Анализ методической работы РМО учителей иностранных языков Залесовского района Алтайского края


Анализ
работы методического объединения учителей иностранного языка за 2015учебный год
Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком.
Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный характер, особенно сейчас, когда ставятся задачи изучения языков и культур на всех ступенях и при всех вариантах обучения иностранным языкам.
Процесс повышения профессиональной компетентности учителей иностранного языка в межкурсовой период осуществляется через вовлечение их в работу районного методического объединения, деятельность которого ориентирована, прежде всего, на развитие личности каждого учителя с учётом его интересов и потребностей, специфики местных условий.
Заседаниям районных методических объединений характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки, отбирают языковой материал к наиболее трудным темам, регулярно проводят языковую практику. Грамотно организованная методическая работа помогает учителям строить учебный процесс с учётом современных тенденций в преподавании иностранного языка, главная из которых - обучение общению.
Содержание деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка в 2015 учебном году определено в соответствии с целями и задачами развития муниципальной методической службы.
На территории района идёт непрерывный процесс обновления образования через внедрение Программы развития образования, что проявляется:
в создании новых образовательных моделей;
в инновационном движении;
во внедрении новых педагогических технологий;
в участии в Приоритетном национальном проекте «Образование».
В 2015учебном году районное методическое объединение учителей иностранного языка (английский, немецкий) решало следующие задачи:
Повышение профессиональной квалификации учителей РМО и их участие в профессиональных конкурсах.
Повышение уровня преподавания и качество подготовки учащихся по предмету.
Оказание помощи учителю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего пед.и профмастерстваУглубленное изучение актуальных проблем современного образования
и проблемы:
Особенности раннего обучения ИЯ
Использование информационных технологий
Организация и проведение ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам
Изучение,обобщение и внедрение передового опыта учителей иностранных языков

Главной целью деятельности районного методического объединения является:
объединение учителей иностранного языка вокруг значимых инициатив, интересного педагогического опыта;
развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
Для реализации проблемы «Повышение профессиональной компетентности педагогов иностранного языка в условиях обновления иноязычного образования посредством внедрения современных образовательных технологий» был определён следующий круг задач:
диагностика качества образования, профессиональных потребностей и запросов учителей иностранного языка;
изучение нормативной и методической документации в связи с новыми направлениями в сфере образования;
изучение и анализ состояния преподавания иностранного языка;
изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
совершенствование работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
Преподавание иностранного языка в общеобразовательных учреждениях нашего района осуществляет 19 педагогов из 6 средних и 7 основных школ.
17 (89%) из них имеют высшее образование,2 чел. – средне-специальное образование.
По-прежнему, проблемой остаётся обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми специалистами, профессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания иноязычного образования.
В 12 школах района преподаётся немецкий язык, в 4 - английский.
Учителя иностранного языка руководствуются в своей профессиональной деятельности примерными программами основного и среднего (полного) общего образования по иностранному языку, разработанными Министерством образования РФ на основе Государственного стандарта общего образования.
Преподавание немецкого языка осуществляется по учебно-методическим комплектам под редакцией И.Л. Бим.
Преподавание английского языка ведётся по учебно-методическим комплектам:Кузовлева В.П. и Кауфманна.
Деятельность РМО строится на диагностической основе и имеет практическую направленность.
Основными формами работы районного методического объединения учителей иностранного языка остаются заседания, которые проводятся не реже одного раза в четверть.
Ежегодно в начале учебного года проводится анкетирование педагогов с целью определения круга проблем, приоритетных тем, требующих разного подхода к оказанию адресной методической помощи.
Проводимая диагностика и проблемно-ориентированный анализ деятельности РМО позволяют не только ранжировать проблемы, но и обозначить инновационные пути их решения, а также распределить педагогические кадры по уровням их профессиональной компетентности в соответствии с показателями для их оценки.
