Ответы к вопросам для подготовки к олимпиаде по литературе 9 класс
МИНИСТЕРАСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе
9 класс 22 февраля 2014 г.
Литературный тур (максимальная оценка 50 баллов)
Задание 1(6 баллов)
Продолжите стихотворные строки. Назовите произведение, автора.1.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай ………(одно слово)
2.
Но кто сей рьяный великан,
Сей витязь полуночи?
Друзья, на спящий вражий стан
Вперил он страшны очи;
Его завидя в облаках,
Шумящим, смутным роем
На снежных Альпов высотах
Взлетели тени с воем;
Бледнеет галл, дрожит сармат
В шатрах от гневных взоров...
О горе! горе, супостат!
То грозный наш ………..(одно слово)
3.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги ………….(два слова)
4.
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта ……………..(два слова)
Ответ:
1. берегут (0,5 б) « Ода на день восшествия на
всероссийский престол ее величества
государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» (0,5 б) М.В. Ломоносов (0,5 б)
2. Суворов (0,5 б) « Певец во стане русских воинов» (0,5 б) В.А. Жуковский(0,5, б)
3.сердца людей (0,5б) « Пророк» (0,5 б) А. С. Пушкин.(0,5 б)
4. праведную кровь! (0,5 б) « Смерть поэта» (0,5 б) М.Ю.Лермонтов (0,5 б)
Всего – 6 баллов
Задание 2 (3 балла)
Восстановите по началу фразы афоризмы из комедии Грибоедова « Горе от ума».
1.Чины людьми даются, а …
2.Служить бы рад, …
3.Свежо предание, а …
4.Дома новы, но …
5.Блажен, кто верует,- …
6. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь …
7. Не надобно другого образца, когда …
8.Числом поболее, …
9. Грех не беда, …
10. Судьба любви - играть …
11. Ученье - вот чума, учёность …
12. Улыбочка и пара слов,
И кто влюблён - …
Ответ:
1.Чины людьми даются, а люди могут обмануться
2.Служить бы рад, прислуживаться тошно
3.Свежо предание, а верится с трудом
4.Дома новы, но предрассудки стары
5.Блажен, кто верует,- тепло ему на свете!
6. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят
бессловесных
7. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца
8.Числом поболее, ценою подешевле...
9. Грех не беда, молва нехороша.
10. Судьба любви - играть ей в жмурки.
11. Ученье - вот чума, учёность - вот причина!
12. Улыбочка и пара слов,
И кто влюблён - на всё готов.
(Всего -3 балла; по 0,25 за каждый ответ)
Задание 3 (11 баллов)
Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создает Игорь Северянин в стихотворениях из сборника сонетов «Медальоны». (1 балл) Назовите эти аллюзии. (1 балл в заданиях 1-3, 4 балла в задании 4)
аллюзия - (от фр. allusion - намек) - художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение
1.
Над Грузией витает скорбный дух –
Невозмутимых гор мятежный Демон,
Чей лик прекрасен, чья душа - поэма,
Чьё имя очаровывает слух.
2.
Эпоха робкого дыханья... Где
Твоё очарованье? Где твой шёпот?
Практичность производит в лёгких опыт,
Чтоб вздох стал наглым, современным-де...
3.
Мог выйти архитектор из него:
Он в стилях знал извилины различий.
Но рассмешил при встрече городничий,
И смеху отдал он себя всего.
4.
Не жутко ли, — среди губернских дур
И дураков, туземцев Пошехонья,
Застывших в вечной стадии просонья,
Живуч неумертвимый помпадур?
Гниет, смердит от движущихся трупов
Неразрушимый вечно город Глупов —
Прорусенный, повсюдный, озорной.
Иудушки из каждой лезут щели.
Страну одолевают. Одолели.
И нет надежд. И где удел иной?
Ответ:
1.М.Ю. Лермонтов (1 балл). "Демон" — поэма Лермонтова (1 балл).
2.А.А. Фет (1 балл). Эпоха робкого дыханья — перифраз известных фетовских строк: "Шепот, робкое дыханье, трели соловья..."(1 балл).
3.Н.В. Гоголь (1 балл). Городничий — персонаж пьесы "Ревизор"(1 балл).
4.М.Е. Салтыков-Щедрин(1 балл). Пошехонья — имеется в виду книга "Пошехонская старина" (1 балл). Помпадур — намек на книгу "Помпадуры и помпадурши" (1балл). Город Глупов — место действия в книге "История одного города" (1 балл). Иудушки — Иудушка Головлев — герой романа "Господа Головлевы" (1 балл).
Всего – 6 баллов
Задание 4 (6 баллов)
Определите жанры приведенных поэтических текстов (1 балл).
Кратко аргументируйте свои ответы, используя знания по теории литературы (1 балл).
1.
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок
А.С. Пушкин «Вольность»
2.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.С. Пушкин «К Чаадаеву»
3.
В его "Истории" изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
А.С. Пушкин «На Карамзина»
Ответ:
1.Ода (1балл). Жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра (1 балл).
2.Послание (1 балл). Послание — обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Напр. «К Чаадаеву» (1818г.) (1балл)
3. Эпиграмма (1балл). Небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (1 балл).
Всего – 6 баллов
Задание 5 (4 балла)
Определите языковые средства художественной выразительности.
Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например:
4-А 5).
