Роль выполнения домашнего задания в учебной деятельности школьника


Родительское собрание тему: "Роль выполнения
домашнего задания в учебной деятельности школьника"
 Занятия в школе могут только вдолбить
в ребенка все правила, добытые чужим пониманием,
но способность правильно пользоваться ими разовьет
только домашний самостоятельный труд.
Иммануил Кант
Задачи собрания: Показать родителям значение учебной домашней работы школьника. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы. Вопросы для обсуждения: Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам. Подготовительная работа к собранию:диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания; подготовка с учащимися плаката-коллажа "Я учу уроки"; подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам; выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий; газетные статьи по проблеме собрания. При подготовке заблаговременно всем участникам собрания предлагается заполнить анкету.
Анкета для учащихсяУважаемый пятиклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _________________________________________________________________ 3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? 4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых? 5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________ 6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________ 7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________ 8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______ 9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? _______________________________________________________ 10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей? _________________________________________________ Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно. 
Анкета для родителейУважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? _________________________________________________ 2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? 3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________ 4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____ 6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу? 8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __ 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______ 10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание? На вопросы анкеты также отвечают все учителя-предметники, которые задают ученикам класса домашние задания. Анкета для педагоговУважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? _________ 2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания? 3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? _________________________________________ 4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? ____________________ 5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? _________________________________________________________ 6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание? 8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? _ 9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете? 10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания? 
Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых. Памятка для родителей пятиклассникаПомогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки. Памятка для пятиклассникаКак готовить домашние заданияАктивно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы. Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету. Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить. Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания. Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить. Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться. Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту. Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. Составляй план устного ответа и проверяй себя. 
Как улучшить память и внимание
 
Поскольку универсального средства для улучшения памяти не существует, нужно продуманно подпитывать мозг продуктами, содержащими максимум полезных веществ для его работы и активизирующими умственную деятельность.Проблемы с памятью могут возникнуть из-за постоянного стресса и дефицита витаминов. Нормальная работа мозга нарушается, если к плохому питанию приплюсовывается недосыпание, алкоголь, малоактивный сидячий образ жизни. Память ухудшается также из-за плохого усвоения продуктов и неправильного питания (в частности, злоупотребления полуфабрикатами), депрессии.
Несмотря на то, что мозг составляет всего лишь 2-3% от общей массы тела, он потребляет 20% всех жиров, поступающих в организм. Чтобы диета для памяти оказалась эффективной, постарайтесь соблюдать три золотых правила:1. Замечено, что память резко ослабевает у тех, кто привык обходиться без завтрака. Очень важно есть не спеша. Углеводы являются основным источником энергии для мозга, способствуют усвоению информации.2. Контролируйте потребление жиров, но не исключайте их полностью из рациона. Легкое чувство голода активизирует умственную деятельность, но длительное воздержание от полноценной пищи действует прямо противоположно.3. То, что способствует хорошему кровообращению, хорошо и для мыслительных процессов. Мозг не может работать на 100%, если артерии закупорены холестерином, потому что в этом случае поступающая в мозг кровь бедна кислородом. Важно включить в рацион продукты, богатые антиоксидантами и витамином Е.
10 рекомендаций для улучшения памяти:
Советуем готовить на оливковом масле первого отжима (оно богато антиоксидантами).
Нейрофизиологи рекомендуют для стимуляции памяти салаты из овощей и бобовых с растительным маслом.
Хотя бы два раза в неделю ешьте рыбу и морепродукты – в них содержится не только фосфор, но и жирные кислоты, которые стимулируют деятельность клеток мозга.
Разнообразные фрукты и овощи – также отличное подспорье для забывчивых. В бананах содержится значительное количество витамина В6, а если съесть немного винограда или яблоко, это поможет сконцентрировать внимание. Помидоры богаты марганцем, полезным для тех, кто занят интеллектуальным трудом. Апельсины, сладкий красный перец замедляют процессы старения мозга.
90% мозга состоит из воды, поэтому следует пить больше жидкости, чтобы повысить концентрацию внимания. Дневная норма – восемь стаканов воды, то есть около 2 л.
Так же, как и в бобовых, в мясе содержится много железа, которое стимулирует умственную деятельность. Если каждую неделю съедать два куска мяса и три яйца, организм получит хороший запас витамина В12.
Употребляйте макаронные изделия, рис и хлеб: для работы мозга необходимы углеводы, которые превращаются в глюкозу и способствуют активизации умственной деятельности.
Сыр богат протеинами (70 г сыра приравниваются к 100 г мяса), необходимыми для работы мозга. Он содержит вещества, поднимающие настроение и улучшающие концентрацию внимания.
Соя обладает способностью улучшать память, ускорять процесс обучения.
Не злоупотребляйте кофе (он может стать причиной бессонницы).