Жизнь и духовные подвиги святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого)




Региональный конкурс
проектных и исследовательских работ обучающихся
«ЛЕСТВИЦА»
Беседин Иван Владимирович

Название работы
«Жизнь и духовные подвиги святителя-хирурга Луки (Войно- Ясенецкого)
Номинация:

Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному
краеведению
Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви Русской

Лучшая волонтерская организация или волонтерская акция года
Лучший проект, посвященный сохранению и укреплению семейных ценностей
Лучшая работа в области литературного или художественного творчества
Лучший мульти-медиа или интерактивный проект по православной культуре
или краеведению
Проект по теме, определяемой согласно памятным и иным датам в российской культуре, истории Русской Православной Церкви.

Краткая аннотация работы


Цель данной работы -изучить жизнь и духовные подвиги Святителя Луки, рассказать о его деятельности в качестве земского врача в Фатежском уезде Курской области. Служение Отечеству является для Святого исполнением своего долга перед людьми и Богом. Он, пройдя все гонения со стороны государства, был исполнен христианского смирения и «полюбил страдания». В этом его духовный подвиг.















Региональный конкурс
проектных и исследовательских работ обучающихся
«ЛЕСТВИЦА»
Курская область, Фатежский район
«Жизнь и духовные подвиги святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого)»
Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви
Русской

Автор: Беседин Иван Владимирович, 12 лет, 6 класс.
МКОУ «Нижнереутская основная общеобразовательная школа» Фатежского района
Курской области
E-mail: BIV.2112@yandex.ru
телефон: 8(930)0374687

Руководитель: Долгих Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Нижнереутская основная общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области
E-mail: t.dolgix2017@yandex.ru
телефон: 8(919)1775963




Цель проекта:
Изучить жизнь и духовные подвиги Святителя Луки, жившим и работавшим в Фатежском уезде Курской губернии.
Задачи проекта:
1.Познакомиться с жизнью и духовными подвигами святителя Луки (Войно – Ясенецкого), архиепископа русской православной церкви.
2.Рассказать о деятельности этого святого в Курской губернии.
3.Понять, как удалось этому святому совмещать служение Богу и служение людям в качестве земского врача в одной из больниц Курской губернии.
Методы работы: поиск информации о данном святом в интернете, прочтение книг с описанием жизни святого.
Проект был представлен на классном собрании

Россия издавна славилась подвижниками, героями, богатырями духа –людьми, которые свою жизнь посвящали другим, не видя для себя иного пути. В годы тяжелых испытаний они смело вставали на защиту родной земли. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских. Наиболее ярким примером беззаветного служения Богу, Родине и своему народу стала жизнь выдающегося русского хирурга, исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Священники и врачи всегда несли людям добро и мир, поэтому и заслужили любовь соотечественников на долгие века. В своей работе я хочу рассказать вам о человеке, сумевшим объединить две профессии в одну
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877г. в г. Керчи, в семье дворянина. Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское Художественное училище. У юноши появилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Войно- Ясенецкий ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в Училище. Он собирался поступить в Академию Художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.
Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета. В 1903 году с отличием окончил университет. В январе 1904 года, во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в городе Чите заведующим хирургического отделения госпиталя.
Русско-японская война (1904-1905) началась с нападения японского флота на русскую эскадру 26 января (8 февраля) 1904 года. Утром 27 января наши моряки попытались прорваться через строй японских кораблей. В неравном бою русские корабли потерпели поражение и вынуждены были вернуться в порт.
Известие о нападении Японии на русский флот в семье Войно-Ясенецких восприняли с возмущением. Решение поехать на фронт созрело сразу.
Родители и не думали отговаривать Валентина. Они знали о его твердом намерении быть там, где народу тяжелее всего. Патриотизм был частью души и характера семьи Войно-Ясенецких. Недаром их предки получили приставку «Войно» к фамилии Ясенецкие.
Из Киева поезд с медицинским отрядом Красного Креста отошел 30 марта 1904 года. Впереди три недели пути по бескрайним просторам России. И как только посмели жители маленького государства поднять на Россию руку? Неужели уроки военных кампаний против России ничему не научили? Эти вопросы задавал себе молодой военврач.
Развернув полевой госпиталь, потянулся нескончаемый поток раненых. И началась борьба за жизнь крестьян, одетых в военную форму. Много русских воинов спас от смерти Войно-Ясенецкий. Десятки операций делал ежедневно: оперировал суставы, ампутировал конечности, удалял внутренние органы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Хирург В.Ф.Войно-Ясенецкий, 1904г.
Несмотря на тяготы войны, Валентин Феликсович сделал выбор спутницы жизни. Ею стала сестра милосердия Анна Васильевна Ланская, которая покорила его «не столько своей красотой, сколько исключительной добротой

