1963(1 балл)
2. Ф. М. Достоевский(1балл)
«Бедные люди»1845(1 балл) - « Братья Карамазовы»1880(1 балл)
3. С.А. Есенин(1 балл)
Первый поэтический сборник «Радуница»1916(1 балл) - стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья.."1925(1 балл)
4.Н.С.Гумилев(1 балл)
8 сентября 1902 года – в газете «Тифлисский листок» напечатано первое стихотворение гимназиста Николая Гумилева «Я в лес бежал из городов». 1905 год – Николай Гумилев выпускает свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров».(1 балл) Август 1921 года – Николай Степанович Гумилев расстрелян как участник контрреволюционного заговора. Точная дата его смерти неизвестна. Этот же год – в Берлине, уже после расстрела, издан сборник последних стихов Николая Гумилева «Огненный столп».(1 балл)
Если не указан год, баллы не снижаются.
3
Задание 4 (5 баллов)
Соотнесите имена русских писателей и названия мест, где существуют их музеи и почему.
1.Ф.М. Достоевский Багдади
2.А.Н. ОстровскийТаганрог
3.Ф.И. ТютчевСтарая Русса
4.В.В. МаяковскийОвстуг
5.А.П. ЧеховЩелыково
Ответ:
1.Ф.М. Достоевский - Старая Русса(0,5 балла)
Дом-музей Ф. М. Достоевского (филиал Новгородского государственного объединённого музея-заповедника) открыт в городе Старая Русса в здании, где семья Достоевских, начиная с 1872 года, проводила лето.(0,5 балла)
2.А.Н. Островский - Щелыково (0,5 балла)
Щелыково (полное название государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково») — музей-заповедник в Костромской области.
Щелыково исторически знаменито тем, что именно здесь жил, работал, написал множество своих пьес Александр Николаевич Островский. Здесь же он умер и похоронен на погосте церкви Николо-Бережки. (0,5 балла)
3.Ф.И. Тютчев - Овстуг (0,5 балла)
О́встуг — усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу речки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 г. здесь родился выдающийся поэт Фёдор Тютчев. (0,5 балла)
4. В.В. Маяковский - Багдади (0,5 балла)
Музей Маяковского в селе Багдади в Грузии основан в 1940 году и расположен в мемориальном доме, где поэт родился 19 июля 1893 года.(0,5 балла)
5.А.П. Чехов - Таганрог(0,5 балла)
Домик Чехова — государственный мемориальный музей, расположенный в Таганроге в небольшом флигеле (ул. Чехова, 69), в котором родился А. П. Чехов.(0,5 балла)
4
Задание 5 (8 баллов) Достоевский глазами художников Перова и Глазунова
Василий Григорьевич Перов (1834-1882) был современником Достоевского. Его искусство утверждало демократические идеалы, новые народные темы. Он автор известных картин: "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Проводя покойника", "Тройка". В начале 1870-х годов Перов создал ряд замечательных портретов, преимущественно писателей и художников. Лучшее, что было создано Перовым в этом жанре живописи - портрет Ф.М. Достоевского. В мае 1872 года Василий Григорьевич Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова.
Другой портрет писателя принадлежит кисти художника XX века, нашего современника, Ильи Сергеевича Глазунова. Художник проиллюстрировал многие произведения писателя, им создано несколько его портретов (1956 год). Наиболее впечатляющий тот, который перед вами.
Определите характерное в образе писателя, подмеченное каждым художником. Ответ оформите в виде небольшого стройного монологического высказывания. Введите описание портретов и ответы на вопросы в любой последовательности, учитывая свою логику повествования.
1.Какой портрет кисти В.Г. Перова, какой – И.С. Глазунова?
2. Кто из художников выразительно подметил характерный для писателя жест, служащий знаком внутреннего напряжения? Какой?
3. На фоне какого города изображен Достоевский? Почему?
4.Кому из художников удалось уловить « минуту творчества Достоевского»?
5.Почему художники уделяют большое внимание изображению взгляда писателя?
