Методическая разработка, выступление на ШМО «Формирование толерантной личности в поликультурном пространстве образовательного учреждения в рамках ФГОС».
Я преподаю в МОУ «Гимназия №7» в начальных классах по образовательной системе «Начальная школа XXI века», веду 1 «В» класс. Работаю учителем 7 лет, переехав в новый микрорайон города Подольска и поступив на работу в гимназию №7 столкнулась с проблемой, которая, казалась, на первый взгляд, не особо значимой, но в рамках данного образовательного учреждения стоящей особо остро. Хочу поделиться опытом своей работы по формированию толерантной личности в поликультурном пространстве образовательного учреждения ФГОС.
«Формирование толерантной личности в поликультурном пространстве образовательного учреждения в рамках ФГОС».
… В одной народной притче говорится:
«Жила на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете? Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи и попросил показать рассказать. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, прочитал и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
- И всё? – спросил владыка, почесав за ухом.
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже...
Гимназия, мой класс – это в какой-то степени тоже семья. И важно, чтобы в моей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, успех. Как мне, педагогу, сохранить и мир в семье, и индивидуальность каждого? Как помочь развиться личностно и научиться взаимодействовать друг с другом?
Одной из главных задач в федеральной программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. В современных условиях эта задача приобретает особую остроту и чрезвычайную значимость.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается тезис о «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования:
национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Содержание образования должно содействовать сохранению национальной специфики и этнического самосознания.
В Конвенции о правах ребенка одной из целей образования является «воспитание у ребёнка уважения к родителям, к культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает».
Школьный возраст - период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.
Актуальность: Актуальность проблемы формирования толерантной личности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: активной миграцией (вынужденной, получения жилья), изменением социокультурной жизни подрастающего поколения.
Российская Федерация является поликультурным государством, в котором проживают более 100 народов.
Гимназия №7 в 2012 году получила новое здание в строящемся микрорайоне, жильё в котором предназначалось для военных, поэтому в нашем учреждении учатся ребята из разных уголков нашей родины от Камчатки до Калининграда, кроме этого большой процент составляют мигранты. Поэтому, для нас, проблема формирования толерантной личности, развития взаимоотношений в поликультурном пространстве стоит особо остро.
Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Что же такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Толерантность (с лат. tolerantia — терпение). Но для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Тема моего выступления «Формирование толерантной личности в поликультурном пространстве образовательного учреждения в рамках ФГОС».
Цель моей работы
1.Содействие формированию ценностного отношения ребёнка к своей личности и развитию творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность.
2.Формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью.
Задача:
Один из путей решения поставленной цели вижу в создании условий для творческого самовыражения, самореализации личности ребёнка в процессе обучения, условий, способствующих эффективному процессу формирования толерантной личности на уроках и внеурочных занятиях.
В своей работе я выдвинула гипотезу: Если в процессе обучения формировать у учеников умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющих национальные, религиозные и другие отличия, если в урочной деятельности использовать методы личностно-ориентированного обучения, то это приведёт к становлению успешной личности.
Я считаю в своей работе необходимым формирование следующих социокультурных качеств, характеризующих толерантную личность:
-высокая коммуникативная культура;
-уважение к культуре других стран;
-умение представлять свою собственную культуру в ходе осуществления межкультурной коммуникации;
-доброта;
-взаимопонимание.
В концепции образовательной программы НОО в модели выпускника гимназиимы ориентируемся на такие современные подходы как:
-личностно-ориентированный (И.Л.Бим, И.А.Зимняя, Е.С.Полат и др.), который является ведущим в организации внеурочной воспитательной работы по предмету с учениками, так как именно в ходе этой работы создаются условия не только для гармоничного развития личности, но и для формирования у учащихся готовности к организации своей творческой деятельности;
-коммуникативный подход (Е.И. Пассов), способствующий развитию коммуникативной культуры учеников;
-социокультурный подход (В.В. Сафонова) – ориентирует будущего выпускника на готовность к межкультурному иноязычному общению, знакомит с общечеловеческими ценностями, способствует воспитанию будущего выпускника в контексте «диалога культур».