и кротостью характера». « В Чите я женился на сестре милосердия, работавшей прежде в Киевском военном госпитале, где её называли святой сестрой»,- вспоминал в автобиографии святитель. Отвергнув предложения двух врачей, она согласилась выйти замуж за Валентина Феликсовича. Венчание состоялось в 1904году в церкви, построенной декабристами.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Война закончилась, госпиталь сворачивал свою работу, и молодые супруги оказались перед выбором места жительства. Анна Васильевна поддержала желание мужа стать земским доктором, им надо было определиться с губернией. Валентин Феликсович решил ехать туда, где народ живет плохо. А плохо народу было в Симбирской, Курской, Саратовской и Черниговской губерниях.
Влыдыка Лука так вспоминает период своей деятельности в Фатежском крае: «Мы уехали из Читы до окончания войны. И я поступил врачом в Ардатовское земство Симбирской губернии в Ардатовской больнице я сразу столкнулся с большими трудностями Я решил перейти на работу в маленькую больницу и нашел такую в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Однако и там было не легче, ибо в маленькой участковой больнице на десять коек я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пришли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской.
Вспоминаю курьёзный случай, когда молодой нищий, слепой с детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления.
В Любаже мне встретилось несколько редких и весьма интересных хирургических случаев, но и о них я там же написал две мои первые статьи: «Элефантиаз лица, плексиформная неврома» и другую
· «Ретроградное ущемление при грыже кишечной петли».
Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне пришлось принимать амбулаторных больных, приезжавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра и до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил.
Заслуживает внимание и моя первая трахеотомия, сделанная в совершенно исключительных условиях. Я приехал для осмотра земской школы в недалекую от Любажа деревню. Занятия уже закончились. Неожиданно прибежала в школу девочка, неся в руках совершенно задыхающегося ребёнка. Он поперхнулся маленьким кусочком сахара, который попал ему в гортань. У меня был только перочинный ножик, немного ваты и немного раствора сулемы. Тем не менее, я решил сделать трахеотомию и попросил учительницу помочь мне. Но она, закрыв глаза, убежала. Немного храбрее оказалась старуха уборщица, но и она оставила меня одного, когда я приступил к операции. Я положил спеленутого ребёнка к себе на колени и быстро сделал ему трахеотомию, протекшую как нельзя лучше, вместо трахеотомической трубки я ввел гусиное перо, заранее приготовленное старухой. К сожалению, операция не помогла, так как кусочек сахара застрял ниже, по-видимому, в бронхе.
Земской управой я был переведён в уездную Фатежскую больницу, но и там недолго пришлось мне поработать. Фатежский уезд был гнездом самых редких зубров – черносотенцев. И самым крайним из них был председатель земской управы Батезатул, задолго до войны прославившийся своим законопроектом о принудительной эмиграции в России китайских крестьян для передачи их в рабство помещикам»
Но обстоятельства все же заставили покинуть добрый и гостеприимный Фатеж. Последовал однажды строгий наказ от уездного начальника Батезатула немедленно явиться к нему «по важному делу». Не мог этого сделать земский врач: на столе лежал больной, шла срочная операция. Да и не знал Валентин Феликсович, что самодурство главы уезда так велико. Задержка с явкой в служебный кабинет была расценена как дерзкое непослушание. Батезатул объявил об увольнение земского врача.
Но слух об увольнении хирурга-чудотворца быстро разнесся по уезду, и в очередной базарный день на центральной площади Фатежа возник стихийный митинг в защиту доктора. К тому времени принял меры к усмирению бунтарей премьер Петр Столыпин. Спокойнее стало местному начальству, да и люди стали отвыкать от митингов, многолюдных уличных шествий и нестройного пения «Вихрей враждебных». А тут снова митинг, торговые ряды опустели, все требуют от уездного начальства оставить в покое доктора.
Батезатул, конечно, не вышел к митингующим, люди разошлись, но судьба приезжего врача была решена окончательно.
Из Фатежа святитель Лука уехал в Москву и там немного менее года был экспертом хирургической клиники профессора Дьяконова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал диссертацию на тему: «Региональная анастезия» и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого. В 1917 году Войно-Ясенецкий получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей. Войно-Ясенецкий был одним из инициатора организации Ташкентского университета и с 1920г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возростали. В разных родах сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившее затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывном потоком. Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное религиозное православное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде» по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий(Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «Я принял это, как Божий призыв», - говорил архиепископ Лука, - и, ни минуты не раздумывая, ответил: «Хорошо, владыко, я буду».
В 1921 г. в день Сретения Господня, проф. Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, 12 февраля – во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В мае 1923г. отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Луки, в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостолом, но и врач, и художником. 12 мая того же года он хиротонисан тайно в г. Пенджекенте во епископа Ташкентского и Туркестанского.