Ответ и критерии оценивания:
1. Названы художники картин(№1 –Глазунов,№2 – Перов) (0,5 балла)
2. Кто из художников выразительно подметил характерный для писателя жест, служащий знаком внутреннего напряжения? Какой?
Ответ. Перов(0,5 балла). Какой? Руки нервно сцеплены на колене — замечательно найденный и, как известно, характерный для писателя жест служит знаком внутреннего напряжения.(0,5 балла) 5
3. На фоне какого города изображен Достоевский? Почему?
Ответ. Петербург (0,5 балла) Почему? Это Петербург Достоевского. Основой для создания образа города послужили как петербургские адреса Ф. М. Достоевского и его окружения, так и другие улицы, площади и дома, ставшие героями его книг(0,5 балла)
4. Кому из художников удалось уловить « минуту творчества Достоевского»?
Ответ. Перову(0,5 балла)
5. Почему художники уделяют большое внимание изображению взгляда писателя?
Ответ. Взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создает ощущение глубокой сосредоточенности, “страдания” мысли. (Перов-0,5балла) Глаза, напряженно и пронзительно глядящие, говорят о вечной мысли о людских судьбах. (Глазунов-0,5 балла)
6. Описание портретов (1 балл)
7. Определение характерного в образе писателя(1 балл)
8. Стройность монологического высказывания (2 балла)
В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет
Ф. М. Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова.
Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков, и в особенности над головой Достоевского, оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.
В портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула “уйти в себя”. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста, изображена чуть сверху и сбоку. Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, “страдания” мысли. Руки нервно сцеплены на колене — замечательно найденный и, как известно, характерный для писателя жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. Зная, кто изображен на портрете, можно понять, что скрыто за внешним аскетизмом образа. Судя по отзыву А. Достоевской, Перов «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского"». Перову удалось не только подметить самое характерное в натуре Достоевского, но и прикоснуться к самому сокровенному в этом человеке.
Второй портрет писателя принадлежит кисти художника XX века, нашего современника, Ильи Сергеевича Глазунова. Художник проиллюстрировал многие произведения писателями им вделано несколько его портретов (1956 год). Наиболее впечатляющий тот, который перед нами. На нем бледное лицо Достоевского - с выдающимися скулами, глазами, напряженно и пронзительно глядящими из-под купола огромного лба - выступает из полусумрака зажатой многоэтажными домами петербургской улицы. Петербург Достоевского… Перед нами - его создатель на фоне города. Петербург Достоевского — образ города Санкт-Петербурга, созданный в книгах знаменитого писателя.
Основой для создания образа города послужили как петербургские адреса Ф. М. Достоевского и его окружения, так и другие улицы, площади и дома, ставшие героями его книг (особенно романа «Преступление и наказание»). К последним можно отнести, например: «Дом старухи-процентщицы» (Канал Грибоедова, 104),«Дом Раскольникова» (Гражданская ул., 19),«Дом Сони Мармеладовой» (Канал Грибоедова, 73) — дом с тупым углом. От лица на портрете исходит мудрость, понимание и сочувствие тем, кто страдает в этих домах-трущобах, живет на этих улицах.
Кажется, что сейчас великий Достоевский тяжело повернется и пойдет, освещаемый всполохами закатного неба, одинокий, с вечной мыслью о людских судьбах. Перед нами тот, кто, изведав возможную меру людских искушений и соблазнов, зла и жестокости, проникся страстной, всепоглощающей любовью к слабым и беспомощным, но самонадеянным и горделивым человеческим существам. Словно все грани его гения проглядывают тут: перед нами выстрадавший свою правду реалист, мыслитель и провидец, обличитель зла и величайший гуманист.
6
Задание 6 (5 баллов)
Прочитайте стихотворение. Проанализируйте его идейно-тематическое содержание (ведущая тема - 1 балл, идея (основная мысль) произведения-1 балл, развитие мысли автора (лирического героя)-2 балла, эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи-1 балл)
«Два паруса лодки одной» Иннокентий Анненский
Нависнет ли пламенный зной
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны.
Нам буря желанья слила,
Мы свиты безумными снами,
Но молча судьба между нами
Черту навсегда провела.
