Статья «Влияние обычаев и традиций на формирование толерантной личности»
«Влияние обычаев и традиций на формирование толерантной личности»
Фаррахова Л.М.
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида
№36 «Золотой ключик»
Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу.
У каждого человека имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий, цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни. Своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения к младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.
Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим изучение педагогических обычаев и традиций, какого-то отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов.
При изучении истории общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Именно в семье складываются народные воспитательные традиции и поддерживаются коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной.
Вся народная этика сводится главным образом к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа: «Сначала сделай, потом говори. Мало говори, больше работай».
Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребёнку, с учётом его возраста, находят вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.
Одной из характерных черт народной педагогики является культ матери, культ родителей, культ старшего поколения вообще. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», - говорят татары.
В народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность. Все народы заслуженно возвеличивают женщину – мать, создают культ матери: «Всю жизнь, день и ночь трудись - труд матери не возместить» Мать – единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
О роли отца в семье и в народе говорят: «Отец жив – смотри на его поступки, отец умер – помни о его воле»
В этнопедагогике выработано правило устанавливающее, что родители отвечают за то, как воспитывается их ребёнок, каким он готовится к жизни. Но родительские обязанности далеко не исчерпываются обычной воспитательной заботой о детях. В пословицах по этому поводу говорится: «Отца и мать слушал – человеком стал, кто не слушал – пропал».
Эмпирическим путём народной педагогики было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: «У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая».
Какие требования предъявляет татарская народная педагогика к родителям, чтобы родители могли предстать перед детьми положительными нравственными примерами?
Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей: «В дружной семье - благодать, где раздоры – там погибель»
Татарский народ утверждает, что родители должны соблюдать такт в воспитании. Таковы нравственные уроки народной педагогики.
Список литературы
1. Журнал Наука и школа №2, 1998.- 35 с.
2. Латышина Д.И. По берегам Идели. Татарский народ. Быт, культура, обычаи
с древних времён. М.: ЦГО, 1995.- 39с.
3. Казыханов В.С. Уроки нравственности. Набережные Челны, 2000.- 3с.
15