Что позволяет педагогу помочь ребёнку реализовать себя в поликультурном пространстве? Это уроки, внеурочные занятияи программа воспитания класса.
В этом участвуют не только «учитель – ученик», это сотрудничество, в первую очередь между «учителем – учеником – родителем», так же сюда подключаются социальные службы гимназии, другие учителя работающие в классе, и воспитатели ГПД.
Совместно с психологом было проведено социологическое исследование, опросы. Данные исследования и анализ результатов позволили скорректировать работу класса не только на уроках, а также на внеурочных занятиях.
В организованной совместной деятельности учителя, родителей и учащихся возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности. Результатом такой работы должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия, формирования положительной мотивации к учению, созданию ситуации успеха каждый день.
Какова роль учителя в формировании личности в образовательной среде? На своих уроках и внеурочных занятиях использую разнообразные формы и методы обучения, применяю современные педагогические технологии.
Одним из таких методов является учебный диалог. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нём не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сотворчество.
Групповая работа и работа в содружестве дает возможность чаще вступать в коммуникацию с другими членами группы, формулировать свою позицию, согласовывать действия, что может способствовать развитию сотрудничества, межличностной компетентности, коммуникативной культуре. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу.
Проектная деятельность даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и тактично его аргументировать.
В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию.
Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания учащихся на уроках русского языка и литературного чтения, являются технология критического мышления, технология проблемного обучения, интерактивные методы, в частности диалоговые.
Обучение посредством общения основано на умении принять чужую точку зрения в атмосфере, способствующей честности и открытости, на полном согласии и доверии учеников. В данном случае учитель и ученик становятся частью одной команды и работают над достижением общей цели.
Уроки литературного чтения – это уроки нравственности, уроки жизни, которые необходимо использовать в данном направлении.
При всей важности владения современными знаниями, информационными технологиями не следует забывать об уроках мудрости, которые содержатся в народных сказках. Таким примером можно считать известную всем сказку «Репка». Объединение усилий каждого героя, каким бы он не был в жизни, способствовало достичь поставленной цели. Так же и на уроке. Надо ценить усилия всех, кто может выполнять совместные дела, иногда даже усилия маленькой мышки. Каждый человек, каждый народ, сколь бы малым он ни был, бесценен для развития человечества. Все в образовательном процессе, на уроке равны.
О том, как печально заканчиваются истории, где взаимопонимание не найдено, рассказывается ещё в баснях. Знаменитый русский баснописец И.А.Крылов не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут закончить начатое дело: «А воз и ныне там…», потому что «Рак пятится назад, а щука тянет в воду».
Необходимость толерантности И.А.Крылов обосновывает так: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» Эта цитата наглядно иллюстрирует то, что, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания. ?
Сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок» можно рассматривать в качестве материала для проведения уроков по национальной терпимости, предложив ученикам, например, следующие вопросы:
1.Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка, и он оказался предметом нападок со стороны других.
2.Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
3.Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то чему учатся?
Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.
Наша образовательная программа «Начальная школа 21 века» предусматривает и во внеурочной деятельности формирование и развитие личности способной к сотрудничеству и диалогу в поликультурном пространстве образовательного учреждения.
Мной проводятся такие занятия как:
«В мире книг»,
«Мир деятельности»,
«Я изучаю родной край»
«Праздники, традиции и ремесла народов России»,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
И наша задача убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и национальности, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
В моём классе, в гимназии нет конфликтов, основанных на этнических различиях или религиозных взглядах. Казалось бы, и тему поднимать не стоило, но конфликтов потому и нет, что работа по формированию толерантной личности, современных взглядов на мир ведется на многих уроках, в воспитательных мероприятиях в беседах и внеурочной деятельности, чаще незаметно для участников образовательного процесса тема затрагивается и это создаёт спокойную атмосферу, уверенность в завтрашнем дне.