«Много людей недоумевает», - говорил архиепископ Лука в день своего восьмидесятилетия 27 апреля 1957 года, - как я мог, достигнув славы ученого и весьма крупного хирурга, стать проповедником Евангелия Христова». «Думающие так, глубоко ошибаются, что невозможно совместить науку и религию знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих. Войно-Ясенецкий получил от Патриарха Тихона наказ, подтвержденный и Патриархом Сергием,- не оставлять научную и практическую деятельность по хирургии; и все время, в какие бы условия не попадал, он везде продолжал эту работу.
В 1921-1923 годах Владыка Лука «в течение двух лет проводил публичные диспуты при множестве слушателей с отрекшимся от Бога священником Ломакиным, бывшим священнослужителем Курской епархии, возглавлявшим антирелигиозную пропаганду в Средней Азии.
С 25 января 1925г. по сентябрь 1927г. епископ Лука снова епископ Ташкентский и Туркестанский. В сентябре 1927 года он получает назначение на Рыльскую епархию Курской губернии, но от назначения отказывается. С 5 октября по 11 ноября 1927г. –епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. С ноября 1927г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице. В 1934г. вышла в свет его книга «Очерки гнойной хирургии», ставшая настольной книгой хирургов. «Пожалуй, нет другой такой книги,-писал кандидат медицинских наук В.А.Поляков,- которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему».
Великая Отечественная война застала выдающегося хирурга в Сибири. Не было, разумеется, присвоения генеральских званий, и начальники лагерей не брали перед ним под козырек. Просто большой наплыв раненых в эвакогоспитали сибирских городов заставил привлечь прославленного хирурга к работе и даже доверить ему руководящую должность.
Тысячи сложных операций и спасенных жизней. И за все это одна официальная награда- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». (Приложение №1)
После победы на Курской дуге, в начале сентября 1943года Сталин решил отблагодарить Православную Церковь, разрешив Местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию на архиерейском Соборе избрать патриарха Московского и всея Руси, восстановить работу местных епархий. Войно-Ясенецкий был участником этого собора, а в 1946 году его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этом же звании он был переведен в Крымскую епархию. В 1946 году ему была вручена Сталинская премия за книги «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов»
В 1956 архиепископ Лука совсем ослеп. Практическую врачебную деятельность оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы, письма. Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года. Ему шел 85-й год. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил владыку Луку к лику святых как Мученика.
Вот такого человека, большого ученого и практика, не поддавшегося мирским соблазнам и не оставившего службу Православной Церкви, приютили в начале минувшего века большое курское село Верхний Любаж и уездный городок Фатеж.
О характере архиепископа Луки давались самые разноречивые отзывы. Говорили о его спокойствии, скромности и доброте, и в то же время, о его высокомерии, неуравновешенности, заносчивости, болезненном самолюбии. Можно думать, что человек, проживший такую долгую и трудную жизнь, до предела насыщенную самыми разнородными впечатлениями, мог проявить себя по-разному. Вполне, возможно, что его громадный авторитет в области хирургии, привычка к безусловному повиновению окружающих, особенно во время операций, создала у него нетерпимость к чужим мнениям даже в тех случаях, когда его авторитет вовсе не являлся непререкаемым. Такая нетерпимость и властность могли быть и очень тяжелы для окружающих. Словом, это был человек, с неизбежными у всякого человека недостатками, но в то же время стойкий и глубоко верующий. Достаточно было посмотреть, как проникновенно, со слезами, совершал он литургию, чтобы убедиться в этом.
Определением Синода Украинской Православной церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. 24-25 мая в Симферопольской и Крымской епархии прошло прославление святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). 2 июля 1997 г. в Симферополе, городе, где святитель жил 1946-1961 гг. ему открыт памятник.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был канонизирован для общецерковного почитания.  Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксированы документально. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему. В настоящее время на Украине, в России, Греции открыто много храмов во имя святителя Луки. В результате проделанной работы, я узнал о жизни и духовном подвиге святого Луки, о великом труде врача и служении архиепископа.






Список литературы:
Архиепископ Лука(Войно-Ясенецкий) «Я полюбил страдание» Автобиография. -М.,1996
Никитин В. А. Несгибаемый страстотерпец // Слово.  1990.  № 5.  С. 45-48.
Лисичкин В.А. «Лука –Врач возлюблнный». -М.,2009
Глянцев С. П. Профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука) в ссылке в Северном крае (Архангельск, август 1931 г. ноябрь 1933 г.) (рус.) // Анналы хирургии.  М.: Медицина, 1998.  № 3.  С. 7780.  ISSN [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Кассирский И. А. Воспоминания о профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком. // Наука и жизнь.  1989.  № 5.  С. 76-89.
6. Поляков В. А. Профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий // Ортопедия, травматология и протезирование.  1990.  № 10.  С. 55-56













Приложение №1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]







Приложение № 2


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Памятник святителю Луке (Войно-Ясенецкому) установлен в Красноярске.







Приложение № 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


В Крыму установлен памятник святому хирургу - святителю Луке (Войно-Ясенецкому).









Приложение № 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Памятник святителю Луке (Войно-Ясенецкому) в Керчи.