Система деятельности РМО имеет тенденцию к поиску современных форм работы, поддержанию инновационного духа и творческого поиска, совершенствованию того, что наработано, и применению новых подходов и идей. Ведь только развивающая система способна активизировать процессы профессионально-личностного роста и саморазвития педагогов.
Выбор формы занятий методического объединения зависит от квалификации педагогов, от их заинтересованности в освоении инновационных форм работы, от активности позиций и творческого потенциала.
Наряду с традиционными формами проведения заседаний методического объединения в последнее время мы всё чаще используем активные формы работы, так как именно они наиболее полно отвечают профессиональным потребностям педагогов, а также вызывают у них наибольший интерес.
Уже традиционными становятся видеолекции ,например по организации и проведению ЕГЭ,»Особенности нового стандарта образования», практикумы, занятия «в мастерской учителя», деловые игры, заседания «круглого стола», дискуссии, защиты авторских проектов, презентации опыта работы, творческие отчёты, которые помогают обеспечивать максимальное участие педагогов в работе РМО, что является залогом повышения уровня их профессионального мастерства.
Современные подходы к процессу обучения и воспитания обучающихся на уроках иностранного языка успешно показали педагоги района, решая проблему коммуникативной направленности урока.
Перова Е.Е.- учитель английского языка Залесовской СОШ №1 поделилась опытом работы по развитию интереса к английскому языку у младших школьников, продемонстрировала это на практике (урок в 4б классе). Учителя района участвуют в инновационных процессах обновления образования, ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки образованной, интеллектуально развитой личности. Педагоги в своей работе реализуют раннее начало обучения иностранному языку, в качестве наиболее адекватной технологии выступает учебно-игровая и здоровьесберегающая технологии..
Деятельность методического объединения не ограничивается только проведением обязательных плановых заседаний. Постепенно в практику входит организация консультаций по проблемам преподавания предмета, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, педагогические мастерские, смотры кабинетов иностранного языка.
Всё это способствует активизации работы учителей иностранного языка по самообразованию. Педагоги понимают, что для того чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долговременную перспективу, уметь определять основные направления деятельности, постоянно повышать свой уровень квалификации, целенаправленно «созидать» самого себя.
Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, выявленного в ходе изучения состояния учебно-воспитательного процесса.
Однако данное направление в работе методического объединения остаётся слабым звеном. Нет опыта работы учителей иностранного языка, занесённого в районный банк данных. Методическое объединение учителей иностранного языка использует современные формы распространения педагогического опыта: мастер-классы, презентации, защиту проектов, творческие отчёты ,но это чаще в ходе аттестации учителей иностранных языков..

Кроме того, педагоги распространяют свой опыт работы через публикации на различных учительских сайтах и собственных сайтах.
Здесь можно отметить следующих учителей Наймушину О.Д.Некрасову Л.В.,Костину В.А.,Голубкову Т.И, Бойкову В.А. Перову Е.Е.,которые имеют свои сайты .На своих уроках учителя школ района решают проблему коммуникативной направленности образовательного процесса через использование современных педагогических технологий и актуального педагогического опыта.
В своей работе многие отдают предпочтение использованию технологии проектного обучения, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий.
Среди основных направлений в деятельности РМО особое место занимает работа с особо мотивированными детьми. С целью реализации их потенциала, формирования интереса к изучению иностранных языков в традиционно проводятся школьные и муниципальные предметные олимпиады. Кроме того, наши учащиеся и учителя являются активными участниками Интернет-конкурсов, интернет-фестивалей, где добиваются определённых результатов.
.
Однако, анализируя результаты участия школьников района в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по иностранному языку, необходимо отметить недостаточный уровень подготовки мотивированных участия их в районных и краевых олимпиадах.В 2015 году в муниципальном туре предметной олимпиады участвовали 5 школ (ЗСОШ№1,ЗСОШ №2,ШСОШ,БСОШ,ЗОСОШ), 16 человек по немецкому языку и 14 человек по английскому языку.