И в ночи беззвездного юга,
Когда так привольно-темно,
Сгорая, коснуться друг друга
Одним парусам не дано…
Стихотворение было опубликовано в 1904 году, став прекрасным
образцом подлинного русского символизма.
Ответ и критерии оценивания:
Идейно-тематическое содержание:
1.Ведущая тема (о человеческих взаимоотношениях) - 1 балл
2.Идея (основная мысль) произведения (союз двух любящих людей рождает единство мыслей и чувств) - 1 балл
3.Развитие мысли автора (лирического героя) – 1 балл
4.Эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи (горький осадок - «беззвездного юга», «привольно-темно», легкая грусть – «Сгорая, коснуться друг друга// Одним парусам не дано…») – 2 балла
Иннокентия Анненского пейзажная лирика никогда не интересовала, а свои чувства он пытался передать в иносказательной форме. Поэтому в данном стихотворении речь идет не о том, что на морском ветру трепещут «два паруса лодки одной», а о человеческих взаимоотношениях. Поэт убежден, что союз двух любящих людей рождает единство мыслей и чувств, когда разные по своей натуре и взглядам индивидуумы превращаются в единое целое. Именно таких людей поэт называет парусами лодки, подразумевая, что также относится к их числу. Имя своей возлюбленной автор не называет, однако недвусмысленно указывает на то, что «одним и дыханьем мы полны». Тем не менее, автор понимает, что ему не суждено в полной мере ощутить простое человеческое счастье, так как «молча судьба между нами черту навсегда провела». Точно так же и паруса на лодке никогда не соприкасаются, хотя служат общему делу и могут похвастаться удивительным единством. Но между ними также проведена невидимая черта, переступить которую им не под силу. Парадокс таких взаимоотношений занимает помыслы поэта, оставляя в его душе горьких осадок и, в то же время, порождая легкую грусть из-за несбыточности собственных желаний.
7
Задание 7 (15 балов)
Прочитайте отрывок из текста "Будущее литературы как предмет изучения". Лихачев Д.С. "НОВЫЙ МИР" №9, 1969 г.
« Прочтя название этой статьи, читатель непременно подумает: "Модная тема! Не довольно ли с нас футурологии, предсказаний и предвещаний, облеченных в научную форму? Творчество нельзя предвидеть, нельзя предсказать появление того или иного гениального художественного произведения или научного открытия". Мы не знаем - куда влечет нас литературное развитие. Мы привыкли к литературе как к удобному местопребыванию. Но литература не "местопребывание". Литературное развитие стремит нас вперед в более или менее постоянном направлении, и нам надо знать – куда».
Что вы думаете о будущем литературы как предмете изучения?
Примерный ответ и критерии оценивания:
1.Оригинальность суждения - 3 балла
2.Композиционная стройность - 3 балла
3.Логичность - 3 балла
4.Ясность изложения - 3 балла
5.Речевая грамотность - 3 балла
«И все-таки мне хочется сказать следующее: наряду с меняющимися категориями в литературе есть и категории мало меняющиеся или остающиеся неизменными. В частности, уже в средневековой русской литературе есть элементы, предопределяющие собой ее будущее развитие. В гуманизме средневековом есть элементы, которые разовьются в великой русской литературе XIX века……Без них не могло бы быть преемственности в литературе. ….И не может быть сомнения, по крайней мере, в одном: наше прошлое и наше настоящее останутся в литературе самого отдаленного будущего.…… Остановимся еще на одном. В названии этой статьи стоит "будущее литературы". "Будущее литературы" - это не совсем то, что "литература будущего". Будущее литературы - это тенденции ее развития, пути, идущие из прошлого через настоящее вперед в столетия и тысячелетия. Литература же будущего - это та литература, которая будет существовать через сто и тысячу лет. Это ее состояние в будущем. Может быть, я несколько преувеличил и обострил различия между этими понятиями, но пусть эти различия останутся в этой статье. Они нужны».
Д.С. Лихачев
Объем творческого задания не ограничен
За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки снимается до 3 баллов.
Всего за работу – 50 баллов
8