Развитие мотивации к изучению истории через оптимизацию методов и приемов преподавания средствами ИКТ -технологий
Развитие мотивации к изучению истории через оптимизацию методов и приемов преподавания средствами ИКТ -технологий.
«Не зная прошлого, не построишь будущего» - привычно ответила я, на вопрос ученика о том, для чего он пришел на урок истории. Ребёнок уходит, туманно осознавая свое будущее и совсем не представляя где связь между уроком истории сегодня и тем что будет завтра.
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», озвученной в послании президента Федеральному Собранию, главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Для преподавания истории в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на формирование умений получения, отработки, хранения и передачи информации.
Многие ключевые вопросы истории являются трудными для понимания, а значит и для запоминания школьниками.
Как показывает практика, трудности появляются при изучении первых серьезных тем в 7-8-х классах, потому что материал начального курса истории легко воспринимается учащимися, меньше дат и сложных понятий, кроме того с детства нам знакомы герои мифов и сказаний. Вся «любовь» к истории, возникшая на первых порах, именно по этой причине, то есть из-за простого непонимания, может легко перерасти в «ненависть», и справиться с ней учителю будет очень сложно.
Ведь, как известно все дети обожают «пофантазировать», но как только дело касается теоретических вопросов и огромного количества дат у некоторых проявляется буквально антипатия.
Передо мной, как учителем истории стоит непростая задача, за 7 школьных лет мои учащиеся должны усвоить сотни новых терминов, понятий, запомнить огромное количество дат, научиться владеть информацией и свободно ориентироваться в исторических событиях. Но возможно ли это?
Работать над данной проблемой я начала практически с самого начала своей педагогической деятельности.
Позвольте представить опыт моей работы по теме: развитие мотивации к изучению истории через оптимизацию методов и приемов преподавания средствами ИКТ -технологий.
За основу своего опыта я взяла оптимизацию.
Оптимизация это процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. Автором теории оптимизации является академик Ю.К.Бабанский.
Какова же методика выбора оптимальных решений. По моему мнению, это:
Выбор наилучшего для данного класса метода обучения
Наличие нескольких возможных вариантов решения задачи
Выбор наиболее оптимального варианта
Ознакомление с данными о сравнительной эффективности возможных методов решения подобных задач
С появлением в школе первого персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроке истории. К настоящему времени накоплен определённый опыт его практического применения.
Ведущая педагогическая идея-
воплощенная в моем опыте обеспечение успешного приобщения обучающихся к истории через различные формы и методы с применением ИКТ-технологий.
На уроках организую работу с историческими документами, научно-популярными текстами, периодикой, стараюсь подбирать материалы с разными точками зрения на одну проблему и в ходе работы с документами направляю деятельность учащихся на формирование своей точки зрения, аргументации своих взглядов. Достижению этих целей способствует работа с видеоматериалами и фрагментами мультимедийных учебников.
Активизации мыслительной деятельности способствуют приемы, обозначенные на слайде:
- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
- составление рассказа по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль).
- восстановление цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- аукцион имен;
- рассказ о событии по иллюстрации.
Как показывает практика, всё новое вызывает неподдельный интерес у детей.
Остановлюсь на одном из оптимальных методов активизации познавательного интереса обучающихся.
Информационные технологии. Работа с презентациями, электронными учебниками повышает мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности, а мультимедийные лекции обеспечивают “погружение” в изучаемую эпоху.
Применение электронных учебных пособий способствует формированию и развитию информационной культуры.
На уроке это возможно и интересно если:
1. Программа понятна с первого знакомства, как учителю, так и ученикам. Управление программой максимально простое.
2. Учитель имеет возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
3. Учебник позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.)
К подобным учебникам можно отнести:
1. Историю Древнего мира
2. Историю средних веков. 1 с
3. Новую историю
4. Историю России 20 век. Данилов Косулина
5. Обществознание 8-11 класс
Электронные учебные пособия оказывают сильное воздействие на память и воображение, дети готовы творчески мыслить и последовательно рассуждать. Таким образом, интеграция современных образовательных и информационных технологий стала одним из условий совершенствования процесса обучения и развития личности ученика.
Наиболее эффективное влияние на формирование у школьников знаний, и на развитие у них соответсвующих умений и навыков оказывает учитель, постоянно занимающийся самообразованием. Мы всегда должны быть в курсе событий, а для этого необходимо систематически повышать свой профессиональный уровень.
Естественно что, профессиональный опыт учителя должен быть доступен коллегам. Постоянно представляю свои наработки по данному направлению на мероприятиях разных уровней.
Еще одной формой развития профессионального потенциала является участие в конкурсах, научно-практических конференциях разных уровней.
В завершение выступления позвольте остановиться на таких фактах: недавно учёные решили подсчитать объём всей хранимой информации на планете
Земля. Оказалось, что только за последние двадцать лет этот объём увеличился примерно в сто раз. Если представить, что вся эта
информации записана на компакт-дисках, то стопка этих дисков окажется на четверть
выше расстояния от Земли до Луны [Куликов И. Стопка дисков от Земли до Луны
// Газета.ru. Наука. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] science/2011/02/14_a_3524166.shtml (дата обращения 16.02.2011) ]. И посредники между ребёнком и этим колоссальным информационным океаном – мы с вами- учителя! Мы передаём не только знания, но также культурные ценности и нравственные понятия, информационное наполнение которых просто невозможно оценить. Фигура учителя всегда находится в фокусе общественного внимания и занимает особое место в реализации стратегической инициативы «Наша новая школа».
Именно поэтому свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы не дать ребенку потерятся в этом информационном пространстве, быть рядом с ним, в том числе и с помощью различных инновационных технологий, а как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.
Закончить выступление мне хотелось бы словами Льва Толстого, которые как мне кажется, особенно актуальны, в наше время:
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». - Л. Толстой
13 PAGE 14115