4-А. Отметьте пример, содержащий гиперболу:
1. Тысячи людей в мире голодают.
2. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
3. Трава взошла на каждой кочке, заизумрудился овраг.
4. Тишина в саду и в доме, Спит телёнок у плетня.
4-Б. Отметьте пример, содержащий эпитет:
1. Золотое изделие.
2. Золотой кубок.
3. Золотые руки.
4. Золотые часы.
4-В. Отметьте пример, содержащий литоту:
1. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем...
2. Прямо под моим окошком крестьянская усадьба.
3. От горшка два вершка.
4. Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
4-Г. Отметьте пример, содержащий градацию:
1. Тот имеет такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить…
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она.
3. Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.
4. И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда кристальная.
Ответ:
4-А 2 (1 балл)
4-Б 3 (1 балл)
4-В 3 (1 балл)
4-Г 3 (1 балл)
Задание 6 (5 баллов)
Прочитайте стихотворение. Проанализируйте его идейно-тематическое содержание. (Ведущая тема – 1 балл, идея (основная мысль) произведения - 1 балл, развитие мысли автора (лирического героя) – 2 балла, эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи - 1 балл)
Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
Шепнул душе привет бывалой;
Душе блеснул знакомый взор;
И зримо ей минуту стало
Незримое с давнишних пор.
О милый гость, святое Прежде,
Зачем в мою теснишься грудь?
Могу ль сказать: живи надежде?
Скажу ль тому, что было: будь?
Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Зачем душа в тот край стремится,
Где были дни, каких уж нет?
Пустынный край не населится,
Не у́зрит он минувших лет;
Там есть один жилец безгласный,
Свидетель милой старины;
Там вместе с ним все дни прекрасны
В единый гроб положены.
В.А. Жуковский «Песня» (Минувших дней очарованье)
Ответ:
Идейно-тематическое содержание:
1.Ведущая тема (Внутренний мир человека, полный глубокого драматизма.) - 1 балл
2.Идея (основная мысль) произведения (Человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни.) – 1 балл
3.Развитие мысли автора (лирического героя) – 2 балла
4.Эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи.
( Меланхолия – тона приглушенные, мрачные: «минувших дней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «дней очарованье», «воскресло», «блеснул… взор». Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и появились живые тона, краски радости и надежды.) – 1 балл
Всего – 5 баллов
Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в «Песне» глубокая грусть и тихое «томление». Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, возникающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: «шепнул душе привет…», «душе блеснул знакомый взор…», «зачем душа в том край стремится…»
«Песня» («Минувших дней очарованье…») – лирический монолог, обращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства пронизывают стихотворение. Меланхолия – тона приглушенные, мрачные: «минувших дней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «дней очарованье», «воскресло», «блеснул… взор». Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и появились живые тона, краски радости и надежды, подобно какому-то тончайшему инструменту, воздействуют на читателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений. Явно прослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить то контрастирующее состояние, которое переживает автор.
Задание 7 (15 баллов)
Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос
«Интернет - конкурент книги? Выживут ли книги?»
Ответ и критерии оценивания
1.Оригинальность суждения - 3 балла
2.Композиционная стройность - 3 балла
3.Логичность - 3 балла
4.Ясность изложения - 3 балла
5.Речевая грамотность - 3 балла
Всего – 15 баллов
Примерный ответ
Интернет - конкурент книги? Да, потому что он доступнее и дешевле. А книги обязательно выживут. Но для этого необходимо постоянно брать их в руки и хотя бы иногда вспоминать о том, что они существуют. Разница между перелистыванием бумажных страниц и чтением с монитора - огромна. Она заключается в том, что, читая обычную книгу, можно ощутить какова она и её страницы на ощупь, услышать шелест перелистываемых страниц и вникнуть в содержание текста любимого произведения настолько глубоко, насколько этого человеку захочется. Читая бумажную книгу, человек пробуждает ото сна своё воображение. И всё это - без вреда для собственного здоровья.
Интернет не средство для чтения книг. Это - средство экстренного поиска информации. А ещё, интернет может служить прекрасным способом для обучения. Компьютер всегда может помочь со сбором информации и, конечно, многое может ускорить и упростить, но заменить книгу он не сможет никогда! Ведь общение с ней – это не просто получение знаний, чтение – это совершенно другое. Когда берешь в руки книгу и начинаешь аккуратно перелистывать ее страницы, погружаешься в волшебный мир. В этом, только твоем книжном мире, есть своя прелесть, своя энергетика.
Для современной молодежи компьютер - это не только источник информации, но и помощь в изучении различных школьных дисциплин, в расширении кругозора. Кроме того, компьютер – это удобный способ общения со сверстниками, а зачастую при затруднении живого общения еще и хороший друг. В мире существуют традиции, заложенные тысячелетиями, которые не сможет отменить ни одна высокая технология, ни один компьютер, ничто на свете. Они были, есть и будут. Нет никаких сомнений в том, что книга никуда не исчезнет, как не исчезнут театр, живопись, классическая музыка, архитектура, – одним словом, настоящая культура. Будущее за настоящим искусством, в том числе, и за книгой. А компьютер станет лишь умным, высокотехнологичным дополнением этих знаний, накопленных веками.
Объем творческого задания не ограничен
За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки снимается до 3 баллов.
Всего за работу – 50 баллов