Следует обратить внимание на то, что подготовка к олимпиаде должна вестись по указанным разделам:
понимание письменного текста (чтение);
лексико-грамматический тест (лексико-грамматический тест включает задания на проверку социокультурной компетенции);
понимание устного текста (аудирование);
продуцирование письменной речи (письмо: статья для школьного периодического издания, полуофициальное\дружеское письмо и т.д.);
продуцирование устной речи (говорение: монологическое высказывание и диалог в форме беседы или дискуссии);
методика тестирования должна отвечать современным требованиям и быть разнообразной. Рекомендуется использовать тесты избирательного типа, задания со свободно конструируемым ответом и творческие задания, направленные на решение определённой коммуникативной задачи и моделирование ситуации реального общения,
страноведение
Реальным фактором, стимулирующим творческий потенциал и возможность повышения уровня оплаты труда педагогов, стала аттестация. За последний год было проаттестовано 5 учителей иностранного языка, из них на высшую категорию - 3, на первую -2.
В целом результатом деятельности РМО учителей иностранного языка стали разработанные методические рекомендации:
- по созданию системы работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации по иностранному языку в форме ЕГЭ;
- по раннему обучению иностранному языку;
- по использованию компьютерных технологий в учебно-образовательном процессе при обучении школьников иностранному языку.
Несмотря на положительные тенденции в работе РМО учителей иностранного языка, существует ряд проблем, над которыми нам предстоит работать в будущем учебном году:
Проблемы и затруднения в работе
Проблемы Причины
Недостаточное количество современных учебников, художественной, методической литературы, периодических изданий на иностранном языке
(английский, немецкий) Устаревание и быстрое изнашивание фонда школьных библиотек
Недостаточное количество ТСО, в т.ч. компьютеров и оргтехники (запросы педагогов и учеников превышают наличие/доступность ТСО) Большая загруженность компьютерного класса
Затруднения в моделировании современного урока. Отсутствие системы индивидуальной работы с учителем
Недостаточное овладение современными образовательными технологиями. Отсутствие системы в обучения учителей компьютерным технологиям
Отсутствие системы в организации работы с мотивированными учащимися. Недооценивание в ОУ роли работы с мотивированными учащимися
Затруднения при обобщении передового педагогического опыта лучших учителей района. Отсутствие системы анализа типичных ошибок при обобщении опыта учителей в ОУ
В результате необходимо отметить, что методическое объединение учителей иностранного языка (английский, немецкий) ведёт целенаправленную работу по совершенствованию профессиональной компетентности учителей иностранного языка, педагоги показывают высокую активность и заинтересованность в результатах своего труда. Учащиеся демонстрируют стабильные знания.
Вместе с тем есть направления, над совершенствованием которых предстоит работать в новом учебном году.
Предстоит обратить внимание на практическую направленность уроков, на развитие речи детей, на более серьезную работу с одаренными учащимися. Особое внимание необходимо уделить на учебно-информационную базу кабинетов иностранного языка и их техническую оснащенность.
Представляется целесообразным вынести на заседание методического объединения рассмотрение следующих вопросов:
усиление коммуникативного подхода при обучении основным видам речевой деятельности;
особенности раннего обучения иностранному языку;
внедрение новых информационных и педагогических технологий обучения;
изучение, обобщение и распространение опыта коммуникативного обучения иностранному языку ( английский, немецкий);
оказание помощи учителям и руководителям, курирующим иностранные языки, в работе по реализации стандартов по иностранному языку, в проведении опытно-экспериментальной работе, по профилизации учебного предмета, по организации и планированию элективных курсов по предмету;
диагностика профессиональных потребностей педагогов и их практическое осуществление;
развитие коммуникативной культуры, проявляющейся в способности к конструктивному диалоговому взаимодействию.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую работу, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Помочь учителям в овладении этим арсеналом умений и призвано методическое объединение.
Руководитель РМО учителей немецкого языка Голубкова Т.И..